Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск
Том 26, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13-23 2
Аннотация

Статья посвящена анализу приоритетных направлений и эффективных практик государственной политики в сфере образования коренных малочисленных народов Севера на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Представлен комплексный обзор правовых, программных и организационных механизмов, способствующих сохранению этнокультурной идентичности, развитию кадрового потенциала, языкового и профессионального наследия коренных народов. Особое внимание уделено инновационным практикам цифровизации образовательной среды, вопросам кадрового обеспечения и созданию новых образовательных институтов, ориентированных на потребности коренных малочисленных народов. Описываются успешные проекты, направленные на профориентацию, модернизацию образовательных траекторий, укрепление связей между работодателями, образовательными организациями и сообществами коренных народов. В качестве выводов даны конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательной политики и интеграции современных технологий в практику подготовки специалистов для традиционных отраслей и современного сектора региональной экономики. 

24-31 2
Аннотация

В статье рассматривается искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка в вузе. Определены характеристики искусственного интеллекта. Отмечено, что применение искусственного интеллекта должно носить осознанный характер и не приводить к вытеснению традиционных методов обучения, видов деятельности. Выявлено, что искусственный интеллект представляет собой современный инструмент, позволяющий преподавателю автоматизировать ряд повседневных рабочих задач. Определено, что технологии искусственного интеллекта разнообразны по целям, задачам, направленности, которые можно использовать для генерирования текста, изображений, презентаций на базе уже имеющихся материалов, а также конструирования инновационного продукта. Выявлено, что технологии искусственного интеллекта доступны каждому преподавателю, однако необходимо учитывать целесообразность их применения в рамках конкретного вуза, программы, темы, при этом эффективным становится направленность искусственного интеллекта на визуализацию учебных материалов, их обновляемость, актуализацию под конкретную ситуацию. Сделан вывод о том, что применение искусственного интеллекта при обучении иностранному языку возможно для отработки лексики в диалоге, формирования навыков слушания, восприятия на слух речи разных людей. Применительно к изучению грамматики можно использовать искусственный интеллект для создания презентаций с анимацией.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

32-37 2
Аннотация

 Статья посвящена особенностям психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальность исследования интеллектуальной недостаточности обусловлена тем, что большое количество детей в мире характеризуются сниженными когнитивными функциями, что влияет на их социализацию, обучение и качество жизни. Целью работы является исследование особенностей психического развития когнитивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.  Анализируются теоретические подходы к данной проблеме в современной психологии. Выделяются виды и формы интеллектуальной недостаточности у детей с различными психоневрологическими заболеваниями. Представлены результаты эмпирического исследования уровня развития вербально-логического мышления у учеников 3-го класса с интеллектуальной недостаточностью, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учеников 3-го класса общеобразовательной школы. В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия по уровню развития вербально-логического мышления, сформированности таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение между группами детей, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учениками общеобразовательной школы, где в первой группе выявленные показатели находятся на существенно более низком уровне. Полученные результаты могут быть использованы для организации психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие вербально-логического мышления. Статья предназначена для педагогов-психологов классического инклюзивного образования.

38-44 1
Аннотация

В статье анализируются результаты исследования удовлетворенности трудом работников инженерно-технического профиля одного из градообразующих предприятий города Сургута. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью удерживать на предприятии опытные кадры, обладающие комплексом необходимых на конкретном производстве компетенций, что в условиях возникшего в последние годы на российских предприятиях кадрового голода является эффективной альтернативой поиску и подготовке новых кадров. Полученные в ходе исследования результаты позволяют констатировать, что имеющиеся в настоящее время на градообразующем предприятии социально-психологические условия в достаточно высокой степени удовлетворяют опытные инженерно-технические кадры и в целом способствуют квалифицированному выполнению ими своих профессиональных обязанностей. При этом авторами отмечается некоторая тенденция к недостаточной востребованности профессиональных компетенций женщин, работающих в инженерной сфере, что несколько снижает показатель их удовлетворенности по ряду параметров, а также, возможно, приводит к определенным экономическим потерям для предприятия. 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

45-53 1
Аннотация

Рассматриваются такие политически значимые проекты, как «Кондиции», которые были составлены членами Верховного тайного совета для императрицы Анны Иоанновны, и конституционный проект одного из влиятельных государственных сановников графа Н. И. Панина. Проанализированы основные положения политических проектов, их влияние на развитие государственного управления, причины нереализованности. Научной новизной статьи является сравнение вышеназванных проектов по следующим критериям: цели и мотивы создания, представительный орган, форма правления, роль монарха, сторонники проекта, итоги и значение. Сравнение вышеназванных проектов обусловлено тем, что вопрос об источниках конституционного проекта Н. И. Панина является дискуссионным. Ключевой вопрос состоял в том, заимствовали Н. И. Панин идеи для своих конституционных проектов лишь из западноевропейских источников (шведских или английских конституционных актов) или же комплексно подходил к вопросу, опираясь также на отечественный политический опыт и конституционные проекты. На основе архивных и опубликованных источников научно-исследовательской литературы автор приходит к выводу, что именно эти документы стали важнейшими политическими проектами, которые появились во второй четверти и второй половине XVIII в.

