Перейти к:
Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»!
Аннотация
Аннотация
Для цитирования:
Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):8-12.
Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»!
Представляем вашему вниманию новый выпуск журнала «Северный регион: наука, образование, культура». Наш журнал продолжает свою работу в условиях заметных перемен в научном мире: сегодня мы наблюдаем значительный рост числа публикаций в международном научном сообществе, что отражает не просто увеличение объема проводимых исследований, но и существенные изменения в способах обмена научной информацией между учеными. Отрадно отметить, что в этом динамичном контексте наблюдается устойчивое повышение интереса к региональным исследованиям. Северные территории с их уникальной историей, самобытной культурой и особыми образовательными практиками становятся объектом пристального внимания исследователей различных научных школ и направлений. Это находит непосредственное отражение в увеличении потока рукописей, представляемых на рассмотрение в наш журнал.
В соответствии с научным профилем нашего издания приоритетное внимание на страницах журнала традиционно уделяется вопросам истории, психологии и педагогики – дисциплинам, формирующим тот гуманитарный фундамент, на котором строится понимание прошлого, настоящего и будущего северных регионов России.
Хочу подчеркнуть принципиальную позицию редакции: без систематического, корректного и аргументированного диалога, без одновременного представления в научном поле различных дискурсов невозможно действительно плодотворное развитие научных исследований. Мы стремимся к тому, чтобы наш журнал стал живым пространством научной полемики, где сталкиваются разные точки зрения, методологические подходы и концептуальные модели.
Актуальность статьи автора из г. Нижневартовска, вошедшей в раздел по отечественной истории, обусловлена необходимостью исследования вопросов развития арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Севера, которые находятся в фокусе государственной политики России. Изучение исторического опыта создания системы профессиональной подготовки северных кадров в 1920–1941 гг. позволяет осмыслить организационные модели и педагогические практики, обеспечившие формирование первого поколения национальной интеллигенции, что представляет значительную ценность для современного совершенствования системы подготовки специалистов для северных регионов с учетом культурной специфики и исторической преемственности. В статье автором рассматривается довоенное пятнадцатилетие в деятельности учебных заведений города Ленинграда по подготовке специалистов преимущественно средней квалификации для районов Крайнего Севера, ставшее начальным этапом формирования интеллектуальных кадров. В центре внимания – организация профессионального обучения во второй половине 1920-х гг. (Северная группа рабфака Ленинградского государственного университета и Северное отделение Института живых восточных языков) и подготовка кадров в 1930–1941 гг. (Институт народов Севера и Отделение народов Севера в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена).
В разделе по общей педагогике, истории педагогики и образования представлены результаты автора из г. Ханты-Мансийска, посвященные исследованию запросов на физическую активность среди школьников, представляющих коренные малочисленные народы Севера, которые обучаются и проживают в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение учебного года. Основная цель исследования заключается в выявлении потребностей обучающихся в физической активности в рамках внеурочной деятельности. В основе статьи лежат социологические данные, собранные среди учащихся из коренных малочисленных народов Севера. Анализ ответов респондентов, контент-анализ и статистическая информация об образовательных учреждениях о программах внеурочной деятельности позволили сделать вывод о том, что в школах-интернатах удовлетворяются потребности воспитанников в физической активности. Содержимое действующих программ внеурочной деятельности, помимо эстетических, познавательных и духовных аспектов, включает физкультурно-спортивное направление, которое пользуется популярностью среди школьников всех групп. Спортивные установки в общеобразовательных учреждениях отражают общероссийский тренд на популяризацию физической активности среди населения. На примере нескольких школ-интернатов (Полноватская, Казымская, Угутская) рассматривается системный подход к вовлечению школьников в спортивную среду, особенно в соревнования по северному многоборью. Также выявлены потребности учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в создании современной спортивной инфраструктуры (на примере Угутской СОШ) для удовлетворения их двигательных запросов.
Результаты ученых из г. Сургута посвящены исследованию ценностных ориентаций студентов Сургутского государственного университета в период 2022–2024 гг. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью выявления ценностных приоритетов студенческой молодежи как наиболее чувствительного индикатора общественных изменений. Цель исследования – выявление ценностных ориентаций студентов в 2022/23 и 2023/24 учебных годах и анализ их динамики по сравнению с предыдущими периодами. Научная новизна заключается в формулировке теоретических оснований для создания программы мониторинга ценностного самоопределения студентов, а также в обосновании комплекса методов, позволяющих исследовать ценностно-смысловую сферу личности студента в условиях университетского образовательного пространства. Использован количественный и качественный анализ анкетных данных, визуализированных в форме диаграмм. Установлены тенденции смещения приоритетов от материальных к экзистенциальным ценностям, зафиксированы возрастные и гендерные различия. На основе полученных результатов обоснована необходимость формирования программ, способствующих осознанному ценностному самоопределению студентов университета.
