Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Целью исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования посредством контент-анализа научных публикаций. Анализ проводился на основе выборки из крупнейшей научной электронной библиотеки России за период с 2020 по 2024 год. Для выявления ключевых проблем использовался метод контент-анализа. В результате были выявлены проблемы необходимости актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточной гибкости нормативных актов и нехватки механизмов эффективного контроля. Это подтверждает гипотезу о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.

Для цитирования:


Спивак М.С., Королёв М.Е. Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):78-91. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

For citation:


Spivak M.S., Korolev M.E. Legal regulation in Russian education: Identification of problems by publications’ content analysis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

ВВЕДЕНИЕ

В современной России актуальность совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере образования становится все более очевидной. Это связано с необходимостью адаптации к меняющимся социальным и технологическим условиям, а также с проблемами, выявленными в процессе реализации существующих образовательных реформ. Несмотря на значительные усилия по развитию системы образования, остаются недостаточно решенными такие важные вопросы, как необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточная гибкость нормативных актов и нехватка эффективных механизмов контроля за соблюдением норм.

Нормативно-правовое регулирование в образовании понимается как деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм [1].

Нормативно-правовое регулирование в сфере образования Российской Федерации представляет собой целый комплекс законов, постановлений и других нормативных актов, обеспечивающих качество образовательного процесса, защищающих права учащихся и преподавателей, а также устанавливающих единые стандарты и требования для образовательных учреждений. Законодательство в сфере образования составляет сложную многоуровневую нормативную систему, которую можно представить в следующей триаде (рис. 1).

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование в сфере образования

Примечание: составлено авторами.

 

Целью данного исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования через проведение контент-анализа научных публикаций. Это позволит глубже понять существующие недостатки и определить направления для совершенствования действующей системы правового регулирования. Задачи исследования:

1) изучить ключевые законодательные акты, регулирующие сферу образования в России, и выявить их соответствие современным вызовам;

2) систематизировать и проанализировать научные статьи, посвященные проблемам правового регулирования в образовании;

3) определить наиболее острые недостатки в нормативно-правовом регулировании (пробелы, противоречия, неэффективность механизмов контроля и т. д.);

4) предложить пути совершенствования законодательства и механизмов его реализации в российской образовательной системе.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем.

  1. Проводится комплексное исследование проблемы нормативного регулирования сферы образования в России посредством контент-анализа современных научных публикаций. Такой подход позволяет объективно оценить существующую ситуацию, выявить скрытые тенденции и недостаточно изученные аспекты проблемы.
  2. Исследование систематизирует и структурирует выявленные недостатки текущего законодательства, раскрывая пробелы, противоречия и несоответствия современным реалиям развития образования. Анализируются причины возникновения указанных недостатков и предлагаются определенные меры по их устранению.
  3. Результаты исследования предлагают конкретные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности и качества функционирования образовательной системы России. Предложения ориентированы на устранение реальных барьеров, препятствующих успешной модернизации образовательного пространства страны.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для изучения публикаций используются различные методы, которые позволяют глубже понять содержание публикаций, выявить основные понятия и проблемы, а также определить ключевые тенденции и направления исследований. Одним из распространенных исследовательских методов является контент-анализ, который и будет использоваться для обработки публикаций с целью выявления проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России.

Контент-анализ – это объективный метод исследования, основанный на четких правилах, который позволяет выявить картину видения, формируемую в обществе через СМИ; это точная исследовательская техника, предполагающая систематический анализ текстов по явным процедурам, обеспечивающим воспроизводимость и объективность результатов [2].

Контент-анализ – это содержательный анализ массивов однородных документов, имеющий своим предметом анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции [3].