54-65 1
Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических подходов и методов исследования, которые применяют современные ученые при изучении истории гигиены детства. Важной практической и теоретической базой для научных публикаций являются фундаментальные труды ученых, в том числе концепции П. Бурдье, посвященные вопросам повседневной жизни, социального пространства и социальным отношениям в целом. Анализ работ российских и зарубежных специалистов показал, что теория модернизации благодаря своей многовекторности и многофункциональности может служить методологической основой при изучении в том числе истории гигиены детства. На примере конкретных публикаций рассмотрена роль разнообразных общенаучных и специальных методов. Кроме традиционных анализа, синтеза, дедукции и индукции специалисты продуктивно применяют специальные методы, которые в зависимости от содержания, объекта, предмета, цели и задач исследования способствуют созданию объективной и целостной картины процесса эволюции истории гигиены детства. В статье показано, что каждый из применяемых методов выполняет свои функции для изучения конкретно-исторических сюжетов.

66-77 1
Аннотация

В работе представлена характеристика процесса образования и развития сети поселков городского типа на территории Западной Сибири в период с момента появления данной категории населенных пунктов в типологической структуре поселений в середине 1920-х гг. до последней Всероссийской переписи населения, проходившей в 2020 г. Проанализированы причины возникновения селений названной категории, по данным всесоюзных и всероссийских переписей населения 1920–2020-х гг. прослежена динамика и темпы изменения количества поселков городского типа в разные исторические периоды, выделены основные этапы их развития. Впервые рассмотрены особенности образования и количественное соотношение сети поселков в различных административно-территориальных единицах региона. Определено влияние политических и социально-экономических факторов на структурную трансформацию сети в 1990–2000-е гг., выразившуюся в ее количественном сокращении, депопуляции населения, превращении около трети характеризуемых поселков в населенные пункты сельского типа. Сделан вывод о высоком уровне дезурбанизации в Алтайском крае, Тюменской и Томской областях, где сеть поселков городского типа за столетие своего существования сократилась более чем на 50 % за счет преобразования ее структурных единиц в села.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

78-91 2
Аннотация

Целью исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования посредством контент-анализа научных публикаций. Анализ проводился на основе выборки из крупнейшей научной электронной библиотеки России за период с 2020 по 2024 год. Для выявления ключевых проблем использовался метод контент-анализа. В результате были выявлены проблемы необходимости актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточной гибкости нормативных актов и нехватки механизмов эффективного контроля. Это подтверждает гипотезу о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.

92-104 2
Аннотация

В статье исследуются технологии профессиональной ориентации на творческие специальности в условиях цифровой трансформации. Целью работы является выявление возможностей применения современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам. Авторы применяют концептуальное моделирование, сравнительный анализ отечественных и зарубежных технологий, анкетирование и экспертный опрос. Особое внимание уделяется технологиям «Вербатория» и «Пункт Б», которые демонстрируют высокую эффективность в сокращении списка подходящих профессий и повышении уверенности обучающихся в выборе профессионального направления. Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей реализации технологий нейрометрии и цифрового анализа данных, обеспечивающих объективность (электроэнцефалография против самоотчетов), и в дальнейшем – в определении структурных компонентов интегративной модели профориентации, которая преодолевает ключевые ограничения традиционных диагностических методов профориентации. Выводы подчеркивают значимость комплексного использования современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам и оценочно-диагностического инструментария для определения готовности обучающихся к выбору профессии.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

105-113 3
Аннотация

В статье представлены результаты опытно-поисковой работы, направленной на выявление двигательной активности взрослого населения, проживающего в Тюмени, и его отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Цель исследования – выявление отношения населения зрелого возраста с различными режимами двигательной активности к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности. В процессе исследования определялась реальная физкультурно-спортивная активность взрослого населения, его ценностные ориентации и мотивы занятий физической культурой и спортом. Проведенное исследование позволило выявить, что у значительной части взрослого населения г. Тюмени отношение к физкультурно-спортивной деятельности положительное, а двигательная активность у 15 % высокая, у трети – регулярно-умеренная и у 23,2 % – сниженная. В иерархии жизненных ценностей преобладают здоровье и интересная работа. Ведущими мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью являются желание укрепить здоровье, поднять жизненный тонус и стремление совершенствовать свое телосложение. Представленные в статье результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях для выявления динамических изменений мотивационно-ценностного отношения взрослого населения города и способствовать разработке практических рекомендаций по повышению эффективности физкультурно-спортивной работы с населением.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)