В раздел по методологии и технологии профессионального образования вошла статья авторов из городов Сургута и Донецка, в которой представлены результаты исследования по разработке и апробации методики развития финансовой грамотности бакалавров педагогического образования в вузе. Рассматривается структурно-содержательная модель развития финансовой грамотности, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки. Предложены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного развития финансовой грамотности, включающие в себя интеграцию тематических блоков по разработке образовательных игр на финансовую тематику в учебную дисциплину «Методика обучения финансовой грамотности», создание мотивационной образовательной среды за счет использования интерактивных методов обучения, проектной деятельности и активное включение студентов в просветительскую деятельность по вопросам финансовой грамотности для различных категорий обучения через участие в Региональном форуме «Финансовая грамотность для всех». Результаты эксперимента показывают значимые положительные изменения в уровне мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов финансовой грамотности студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
В научной статье исследователей из Омского государственного педагогического университета рассмотрено изучение готовности старшеклассников к выбору инженерной профессии. Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях стремительного технологического прогресса инженерные профессии становятся крайне востребованными. Спрос на квалифицированных специалистов возрастает в самых разных отраслях: от информационных технологий до машиностроения. Однако многие старшеклассники сталкиваются с трудностями при выборе карьеры. Внешняя направленность мотивов и недостаточная осознанность при выборе профессии приводят к личной неудовлетворенности, а также к ошибкам, которые могут возникнуть в профессиональной реализации. В статье проанализирована готовность старшеклассников к выбору инженерной профессии, а также факторы, которые влияют на данный процесс. Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном подходе к изучению этой готовности, охватывающем как мотивационные, когнитивные, так и личностные аспекты; в разработке и апробации методики диагностики готовности старшеклассников к выбору инженерной профессии, основанной на сочетании количественных и качественных методов исследования, позволяющей выявить не только уровень сформированности отдельных компонентов готовности, но и структуру взаимосвязей между ними. Полученные результаты позволяют определить наиболее эффективные направления профориентационной работы с обучающимися, направленные на формирование осознанного и устойчивого интереса к инженерным специальностям.
В статье авторов Сургутского государственного и Казанского (Приволжского) федерального университетов рассматриваются педагогические условия формирования культуры самоуправления студентов вуза в условиях цифровизации. Актуальность статьи обусловлена возрастающей необходимостью формирования культуры самоуправления у студентов вузов в условиях цифровизации. Современная образовательная среда предъявляет новые требования к личности студентов, включая развитие способности к самостоятельной организации учебной и профессиональной деятельности. Цифровизация образовательного процесса, наряду с преимуществами, ставит перед студентами задачи по адаптации к новым форматам обучения и управления временем, что требует особых навыков самоуправления. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании культуры самоуправления как ключевого элемента образовательного процесса и анализа ее формирования в условиях цифровой образовательной среды. Авторами систематизированы современные подходы к пониманию сущности и структуры культуры самоуправления, ее влияния на личностное и профессиональное развитие студентов. Раскрыта сущность культуры самоуправления, заключающаяся в формировании навыков самоорганизации, саморегуляции и самореализации студентов. Классифицированы ключевые педагогические условия, способствующие развитию самоуправления, включая использование цифровых платформ, адаптивных систем обучения и методов активного обучения. Предложено использовать интеграцию цифровых технологий и педагогических стратегий для повышения эффективности образовательного процесса. Доказано, что образовательная среда вузов обладает значительным ресурсным потенциалом для формирования навыков самоуправления.
Предлагаю вашему вниманию обзор статей по возрастной психологии. Так, ученые из Сургута посвятили свое исследование анализу влияния профессиональной деятельности актеров-кукольников на их понимание и проявление эмоций. Описывается синдром оттормаживания телесного (моторного) сопровождения эмоций, выявленный с помощью факторного анализа. Он проявляется в лучшем дифференцировании актерами-кукольниками астенических эмоций по сравнению с нормотипичной выборкой; в худшем понимании и выражении эмоций стенического спектра; в шаблонности, стереотипности выражения экспрессии и эмпатии с помощью речевых средств; в свертывании использования мимических и двигательных способов их выражения. Предполагается, что в стрессовой ситуации у актеров-кукольников есть риск развития негативных последствий рассинхронизации моторного и психологического аспектов выражения эмоций. Первая вероятность – это преобразование стратегии идентификации с персонажем в деперсонализацию. Вторая – угроза перехода повышенной готовности к переживанию астенических эмоций в депрессию. Способом нивелирования отрицательных последствий оттормаживания моторного сопровождения эмоций может выступать психологическое сопровождение процесса профессионализации актеров-кукольников.
