Перейти к:
Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8
Аннотация
Целью исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования посредством контент-анализа научных публикаций. Анализ проводился на основе выборки из крупнейшей научной электронной библиотеки России за период с 2020 по 2024 год. Для выявления ключевых проблем использовался метод контент-анализа. В результате были выявлены проблемы необходимости актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточной гибкости нормативных актов и нехватки механизмов эффективного контроля. Это подтверждает гипотезу о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.
Ключевые слова
Для цитирования:
Спивак М.С., Королёв М.Е. Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):78-91. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8
For citation:
Spivak M.S., Korolev M.E. Legal regulation in Russian education: Identification of problems by publications’ content analysis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8
ВВЕДЕНИЕ
В современной России актуальность совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере образования становится все более очевидной. Это связано с необходимостью адаптации к меняющимся социальным и технологическим условиям, а также с проблемами, выявленными в процессе реализации существующих образовательных реформ. Несмотря на значительные усилия по развитию системы образования, остаются недостаточно решенными такие важные вопросы, как необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточная гибкость нормативных актов и нехватка эффективных механизмов контроля за соблюдением норм.
Нормативно-правовое регулирование в образовании понимается как деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм [1].
Нормативно-правовое регулирование в сфере образования Российской Федерации представляет собой целый комплекс законов, постановлений и других нормативных актов, обеспечивающих качество образовательного процесса, защищающих права учащихся и преподавателей, а также устанавливающих единые стандарты и требования для образовательных учреждений. Законодательство в сфере образования составляет сложную многоуровневую нормативную систему, которую можно представить в следующей триаде (рис. 1).

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование в сфере образования
Примечание: составлено авторами.
Целью данного исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования через проведение контент-анализа научных публикаций. Это позволит глубже понять существующие недостатки и определить направления для совершенствования действующей системы правового регулирования. Задачи исследования:
1) изучить ключевые законодательные акты, регулирующие сферу образования в России, и выявить их соответствие современным вызовам;
2) систематизировать и проанализировать научные статьи, посвященные проблемам правового регулирования в образовании;
3) определить наиболее острые недостатки в нормативно-правовом регулировании (пробелы, противоречия, неэффективность механизмов контроля и т. д.);
4) предложить пути совершенствования законодательства и механизмов его реализации в российской образовательной системе.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем.
- Проводится комплексное исследование проблемы нормативного регулирования сферы образования в России посредством контент-анализа современных научных публикаций. Такой подход позволяет объективно оценить существующую ситуацию, выявить скрытые тенденции и недостаточно изученные аспекты проблемы.
- Исследование систематизирует и структурирует выявленные недостатки текущего законодательства, раскрывая пробелы, противоречия и несоответствия современным реалиям развития образования. Анализируются причины возникновения указанных недостатков и предлагаются определенные меры по их устранению.
- Результаты исследования предлагают конкретные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности и качества функционирования образовательной системы России. Предложения ориентированы на устранение реальных барьеров, препятствующих успешной модернизации образовательного пространства страны.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для изучения публикаций используются различные методы, которые позволяют глубже понять содержание публикаций, выявить основные понятия и проблемы, а также определить ключевые тенденции и направления исследований. Одним из распространенных исследовательских методов является контент-анализ, который и будет использоваться для обработки публикаций с целью выявления проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России.
Контент-анализ – это объективный метод исследования, основанный на четких правилах, который позволяет выявить картину видения, формируемую в обществе через СМИ; это точная исследовательская техника, предполагающая систематический анализ текстов по явным процедурам, обеспечивающим воспроизводимость и объективность результатов [2].
Контент-анализ – это содержательный анализ массивов однородных документов, имеющий своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции [3].