Клаус Криппендорф в своей работе «Контент-анализ: введение в его методологию», определил контент-анализ как «исследовательский метод для создания воспроизводимых и обоснованных выводов из текстов (или другого значимого материала) в контексте их использования» [4]. Особенность контент-анализа состоит в его методе сбора и изучения данных, который основывается на систематическом кодировании и категоризации текстовых материалов. Контент-анализ нацелен на предоставление знаний и понимания исследуемого явления путем систематического анализа и кодирования текстовых данных. Его уникальность заключается в применении структурированных схем кодирования, позволяющих делать выводы о содержании текстовых материалов. Благодаря строгим процедурам кодирования контент-анализ обеспечивает воспроизводимость исследований, позволяя другим исследователям повторять и проверять результаты. Несмотря на общие черты с качественными исследованиями, контент-анализ выделяется своим особым подходом к кодированию и оценке надежности, что позволяет рассматривать его как самостоятельный исследовательский инструмент.

Авторы и их вклад в теоретическое обоснование исследования: А. Д. Ануфриева, Н. Д. Першин (сравнительный анализ советского и современного образования); Т. В. Братарчук (проблемы правового регулирования цифровых технологий в образовании); Д. В. Грак (укрепление правовой составляющей образования); О. В. Гриднева (комплексное рассмотрение нормативно-правовой базы образования); Т. В. Газизова, Е. Н. Карпечина, Д. А. Благирева, А. О. Пономарёва (анализ проблем реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)); И. Е. Каманин, А. Е. Прохоров, Е. С. Панкратова (выявление проблем государственной политики в образовании); Н. С. Киреева, С. А. Киреев (аналитический обзор исследований российских ученых); Г. Г. Мачхелян (обзор проблем образовательной политики и реформы образования); В. В. Пасечник (рассмотрение трудностей введения ФГОС); И. А. Пашинян (оценка преимуществ и ограничений контент-анализа); Е. П. Чернобровкина (роль контент-анализа в изучении образовательных процессов).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.

  1. Проведен систематический анализ современных научных публикаций (2020–2024 гг.), что позволило выявить ключевые проблемы образовательного права.
  2. Разработана оригинальная методика, сочетающая контент-анализ с юридическим анализом нормативных актов.
  3. Уточнены основные понятия образовательного права, создана концептуальная основа для дальнейших исследований.
  4. Выявлены новые аспекты правового регулирования в условиях цифровизации образования.

Практическая значимость данного исследования заключается в следующем.

  1. Выявлены конкретные проблемы законодательного регулирования образования для их последующего устранения.
  2. Предложены рекомендации по обновлению норм о цифровом обучении и гармонизации законодательства.
  3. Предложены решения для снижения бюрократической нагрузки и оптимизации финансирования образовательных учреждений.
  4. Создана основа для мониторинга эффективности правового регулирования в сфере образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опираясь на определение К. Криппендорфа и взяв за основу направленный подход к контент-анализу, который описан в публикации М. Стива [4], было проведено исследование на выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования.

Основные этапы исследования

Этап 1. Разработать исследовательский вопрос / гипотезу

Вопрос: «Какие проблемы нормативно-правового регулирования в сфере образования России выявляются при проведении контент-анализа публикаций?»

Гипотеза: если содержание проанализированных публикаций указывает на наличие существенных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России, таких как необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточная гибкость нормативных актов и нехватка механизмов эффективного контроля за исполнением норм, то это свидетельствует о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.

Этап 2. Определить совокупность / размер выборки

Анализ проводился на основе выборки, составленной из ресурсов крупнейшей научной электронной библиотеки России eLIBRARY.RU, из опубликованных научных статей за последние пять лет (2020–2024 гг.), содержащих словосочетания «нормативно-правовое регулирование», «сфера/система образования», «проблемы». Размер выборки составил 10 публикаций. Единицей анализа стали вышеуказанные слова и словосочетания. Важно отметить, при изучении текстов научных публикаций, направленных на интерпретацию нормативно-правового регулирования в сфере образования, авторы упоминают о разных образовательных проблемах.

