КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Колонка главного редактора
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
С целью изучения связи кризисных переживаний и учебной мотивации было реализовано эмпирическое исследование с участием четырех естественных групп студентов направления «Физика» кафедры экспериментальной физики Сургутского государственного университета в возрасте 18–24 лет. Методы исследования: психологическое измерение с использованием психодиагностических методик «Анкета кризисных событий и переживаний для студентов» В. Р. Манукян, «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, модифицированная методика «Якоря карьеры» Э. Шейна и методы математической статистики. Была выявлена корреляционная связь характера кризисных переживаний и учебной мотивации студентов: высокая выраженность и широта кризисных переживаний наблюдается у студентов с сочетанием мотивации приобретения знаний и овладения профессией, у студентов с мотивацией получения диплома наблюдаются переживания кризиса бесперспективности, у студентов с мотивацией приобретения знаний кризисные переживания выражены незначительно.
Предмет исследования – трудовая биография Ивана Дмитриевича Карягина, заместителя народного комиссара (министра) нефтяной промышленности СССР. Биография отражает не только шаги и ступени трудовой деятельности (в отличие от профессиональной карьеры), но и различные события, обстоятельства, мотивации, связанные с профессиональной деятельностью. Авторы выясняют, каким образом выходец из обычной крестьянской семьи и деревенской глубинки оказался в эпицентре событий индустриализации СССР, стал одним из ведущих руководителей нефтяной промышленности страны, внес важный вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. В статье рассмотрены обстоятельства появления И. Д. Карягина в тюменской провинции после многих лет работы в столице, определен его вклад в создание новой топливной базы СССР. Использован биографический метод исследования. Источники – документы центральных архивов РФ. Основные выводы: полузабытый экономист-нефтяник Иван Карягин сыграл важную роль в развитии отрасли и на московском, и на тюменском этапе своей трудовой биографии.
В статье исследуется роль пожертвований в период Отечественной войны 1812 г. как формы патриотического проявления. Анализируется архивный документ, отражающий материальную поддержку, оказанную жителями г. Тобольска в условиях войны. Затрагивается вопрос о мотивации сибиряков и значении их вклада в общенациональное дело защиты Отечества. Патриотизм народа был основой формирования Российского государства. Население Сибири оказало значительную поддержку армии. Горожане Тобольска в 1812 г. собрали для помощи государю и армии 10 тыс. рублей. Всего в Тобольской губернии в 1812–1815 гг. жители передали на помощь армии более 168 тыс. рублей.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность статьи обусловлена высокой востребованностью творческого наследия А. С. Макаренко в современной педагогической практике, возможностями новой интерпретации его базовых положений с позиций технологического подхода. В статье под технологиями воспитания понимается процесс реализации заданных целей воспитания совокупностью его форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих достижение наиболее эффективных его результатов. Дана авторская классификация технологий воспитания, разработанных в теории и апробированных на практике А. С. Макаренко, с выделением трех уровней: общепедагогического, частнометодического, локального.
Охарактеризована структура технологий воспитания общепедагогического уровня – технология формирования и сплочения детского коллектива, технология целостного формирования личности ребенка в детском интернатном учреждении. Раскрыты частнометодические технологии воспитания, составляющие общепедагогическую технологию целостного формирования личности ребенка, – эстетического, трудового и военно-патриотического воспитания. Статья предназначена для ученых, исследующих творчество А. С. Макаренко, а также студентов, педагогов-практиков, интересующихся историко-педагогическим отечественным наследием.
В статье обоснованы педагогические условия формирования лидерских качеств студентов вузов. Предложены модель и авторская программа, реализованные в экспериментальном исследовании. Представлены количественные результаты и статистическая проверка их достоверности.
Показана динамика уровней развития лидерских качеств: доля студентов с высоким уровнем выросла до 48 %, с низким – снизилась до 9 %. Гипотеза подтверждена (t = 8,04, p < 0,001). Практическая значимость программы заключается в возможности ее внедрения в образовательную среду вузов.
В статье рассматриваются методические подходы к оценке эффективности взаимодействия школ и бизнеса в рамках реализации инновационных образовательных проектов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования научно обоснованных и практически применимых инструментов оценки результативности социального партнерства, которое становится важнейшим фактором модернизации современной системы образования. Исследование исходит из предпосылки, что партнерские проекты, реализуемые школами совместно с предприятиями, позволяют существенно повысить качество образования, адаптировать его содержание к требованиям рынка труда и обеспечить формирование метапредметных, цифровых и профессиональных компетенций обучающихся.