Клаус Криппендорф в своей работе «Контент-анализ: введение в его методологию», определил контент-анализ как «исследовательский метод для создания воспроизводимых и обоснованных выводов из текстов (или другого значимого материала) в контексте их использования» [4]. Особенность контент-анализа состоит в его методе сбора и изучения данных, который основывается на систематическом кодировании и категоризации текстовых материалов. Контент-анализ нацелен на предоставление знаний и понимания исследуемого явления путем систематического анализа и кодирования текстовых данных. Его уникальность заключается в применении структурированных схем кодирования, позволяющих делать выводы о содержании текстовых материалов. Благодаря строгим процедурам кодирования контент-анализ обеспечивает воспроизводимость исследований, позволяя другим исследователям повторять и проверять результаты. Несмотря на общие черты с качественными исследованиями, контент-анализ выделяется своим особым подходом к кодированию и оценке надежности, что позволяет рассматривать его как самостоятельный исследовательский инструмент.
Авторы и их вклад в теоретическое обоснование исследования: А. Д. Ануфриева, Н. Д. Першин (сравнительный анализ советского и современного образования); Т. В. Братарчук (проблемы правового регулирования цифровых технологий в образовании); Д. В. Грак (укрепление правовой составляющей образования); О. В. Гриднева (комплексное рассмотрение нормативно-правовой базы образования); Т. В. Газизова, Е. Н. Карпечина, Д. А. Благирева, А. О. Пономарёва (анализ проблем реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)); И. Е. Каманин, А. Е. Прохоров, Е. С. Панкратова (выявление проблем государственной политики в образовании); Н. С. Киреева, С. А. Киреев (аналитический обзор исследований российских ученых); Г. Г. Мачхелян (обзор проблем образовательной политики и реформы образования); В. В. Пасечник (рассмотрение трудностей введения ФГОС); И. А. Пашинян (оценка преимуществ и ограничений контент-анализа); Е. П. Чернобровкина (роль контент-анализа в изучении образовательных процессов).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
- Проведен систематический анализ современных научных публикаций (2020–2024 гг.), что позволило выявить ключевые проблемы образовательного права.
- Разработана оригинальная методика, сочетающая контент-анализ с юридическим анализом нормативных актов.
- Уточнены основные понятия образовательного права, создана концептуальная основа для дальнейших исследований.
- Выявлены новые аспекты правового регулирования в условиях цифровизации образования.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем.
- Выявлены конкретные проблемы законодательного регулирования образования для их последующего устранения.
- Предложены рекомендации по обновлению норм о цифровом обучении и гармонизации законодательства.
- Предложены решения для снижения бюрократической нагрузки и оптимизации финансирования образовательных учреждений.
- Создана основа для мониторинга эффективности правового регулирования в сфере образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опираясь на определение К. Криппендорфа и взяв за основу направленный подход к контент-анализу, который описан в публикации М. Стива [4], было проведено исследование на выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования.
Основные этапы исследования
Этап 1. Разработать исследовательский вопрос / гипотезу
Вопрос: «Какие проблемы нормативно-правового регулирования в сфере образования России выявляются при проведении контент-анализа публикаций?»
Гипотеза: если содержание проанализированных публикаций указывает на наличие существенных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России, таких как необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточная гибкость нормативных актов и нехватка механизмов эффективного контроля за исполнением норм, то это свидетельствует о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.
Этап 2. Определить совокупность / размер выборки
Анализ проводился на основе выборки, составленной из ресурсов крупнейшей научной электронной библиотеки России eLIBRARY.RU, из опубликованных научных статей за последние пять лет (2020–2024 гг.), содержащих словосочетания «нормативно-правовое регулирование», «сфера/система образования», «проблемы». Размер выборки составил 10 публикаций. Единицей анализа стали вышеуказанные слова и словосочетания. Важно отметить, при изучении текстов научных публикаций, направленных на интерпретацию нормативно-правового регулирования в сфере образования, авторы упоминают о разных образовательных проблемах.
Этап 3. Выбрать проект / план исследования
План исследования можно прописать в виде алгоритма, описанного в работе (научной статье) Е. П. Чернобровкиной.
- Первичное прочтение текста целиком (необходимое для сформирования общего видения текста, прежде чем он будет рассортирован на фрагменты).
- Вторичное, более детальное вчитывание в текст (комментарии исследователя переосмысливаются, сопоставляются с контекстом ситуации и научным видением автора).