Целью статьи исследователей из г. Москвы выступает анализ профессиональной самореализации и саморегуляции в контексте киберспорта на разных этапах профессиональной карьеры. В качестве методов использовалось сочетание теоретического анализа научной литературы и полуструктурированного интервью начинающих и профессиональных киберспортсменов. Методологией выступили идеи акмеологии А. А. Деркача, через призму которой рассматриваются проблемы профессионализма. Результат исследования – выявление способности к саморегуляции и преодолению трудностей в качестве ключевой роли в долгосрочном успехе в киберспорте. Применение результатов исследования способствует дальнейшему созданию эффективных программ подготовки, развития и сопровождения киберспортсменов на разных этапах профессионального становления. Полученные данные могут быть полезны не только для киберспортсменов, но и для тренеров, психологов, а также специалистов в области акмеологии.
В разделе по физической культуре и профессиональной физической подготовке актуальность статьи автора из г. Коломны обусловлена тем, что в условиях интенсификации образовательной среды именно динамичность и скорость выполнения двигательных действий становятся определяющими характеристиками тренировочного процесса, а развитие реакции – его приоритетной целью. В этом контексте научно обоснованная интеграция бадминтона с дыхательными практиками в структуру физкультурно-оздоровительных занятий может рассматриваться как перспективный вектор развития системы физического воспитания студенческой молодежи. Цель исследования – обосновать и экспериментально проверить эффективность комплексной методики физического воспитания студенток педагогического вуза с использованием средств бадминтона и дыхательных практик. Проведенное педагогическое исследование включало в себя два взаимосвязанных компонента: диагностико-аналитический (тестирующий) этап и практико-ориентированный модуль, направленный на внедрение элементов спортивной игры «Бадминтон» в структуру элективного курса физического воспитания. Одним из значимых направлений исследования стало изучение функционального состояния организма обучающихся на базе мониторинга показателей физического здоровья студентов педагогического вуза. Индивидуальные карты физического состояния стали основой для проведения персонализированных консультаций, в ходе которых были рекомендованы корригирующие упражнения для сводов стопы, элементы дыхательной гимнастики и приемы восстановления. С помощью системы «Кардиовизор» осуществлен анализ вариабельности сердечного ритма, что позволило выделить уровни адаптационных возможностей студентов и выявить специфические особенности вегетативной регуляции сердечной деятельности. Научное обоснование предложенной методики, сочетающей соревновательные компоненты спортивной игры с восстановительно-регуляторными эффектами дыхательной гимнастики, позволяет рассматривать ее как перспективное направление в оздоровительной системе физического воспитания студентов педагогических вузов.
Актуальность исследования ученых из г. Сургута обусловлена высокой значимостью поиска эффективных средств и методов формирования здоровья подрастающего поколения из числа коренных народов Югры. Особенно важно решение данного вопроса в условиях средних общеобразовательных школ с интернатным проживанием детей в течение учебного года. Цель исследования – оценить показатели физического развития, функционального и психоэмоционального состояния детей подросткового возраста из семей хантов, проживающих в течение учебного года в интернате при средней общеобразовательной школе; выделить факторы, которые могут негативно влиять на состояние здоровья воспитанников, а также организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат». В процессе работы выявлялись антропометрические и физиометрические показатели подростков 13–16 лет, проводилось тестирование психоэмоционального состояния (применялись АПК «Нейрософт»: Спиро-Спектр, НС-психотест эксперт). Анализ полученных результатов позволил сделать заключение о необходимости разработки программ, ориентированных на создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», обеспечивающего сохранение высокого уровня физического и психического здоровья детей, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Редакция журнала «Северный регион: наука, образование, культура» всегда открыта для диалога и готова к дальнейшим изменениям в интересах развития науки. Мы приглашаем всех заинтересованных исследователей к сотрудничеству и надеемся, что наш журнал станет для вас надежной платформой для представления результатов ваших научных изысканий.
Сергей Михайлович Косенок, главный редактор,
доктор педагогических наук, профессор,
ректор Сургутского государственного университета
Об авторе
С. М. КосенокРоссия
главный редактор, доктор педагогических наук, профессор, ректор
Рецензия
Для цитирования:
Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):8-12.