Этап 3. Выбрать проект / план исследования

План исследования можно прописать в виде алгоритма, описанного в работе (научной статье) Е. П. Чернобровкиной.

  1. Первичное прочтение текста целиком (необходимое для сформирования общего видения текста, прежде чем он будет рассортирован на фрагменты).
  2. Вторичное, более детальное вчитывание в текст (комментарии исследователя переосмысливаются, сопоставляются с контекстом ситуации и научным видением автора).
  3. Последующие прочтения (формулируются коды, комментарии укрупняются и одновременно происходит сокращение текста за счет исключения ненужной информации. В дальнейшем коды уточняются, конкретизируются, соотносятся с отдельными отрывками из текста).
  4. Аналитическое описание (в результате остается организованный структурированный текст и несколько категорий, отрывков из него, необходимых для дальнейшего анализа) [5].

Этап 4. Сбор данных и интерпретация доказательств представлены ниже (таблица).

Таблица

Аналитическое описание

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Актуальные вопросы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и формирование современной концепции его развития (на примере Владимирской области). И. Е. Каманин, А. Е. Прохоров, Е. С. Панкратова и др., 2023 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Конституция РФ, федеральное законодательство об образовании, указы Президента России, национальный проект «Образование»

Сфера / система

образования

В статье система образования РФ видится как целостная совокупность взаимодействующих элементов, включающих образовательные стандарты, программы, организации, органы управления и инфраструктуру, направленная на реализацию национальных целей и стратегических задач социально-экономического развития страны

Проблемы

Проблемы, снижающие эффективность образовательной и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. Среди них:

– низкий уровень педагогического потенциала и, как следствие, – низкий уровень подготовки специалистов вузов;

– неточность определения уровня знаний ученика (случайность ответов) при сдаче ЕГЭ;

– недостаточное государственное финансирование технических возможностей учебного учреждения и т. п.

Некоторые общие для всех субъектов Российской Федерации проблемы развития системы современного образования:

– устойчивая формализация знаний обучающихся;

– организация и проведение ЕГЭ и ОГЭ;

– обеспечение системы образования профессиональными кадрами;

– изношенность инфраструктуры образовательных организаций, нехватка количества мест в образовательных учреждениях, недостаточная оснащенность учебного процесса современными инновационными средствами обучения, наличие второй и третьей смены в школах, что способствует снижению эффективности образования [6]

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Понятие и правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации. О. В. Гриднева, 2022 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

По оценкам специалистов всего в систему федерального законодательства в сфере образования входит более 700 нормативных правовых актов, то есть данная система представляет собой достаточно сложное образование [7].

Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; Конституция РФ; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; федеральные образовательные стандарты

Сфера / система

образования

Система образования и образовательная деятельность тесно связаны друг с другом. Под образовательной деятельностью следует понимать целенаправленный организованный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах человека, общества и государства, специально уполномоченными на то субъектами в соответствии с порядком, установленным законодательством [7]. Система образования представляет собой более широкое понятие, в рамках которого осуществляется образовательная деятельность

Проблемы

Основной проблемой множества законов является высокая вероятность появления противоречий между этими документами и специальными нормативными актами в области образования. Система нормативного регулирования в области образования, состоящая из трех уровней, имеет ряд существенных недостатков: отсутствие согласованности, противоречия в правовых нормах и юридические изъяны нормативных документов. Эти проблемы зачастую приводят к юридическим конфликтам между участниками разных уровней, особенно между федеральными и региональными законодательствами

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации. И. Г. Видясова, 2021 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Конституция РФ от 12.12.1993, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Постановление Правительства от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»

Сфера / система

образования

Сфера образования является одной из важнейших сфер общественной жизни для любого государства [8]

Проблемы

1. Новый закон об образовании не включил все необходимые нормы, касающиеся высшего образования, что привело к недостаточному правовому регулированию этой сферы по сравнению с предыдущим законодательством. Некоторые важные правовые нормы были утрачены в процессе объединения законодательства. Если ранее Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. включал 34 статьи, то теперь этой области посвящено лишь 5 статей.