- Последующие прочтения (формулируются коды, комментарии укрупняются и одновременно происходит сокращение текста за счет исключения ненужной информации. В дальнейшем коды уточняются, конкретизируются, соотносятся с отдельными отрывками из текста).
- Аналитическое описание (в результате остается организованный структурированный текст и несколько категорий, отрывков из него, необходимых для дальнейшего анализа) [5].
Этап 4. Сбор данных и интерпретация доказательств представлены ниже (таблица).
Таблица
Аналитическое описание
Публикация (научная статья) название, автор, год | Актуальные вопросы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и формирование современной концепции его развития (на примере Владимирской области). И. Е. Каманин, А. Е. Прохоров, Е. С. Панкратова и др., 2023 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Конституция РФ, федеральное законодательство об образовании, указы Президента России, национальный проект «Образование» |
Сфера / система образования | В статье система образования РФ видится как целостная совокупность взаимодействующих элементов, включающих образовательные стандарты, программы, организации, органы управления и инфраструктуру, направленная на реализацию национальных целей и стратегических задач социально-экономического развития страны | |
Проблемы | Проблемы, снижающие эффективность образовательной и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. Среди них: – низкий уровень педагогического потенциала и, как следствие, – низкий уровень подготовки специалистов вузов; – неточность определения уровня знаний ученика (случайность ответов) при сдаче ЕГЭ; – недостаточное государственное финансирование технических возможностей учебного учреждения и т. п. Некоторые общие для всех субъектов Российской Федерации проблемы развития системы современного образования: – устойчивая формализация знаний обучающихся; – организация и проведение ЕГЭ и ОГЭ; – обеспечение системы образования профессиональными кадрами; – изношенность инфраструктуры образовательных организаций, нехватка количества мест в образовательных учреждениях, недостаточная оснащенность учебного процесса современными инновационными средствами обучения, наличие второй и третьей смены в школах, что способствует снижению эффективности образования [6] | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Понятие и правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации. О. В. Гриднева, 2022 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | По оценкам специалистов всего в систему федерального законодательства в сфере образования входит более 700 нормативных правовых актов, то есть данная система представляет собой достаточно сложное образование [7]. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; Конституция РФ; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; федеральные образовательные стандарты |
Сфера / система образования | Система образования и образовательная деятельность тесно связаны друг с другом. Под образовательной деятельностью следует понимать целенаправленный организованный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах человека, общества и государства, специально уполномоченными на то субъектами в соответствии с порядком, установленным законодательством [7]. Система образования представляет собой более широкое понятие, в рамках которого осуществляется образовательная деятельность | |
Проблемы | Основной проблемой множества законов является высокая вероятность появления противоречий между этими документами и специальными нормативными актами в области образования. Система нормативного регулирования в области образования, состоящая из трех уровней, имеет ряд существенных недостатков: отсутствие согласованности, противоречия в правовых нормах и юридические изъяны нормативных документов. Эти проблемы зачастую приводят к юридическим конфликтам между участниками разных уровней, особенно между федеральными и региональными законодательствами | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации. И. Г. Видясова, 2021 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Конституция РФ от 12.12.1993, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
Сфера / система образования | Сфера образования является одной из важнейших сфер общественной жизни для любого государства [8] | |
Проблемы | 1. Новый закон об образовании не включил все необходимые нормы, касающиеся высшего образования, что привело к недостаточному правовому регулированию этой сферы по сравнению с предыдущим законодательством. Некоторые важные правовые нормы были утрачены в процессе объединения законодательства. Если ранее Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. включал 34 статьи, то теперь этой области посвящено лишь 5 статей. 2. Недостаточное правовое регулирование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в российском законодательстве. Особенно это отразилось в период пандемии COVID-19. Закон об образовании не содержит четких определений, классификаций и регламентов для этих технологий, а также критериев для их внедрения и механизмов контроля. 3. Действующий закон разрешает заниматься педагогической деятельностью лицам без профильного педагогического образования, что ставит под сомнение качество подготовки учителей | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы современного образования. В. В. Пасечник, 2020 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) |