Цель исследования заключается в изучении и обосновании методики комплексной оценки эффективности партнерства, охватывающей как ресурсные и организационные, так и образовательные, социальные и инновационные аспекты. В работе представлена классификация критериев оценки, предложена система весовых коэффициентов, а также раскрыты возможности применения различных методов: критериально-оценочного, SWOT-анализа, логико-структурной модели, кейс-анализа и социологического мониторинга. Результаты исследования подтверждают рабочую гипотезу о том, что наличие научно обоснованной системы оценки способствует не только более точному управлению инновационными проектами, но и укреплению доверия между школой и бизнесом, повышению прозрачности процессов, а также усилению ориентации образовательной среды на результат. Представленные подходы могут быть использованы как образовательными учреждениями, так и органами управления образованием, а также бизнес-партнерами при планировании, реализации и мониторинге совместных образовательных инициатив. Таким образом, статья вносит вклад в развитие теории и практики социального партнерства в образовании и предлагает инструменты, способствующие повышению эффективности межсекторального взаимодействия.
В статье представлена система педагогической поддержки семейного воспитания на основе слияния традиционных ценностей как средство противодействия дихотомии ценностей. Актуальность темы подтверждается тенденцией поляризации духовности, отражающей дисбаланс ценностных систем в современной культуре личности и общества, которые оказывают существенное влияние на структуру личностно-семейных ценностей и семейное воспитание. Цель работы: проанализировать формы педагогической поддержки семейного воспитания на основе слияния традиционных ценностей. Научные результаты статьи заключаются в разработке системы противодействия дихотомии ценностей через три основных направления поддержки семейного воспитания: охранение генеалогии и традиций семьи, включение семьи в общественную деятельность и поддержку семейного творчества в ходе отражения дихотомии ценностной системы семьи, а также в выявлении ценностных установок и социальных эффектов культурных мероприятий. Авторский подход заключается в выявлении связей семейного воспитания с пентабазисом и принципами концепции семейного воспитания. Научная новизна полученных результатов – в выделении направлений семейного воспитания через системный подход. В статье предложены рекомендации по использованию мер поддержки семейного воспитания в информальной системе образования. Материалами исследования являются нормативные документы Президента Российской Федерации и правительства о сохранении семейных ценностей, а также работа учреждений культуры и дополнительного образования.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вузов является одной из задач стратегии развития физической культуры и спорта. Цель исследования – разработать программу повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов вузов. Методы исследования: обзор литературы, опрос, тестирование,моделирование. На основании выявления уровней мотивации и тестирования ведущих мотивов студентов разработана экспериментальная программа повышения мотивации в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Показатели эффективности подпрограмм: среднее значение посещаемости занятий, аттестация по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», количество студентов, занимающихся в дополнительных секциях физической культурой (в том числе самостоятельно), уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой.
В статье раскрываются онтологические, аксиологические, методологические и праксиологические основания разработки экокинезиологического подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста, направленного на комплексное развитие кинезиологического потенциала через интеграцию двигательной активности с познавательным, социальным и эмоциональным развитием. Актуальность работы обусловлена современными вызовами технологизации общества, приводящими к снижению двигательной активности дошкольников, что негативно влияет на их физическое, психическое и социальное развитие, включая ухудшение кинезиологического потенциала. Постановка проблемы связана с необходимостью преодоления дефицита движения через комплексное развитие психо-телесно-двигательных характеристик, учитывая взаимосвязь когнитивных функций и моторных навыков. Пути решения включают создание обогащенной образовательной среды, учитывающей современные вызовы технологизации и индивидуализации образования.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросам научно-методического сопровождения педагогов, работающих с обучающимися-инофонами в условиях инонациональной языковой среды. Цель исследования заключается в разработке комплексного подхода к поддержке педагогов, направленного на преодоление профессиональных дефицитов в работе с обучающимися-инофонами. В качестве методологической основы используется контент-анализ предыдущих исследований и структурирование направлений сопровождения. Авторы выделяют четыре группы дефицитов педагогов: организационно-педагогические, дидактические, методические и психологические. Для их восполнения предлагается модель сопровождения, включающая обучающее, консультационное, адаптационное, информационное, психологическое и другие направления. Новизна работы заключается в разработке тематики модулей повышения квалификации, методики разработки дифференцированных заданий на основе таксономии SOLO, модели персонифицированной программы обучения и сопровождения, а также стратегий рефлексивных практик. Основные выводы подчеркивают необходимость системной поддержки педагогов, которая не только повышает качество образования, но и способствует социальной интеграции и укреплению межкультурного взаимопонимания. Предложенные инструменты и методы могут быть внедрены в программы дополнительного образования.