2. Недостаточное правовое регулирование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в российском законодательстве. Особенно это отразилось в период пандемии COVID-19. Закон об образовании не содержит четких определений, классификаций и регламентов для этих технологий, а также критериев для их внедрения и механизмов контроля.

3. Действующий закон разрешает заниматься педагогической деятельностью лицам без профильного педагогического образования, что ставит под сомнение качество подготовки учителей

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы современного образования. В. В. Пасечник, 2020 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Сфера / система

образования

Совершенствование системы отечественного образования в настоящее время напрямую связано с реализацией Федеральных государственных стандартов. В них определена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всех уровней образования. Стандарты имеют силу закона и должны выполняться аккредитованными учебными организациями всех уровней – от детских садов до высших профессиональных учебных заведений [9]

Проблемы

1. Несоответствие учебных планов и содержания учебников (2015–2016 учебный год): учебники были разработаны под один учебный план, однако после сокращения количества часов многие школы начали использовать эти же учебники, несмотря на изменения в программе. Это привело к рассогласованию между содержанием учебников и количеством отведенных часов.

2. Отсутствие учета изменений при переходе на новый учебный план: школы начали переход на новый учебный план без должного анализа последствий, связанных с изменением количества часов на изучение предмета.

3. Поспешность внедрения изменений: Министерство утвердило новый учебный план уже через год после начала работы по новым стандартам, что свидетельствует о недостаточной проработанности первоначальных решений. Это также создает ощущение нестабильности образовательной системы.

4. Несоответствие структуры и содержания Всероссийских проверочных работ (ВПР) реальной ситуации в образовательных учреждениях. Введение ВПР без учета различий в подходах и последовательностях изложения материала, принятых разными авторскими коллективами, создало дополнительные трудности для учащихся и учителей. Поскольку каждая школа могла следовать своей линии учебников с уникальной структурой подачи материала, ученики оказались в неравных условиях при выполнении стандартных тестов.

5. Большое количество различных линий учебников по одной дисциплине

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России. Г. Г. Мачхелян, 2023 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Упоминание о нормативных правовых актах по планированию, организации и управлению деятельности всех звеньев образовательной структуры страны

Сфера / система

образования

Система образования, или образовательная система (англ.: an educational system) представляет собой единую комплексную структуру из официальных организаций и учреждений, осуществляющих обучение населения на всех уровнях общего и профессионального образования и несущих ответственность за уровень и качество подготовки высококвалифицированных кадров специалистов для всех отраслей экономики [10]

Единицы анализа / категории

Проблемы

Проблемы, связанные с реформированием в образовании:

– внедрение Болонской системы образования, которая заменяет все элементы традиционного российского обучения и воспитания;

– возобновление после двухлетней пандемии ЕГЭ (единый государственный экзамен), который считается малоэффективным и даже вредным средством контроля знаний;

– проект «Цифровая школа»: создание электронных учебников и online-курсов, платформы и информационного ресурса «Цифровая школа», оснащение школ инфраструктурой, переподготовка учителей для применения в учебном процессе электронного образовательного материала. Вследствие чего из творческого педагога учитель превращается в куратора, тьютора, ориентирующего ученика. Погружение учащихся в виртуальный мир приводит к отдалению от реальности, затрудняет реализацию долгосрочных планов и замедляет социализацию. Легкий доступ к информации создает иллюзию знаний.