Сфера / система образования | Совершенствование системы отечественного образования в настоящее время напрямую связано с реализацией Федеральных государственных стандартов. В них определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всех уровней образования. Стандарты имеют силу закона и должны выполняться аккредитованными учебными организациями всех уровней – от детских садов до высших профессиональных учебных заведений [9] | |
Проблемы | 1. Несоответствие учебных планов и содержания учебников (2015–2016 учебный год): учебники были разработаны под один учебный план, однако после сокращения количества часов многие школы начали использовать эти же учебники, несмотря на изменения в программе. Это привело к рассогласованию между содержанием учебников и количеством отведенных часов. 2. Отсутствие учета изменений при переходе на новый учебный план: школы начали переход на новый учебный план без должного анализа последствий, связанных с изменением количества часов на изучение предмета. 3. Поспешность внедрения изменений: Министерство утвердило новый учебный план уже через год после начала работы по новым стандартам, что свидетельствует о недостаточной проработанности первоначальных решений. Это также создает ощущение нестабильности образовательной системы. 4. Несоответствие структуры и содержания Всероссийских проверочных работ (ВПР) реальной ситуации в образовательных учреждениях. Введение ВПР без учета различий в подходах и последовательностях изложения материала, принятых разными авторскими коллективами, создало дополнительные трудности для учащихся и учителей. Поскольку каждая школа могла следовать своей линии учебников с уникальной структурой подачи материала, ученики оказались в неравных условиях при выполнении стандартных тестов. 5. Большое количество различных линий учебников по одной дисциплине | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России. Г. Г. Мачхелян, 2023 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Упоминание о нормативных правовых актах по планированию, организации и управлению деятельности всех звеньев образовательной структуры страны |
Сфера / система образования | Система образования, или образовательная система (англ.: an educational system) представляет собой единую комплексную структуру из официальных организаций и учреждений, осуществляющих обучение населения на всех уровнях общего и профессионального образования и несущих ответственность за уровень и качество подготовки высококвалифицированных кадров специалистов для всех отраслей экономики [10] | |
Единицы анализа / категории | Проблемы | Проблемы, связанные с реформированием в образовании: – внедрение Болонской системы образования, которая заменяет все элементы традиционного российского обучения и воспитания; – возобновление после двухлетней пандемии ЕГЭ (единый государственный экзамен), который считается малоэффективным и даже вредным средством контроля знаний; – проект «Цифровая школа»: создание электронных учебников и online-курсов, платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», оснащение школ инфраструктурой, переподготовка учителей для применения в учебном процессе электронного образовательного материала. Вследствие чего из творческого педагога учитель превращается в куратора, тьютора, ориентирующего ученика. Погружение учащихся в виртуальный мир приводит к отдалению от реальности, затрудняет реализацию долгосрочных планов и замедляет социализацию. Легкий доступ к информации создает иллюзию знаний. – цифровое неравенство образовательных организаций; недостаточное количество и доступность качественных цифровых учебных материалов, усиление внутреннего расслоения системы высшего образования (на элитарное и массовое); в период пандемии отсутствие необходимого оборудования и доступа к интернету у многих студентов и преподавателей; – негативное влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения; – низкое качество общего и профессионального образования, которое проявляется в частых ошибках докладчиков при публичных выступлениях на научных форумах, конференциях, а также в речи ученых, чиновников, дикторов ТВ: неправильное звучание терминов, числительных, ударений в словах, частое применение сочетания «что касаемо», безграмотное чтение адреса электронной почты и иностранных слов, не решена окончательно в грамотном ключе проблема ёфикации (обязательное написание буквы ё везде, где она необходима) и пр.; – недостаточное внимание к вопросам лингвострановедения и владения новейшей англоязычной научно-технической терминологией, а также к изучению антропонимики и топонимики в образовательной системе страны |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России. А. Д. Ануфриева, Н. Д. Першин, 2022 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Концепции модернизации российского образования, Национальная доктрина образования, принятая на период до 2025 г. |
