Педагогические условия формирования лидерских качеств студентов вуза
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-5
Аннотация
В статье обоснованы педагогические условия формирования лидерских качеств студентов вузов. Предложены модель и авторская программа, реализованные в экспериментальном исследовании. Представлены количественные результаты и статистическая проверка их достоверности.
Показана динамика уровней развития лидерских качеств: доля студентов с высоким уровнем выросла до 48 %, с низким – снизилась до 9 %. Гипотеза подтверждена (t = 8,04, p < 0,001). Практическая значимость программы заключается в возможности ее внедрения в образовательную среду вузов.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. КорниловаРоссия
кандидат педагогических наук
А. В. Сальков
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Список литературы
1. Демография. Распределение населения по возрастным группам // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 24.03.2025).
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7–14.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1946. 704 с.
5. Бендас Т. В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты : дис. …д-ра психол. наук. СПб., 2002. 545 с.
6. Зотова Т. А. Развитие лидерских качеств у студентов в образовательном учреждении // Проблемы современного педагогического образования. 2025. № 87–2. С. 200–202.
7. Pontes M., Weng J. Leadership development research and scholarship // New Directions for Student Leadership. 2024. Vol. 2024, no. 183. P. 43–49. https://doi.org/10.1002/yd.20622.
8. Almazovaite M., Cohn E. P., Kumar S. Group projects as spaces for leadership development in the liberal arts classroom: A case of American undergraduate students // Frontiers in Education. 2024. Vol. 9. https://doi.org/10.3389/feduc.2024.1480929.
9. Ueda N., Kezar A. A systematic review: Pedagogies and outcomes of formal leadership programs in higher education // Cogent Education. 2024. Vol. 11. https://doi.org/10.1080/2331186X.2024.2314718.
10. Гибадуллина А. А. Особенности студенческого возраста // Евразийский научный журнал. 2018. № 12. С. 111–112.
Рецензия
Для цитирования:
Корнилова Л.А., Сальков А.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств студентов вуза. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):56-65. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-5
For citation:
Kornilova L.A., Salkov A.V. Pedagogical conditions for development of leadership qualities in university students. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-5