– цифровое неравенство образовательных организаций; недостаточное количество и доступность качественных цифровых учебных материалов, усиление внутреннего расслоения системы высшего образования (на элитарное и массовое); в период пандемии отсутствие необходимого оборудования и доступа к интернету у многих студентов и преподавателей;

– негативное влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения;

– низкое качество общего и профессионального образования, которое проявляется в частых ошибках докладчиков при публичных выступлениях на научных форумах, конференциях, а также в речи ученых, чиновников, дикторов ТВ: неправильное звучание терминов, числительных, ударений в словах, частое применение сочетания «что касаемо», безграмотное чтение адреса электронной почты и иностранных слов, не решена окончательно в грамотном ключе проблема ёфикации (обязательное написание буквы ё везде, где она необходима) и пр.;

– недостаточное внимание к вопросам лингвострановедения и владения новейшей англоязычной научно-технической терминологией, а также к изучению антропонимики и топонимики в образовательной системе страны

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России. А. Д. Ануфриева, Н. Д. Першин, 2022 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Концепции модернизации российского образования, Национальная доктрина образования, принятая на период до 2025 г.

Сфера / система

образования

Современная система образования в России сейчас переживает достаточно тяжелые времена. На смену традиционной советской школе приходит европейская, по нашему мнению, не несущая в себе тот фундаментализм и основательность, с которым преподносила знания советская система образования. Система отечественного образования пребывает в активной стадии модернизаций и реформ [11]

Проблемы

1. Неэффективность ряда реформ, направленных на улучшение качества образования.

2. Введение Единого государственного экзамена. По мнению учителей и общественных деятелей, учеников не обучают, а «натаскивают» на ЕГЭ.

3. Финансирование образовательных учреждений: острая нехватка бюджетных средств, недофинансирование учебных заведений различных уровней.

4. Низкая квалификация педагогов.

5. Коррупция в образовании.

6. Во многих образовательных организациях устаревшая и неактуальная система обучения. Педагоги предлагают студентам материалы, которые зачастую оказываются ненужными и оторванными от реальной профессиональной практики

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

К вопросу о достижении правовых образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС общего образования. Д. В. Грак, 2021 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, «Примерная программа воспитания» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 № 2/20), Конституция Российской Федерации

Сфера / система

образования

В статье сфера образования видится как правовое пространство, требующее гармонизации нормативных и методических документов для обеспечения целостности правового обучения и воспитания

Проблемы

1. Недостаточное внимание к учащимся как полноправным участникам образовательного процесса, что может привести к их пассивности в восприятии своих прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует злоупотреблениям со стороны других недобросовестных участников образовательных отношений.

2. Существующая программа общего образования не учитывает развитие финансовой грамотности у учащихся через внеучебную деятельность, организованную при поддержке региональных центров финансовой грамотности, что препятствует полноценному формированию финансовых знаний и навыков у школьников, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе.

3. Несмотря на широкое использование цифровых технологий и важность освоения цифрового права в современном образовании, существующие учебные программы не уделяют должного внимания вопросам поведения учащихся в интернете, правового регулирования коммуникаций, контента и безопасности.

4. Несмотря на то что в рамках общеобразовательной программы заявлено формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, отсутствуют четкие предметные стандарты и методические подходы к преподаванию основ противодействия коррупции [12]

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Образовательная политика государства в условиях развития инфокоммуникационных технологий. А. М. Дроздова, 2020 г.

Единицы анализа/категории

Нормативно-правовое регулирование

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»

Сфера / система

образования

В статье просматривается идеальная система образования: преемница советской модели, где образование – не услуга, а миссия, приоритет – глубокие знания и воспитание, государство обеспечивает доступность, качество и связь с наукой, избегаются формализм, бюрократия и слепое заимствование зарубежных стандартов

Проблемы

1. Коммерциализация образования: превращение образования в платную услугу, что снижает его доступность и качество.

2. Снижение качества образования: уменьшение внимания к фундаментальным дисциплинам (математика, физика, литература и др.) и замена их на «ненужные» предметы.

3. Цифровизация и ее негативные последствия: чрезмерная зависимость от компьютеров и интернета, что не способствует развитию критического мышления; ухудшение языковых навыков из-за использования «языка интернета».