Сфера / система образования | Современная система образования в России сейчас переживает достаточно тяжелые времена. На смену традиционной советской школе приходит европейская, по нашему мнению, не несущая в себе тот фундаментализм и основательность, с которым преподносила знания советская система образования. Система отечественного образования пребывает в активной стадии модернизаций и реформ [11] | |
Проблемы | 1. Неэффективность ряда реформ, направленных на улучшение качества образования. 2. Введение Единого государственного экзамена. По мнению учителей и общественных деятелей, учеников не обучают, а «натаскивают» на ЕГЭ. 3. Финансирование образовательных учреждений: острая нехватка бюджетных средств, недофинансирование учебных заведений различных уровней. 4. Низкая квалификация педагогов. 5. Коррупция в образовании. 6. Во многих образовательных организациях устаревшая и неактуальная система обучения. Педагоги предлагают студентам материалы, которые зачастую оказываются ненужными и оторванными от реальной профессиональной практики | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | К вопросу о достижении правовых образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС общего образования. Д. В. Грак, 2021 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, «Примерная программа воспитания» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 № 2/20), Конституция Российской Федерации |
Сфера / система образования | В статье сфера образования видится как правовое пространство, требующее гармонизации нормативных и методических документов для обеспечения целостности правового обучения и воспитания | |
Проблемы | 1. Недостаточное внимание к учащимся как полноправным участникам образовательного процесса, что может привести к их пассивности в восприятии своих прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует злоупотреблениям со стороны других недобросовестных участников образовательных отношений. 2. Существующая программа общего образования не учитывает развитие финансовой грамотности у учащихся через внеучебную деятельность, организованную при поддержке региональных центров финансовой грамотности, что препятствует полноценному формированию финансовых знаний и навыков у школьников, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе. 3. Несмотря на широкое использование цифровых технологий и важность освоения цифрового права в современном образовании, существующие учебные программы не уделяют должного внимания вопросам поведения учащихся в интернете, правового регулирования коммуникаций, контента и безопасности. 4. Несмотря на то что в рамках общеобразовательной программы заявлено формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, отсутствуют четкие предметные стандарты и методические подходы к преподаванию основ противодействия коррупции [12] | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Образовательная политика государства в условиях развития инфокоммуникационных технологий. А. М. Дроздова, 2020 г. | |
Единицы анализа/категории | Нормативно-правовое регулирование | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» |
Сфера / система образования | В статье просматривается идеальная система образования: преемница советской модели, где образование – не услуга, а миссия, приоритет – глубокие знания и воспитание, государство обеспечивает доступность, качество и связь с наукой, избегаются формализм, бюрократия и слепое заимствование зарубежных стандартов | |
Проблемы | 1. Коммерциализация образования: превращение образования в платную услугу, что снижает его доступность и качество. 2. Снижение качества образования: уменьшение внимания к фундаментальным дисциплинам (математика, физика, литература и др.) и замена их на «ненужные» предметы. 3. Цифровизация и ее негативные последствия: чрезмерная зависимость от компьютеров и интернета, что не способствует развитию критического мышления; ухудшение языковых навыков из-за использования «языка интернета». 4. Болонская система: критика двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура) как не соответствующей традициям российского образования. 5. Бюрократизация: преподаватели вынуждены тратить время на бессмысленные отчеты и таблицы вместо преподавания. | |
Единицы анализа/категории | Проблемы | 6. Проблемы преподавателей: низкие зарплаты и слабая социальная защищенность; невыполнимые требования (публикации в РИНЦ, Scopus, WoS, участие в грантах); давление со стороны администрации и государства. 7. Потеря традиционных ценностей: отказ от воспитательной роли образования; заимствование западных моделей без учета национальных особенностей. 8. Правовая культура и правосознание: недостаточное внимание к формированию правовой культуры у студентов и граждан. 9. Отсутствие четкой стратегии: противоречия в образовательной политике, отсутствие механизмов реализации декларируемых целей. 10. Человеческий фактор: игнорирование роли педагога как творческой личности и наставника в пользу формальных показателей [13] |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Т. В. Газизова, Е. Н. Карпечина и др., 2020 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., Болонский процесс (международные стандарты), ФГОС |
Сфера / система образования | Система образования представлена как совокупность уровней (начальная, старшая школа и др.), функционирующих в рамках требований ФГОС, ФЗ «Об образовании» и других документов | |
Проблемы | Автор статьи выделяет несколько ключевых проблем, связанных с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов в России: – стандартизация гуманитарного образования: вступление России в Болонский процесс привело к чрезмерной стандартизации; – проблемы с выбором технологий достижения качества образования: сложности в определении эффективных педагогических технологий; – несоответствие нормативно-правовой базы современным образовательным парадигмам: возникают вопросы о том, как согласовать требования законодательства с современными подходами к обучению, такими как переход от фрагментарного изучения материала к целостному восприятию мира и развитию универсальных учебных действий; – организационные и управленческие сложности: реализация ФГОС требует пересмотра системы управления образованием, включая разработку учебных программ, планов и организацию процесса обучения; – адаптация педагогов: учителям необходимо не только понимать суть новых стандартов, но и обладать ценностно-смысловыми установками для их реализации [14] | |
Публикация (научная статья) название, автор, год | Нормативно-правовое регулирование интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность РФ. Т. В. Братарчук, 2023 г. | |
Единицы анализа / категории | Нормативно-правовое регулирование | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон от 07.02.2017 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования госуправления в сфере образования», «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2020–2030 годы», Постановление Правительства РФ от 26.09.2019 № 1188 «Об утверждении правил разработки и реализации образовательных программ» |
Сфера / система образования | Система образования в статье представлена как государственно управляемая, многоуровневая структура, интегрированная в социально-экономический контекст и требующая правового регулирования, особенно в условиях цифровой трансформации | |
Единицы анализа / категории | Проблемы | Недостаточность и неактуальность нормативно-правовой базы: действующие законы (например, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») не учитывают современные технологии, такие как онлайн-обучение, искусственный интеллект (ИИ), виртуальная и дополненная реальность. Проблемы качества и стандартизации дистанционного обучения: только 28 % школ, использующих дистанционное обучение, соответствуют стандартам качества очного образования (данные Рособрнадзора за 2022 г.); отсутствие четких стандартов для оценки эффективности цифровых образовательных программ [15]. Проблемы конфиденциальности и защиты данных: рост нарушений, связанных с защитой личной информации учащихся, на 32 % (данные Роскомнадзора); недостаточная эффективность существующих мер по защите персональных данных (например, Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных») [15]. Проблемы авторского права и интеллектуальной собственности: недостаточная проработанность законодательства в области использования цифровых образовательных ресурсов, включая открытые образовательные материалы; отсутствие четких правил лицензирования и использования контента в онлайн-среде. Проблема цифрового неравенства среди регионов: неравномерный уровень информатизации в регионах, что создает дисбаланс в доступности цифровых образовательных ресурсов [15] |
Примечание: составлено авторами.
На основе анализа данных из таблицы можно сделать вывод, что в сфере нормативно-правового регулирования образования в России выявляется целый ряд ключевых проблем.
- Необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями: отсутствие четких норм для регулирования электронного обучения и дистанционных технологий; недостаточная проработанность законодательства в области цифровых образовательных ресурсов, искусственного интеллекта и защиты персональных данных; утрата важных правовых норм в сфере высшего образования при переходе на новый закон об образовании.
- Недостаточная гибкость нормативных актов: противоречия между федеральными и региональными законодательствами, а также между различными нормативными документами; чрезмерная стандартизация, особенно в гуманитарных дисциплинах, что ограничивает творческий подход педагогов; несоответствие учебных планов и содержания учебников требованиям ФГОС, что приводит к рассогласованию в образовательном процессе.
- Нехватка механизмов эффективного контроля: отсутствие четких стандартов для оценки качества дистанционного обучения и цифровых образовательных программ; проблемы защиты конфиденциальности данных учащихся, включая рост нарушений в этой области; недостаточное внимание к формированию правовой культуры у участников образовательного процесса, что способствует злоупотреблениям и коррупции.
- Организационные и управленческие сложности: бюрократизация системы образования, отвлекающая педагогов от непосредственной работы с учащимися; неравномерное развитие инфраструктуры и цифрового неравенства между регионами, что снижает доступность качественного образования.
- Проблемы качества образования и финансирования образовательных учреждений: низкий уровень подготовки педагогических кадров и недостаточное финансирование образовательных учреждений; коммерциализация образования, ведущая к снижению его доступности и качества [16].
Делая вывод, можно сказать, что указанная в данном исследовании гипотеза подтверждается. Содержание проанализированных публикаций свидетельствует о наличии существенных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России, что указывает на необходимость пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования, включая обновление законодательной базы, усиление координации между различными уровнями власти и внедрение современных механизмов контроля и оценки качества образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование, основанное на контент-анализе научных публикаций, подтвердило гипотезу о наличии значительных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России. Выявлены ключевые недостатки, включая необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточную гибкость нормативных актов и отсутствие эффективных механизмов контроля. Результаты указывают на необходимость системного пересмотра правовой базы, усиления координации между уровнями власти и внедрения современных инструментов оценки качества образования.
Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой конкретных мер по совершенствованию законодательства, адаптацией международного опыта и созданием условий для устойчивого развития образовательной системы. Решение этих задач позволит повысить качество образования и его соответствие актуальным социально-экономическим вызовам.
Список литературы
1. Селедцов В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования // Молодой ученый. 2022. № 22. С. 385–387.
2. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13–18.
3. Киреева Н. С., Киреев С. А. Исследовательские интересы российских ученых в области инноваций: контент-анализ публикаций // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 1. С. 87–100. https://doi.org/10.18334/vinec.11.1.111516.
4. Стив М. Контент-анализ как методология исследования // Коммуникации. Общество. Духовность – 2022 : материалы XXII Междунар. науч.-практич. конф., 19–21 мая 2022 г., г. Ухта. Ухта : Ухтинский государственный технический университет, 2022. С. 252–259.
5. Чернобровкина Е. П. Контент-анализ в лингвистических исследованиях // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2011. № 11. С. 125–129.
6. Каманин И. Е., Прохоров А. Е., Панкратова Е. С. и др. Актуальные вопросы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и формирование современной концепции его развития (на примере Владимирской области) // Конкурс студенческих научных работ 2022/23 учебного года : сб. конкурсных науч. работ А. Е. Илларионова, А. И. Новикова. Владимир : Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2023. С. 70–78.
7. Гриднева О. В. Понятие и правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Дискуссии в области гуманитарных, естественно-научных аспектов современности : материалы XXXV Всерос. науч.-практич. конф., 15 февраля 2022 г., г. Симферополь. В 2 ч. Ростов-н/Д : Профпресслит, 2022. Ч. 2. С. 86–90.
8. Видясова И. Г., Худойкина Т. В. Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 2. С. 287–290. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32.
9. Пасечник В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы современного образования // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф., 2–14 февраля 2020 г., г. Москва. М. : ООО «Диона», 2020. С. 4–9.
10. Мачхелян Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60.
11. Ануфриева А. Д., Першин Н. Д. Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы : материалы XXVII межрегионал. молодежной науч.-практич. конф. с междунар. участием, 23 апреля 2022 г., г. Иркутск. Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2022. С. 141–147.
12. Грак Д. В. К вопросу о достижении правовых образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС общего образования // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 3–7.
13. Дроздова А. М. Образовательная политика государства в условиях развития инфокоммуникационных технологий // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34, № 2. С. 33–38. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-33-38.
14. Газизова Т. В., Карпечина Е. Н., Благирева Д. А. и др. Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Перспективы науки. 2020. № 4. С. 110–112.
15. Братарчук Т. В. Нормативно-правовое регулирование интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность РФ // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 179–186. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.78.022.
16. Абакумова Н. Н., Фахрутдинова А. В., Цзюй Ч. и др. Педагогический мониторинг инновационных изменений в высшем образовании. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2024. 244 с.
Об авторах
М. С. СпивакРоссия
учитель
М. Е. Королёв
Россия
доктор педагогических наук, доцент, профессор
Рецензия
Для цитирования:
Спивак М.С., Королёв М.Е. Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):78-91. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8
For citation:
Spivak M.S., Korolev M.E. Legal regulation in Russian education: Identification of problems by publications’ content analysis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8