4. Болонская система: критика двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура) как не соответствующей традициям российского образования.

5. Бюрократизация: преподаватели вынуждены тратить время на бессмысленные отчеты и таблицы вместо преподавания.

Единицы анализа/категории

Проблемы

6. Проблемы преподавателей: низкие зарплаты и слабая социальная защищенность; невыполнимые требования (публикации в РИНЦ, Scopus, WoS, участие в грантах); давление со стороны администрации и государства.

7. Потеря традиционных ценностей: отказ от воспитательной роли образования; заимствование западных моделей без учета национальных особен­ностей.

8. Правовая культура и правосознание: недостаточное внимание к формированию правовой культуры у студентов и граждан.

9. Отсутствие четкой стратегии: противоречия в образовательной политике, отсутствие механизмов реализации декларируемых целей.

10. Человеческий фактор: игнорирование роли педагога как творческой личности и наставника в пользу формальных показателей [13]

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Т. В. Газизова, Е. Н. Карпечина и др., 2020 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., Болонский процесс (международные стандарты), ФГОС

Сфера / система

образования

Система образования представлена как совокупность уровней (начальная, старшая школа и др.), функционирующих в рамках требований ФГОС, ФЗ «Об образовании» и других документов

Проблемы

Автор статьи выделяет несколько ключевых проблем, связанных с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов в России:

– стандартизация гуманитарного образования: вступление России в Болонский процесс привело к чрезмерной стандартизации;

– проблемы с выбором технологий достижения качества образования: сложности в определении эффективных педагогических технологий;

– несоответствие нормативно-правовой базы современным образовательным парадигмам: возникают вопросы о том, как согласовать требования законодательства с современными подходами к обучению, такими как переход от фрагментарного изучения материала к целостному восприятию мира и развитию универсальных учебных действий;

– организационные и управленческие сложности: реализация ФГОС требует пересмотра системы управления образованием, включая разработку учебных программ, планов и организацию процесса обучения;

– адаптация педагогов: учителям необходимо не только понимать суть новых стандартов, но и обладать ценностно-смысловыми установками для их реализации [14]

Публикация

(научная статья)

название, автор, год

Нормативно-правовое регулирование интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность РФ. Т. В. Братарчук, 2023 г.

Единицы анализа / категории

Нормативно-правовое регулирование

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон от 07.02.2017 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования госуправления в сфере образования», «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2020–2030 годы», Постановление Правительства РФ от 26.09.2019 № 1188 «Об утверждении правил разработки и реализации образовательных программ»

Сфера / система

образования

Система образования в статье представлена как государственно управляемая, многоуровневая структура, интегрированная в социально-экономический контекст и требующая правового регулирования, особенно в условиях цифровой трансформации

Единицы анализа / категории

Проблемы

Недостаточность и неактуальность нормативно-правовой базы: действующие законы (например, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») не учитывают современные технологии, такие как онлайн-обучение, искусственный интеллект (ИИ), виртуальная и дополненная реальность.

Проблемы качества и стандартизации дистанционного обучения: только 28 % школ, использующих дистанционное обучение, соответствуют стандартам качества очного образования (данные Рособрнадзора за 2022 г.); отсутствие четких стандартов для оценки эффективности цифровых образовательных программ [15].

Проблемы конфиденциальности и защиты данных: рост нарушений, связанных с защитой личной информации учащихся, на 32 % (данные Роскомнадзора); недостаточная эффективность существующих мер по защите персональных данных (например, Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных») [15].

Проблемы авторского права и интеллектуальной собственности: недостаточная проработанность законодательства в области использования цифровых образовательных ресурсов, включая открытые образовательные материалы; отсутствие четких правил лицензирования и использования контента в онлайн-среде.

Проблема цифрового неравенства среди регионов: неравномерный уровень информатизации в регионах, что создает дисбаланс в доступности цифровых образовательных ресурсов [15]

Примечание: составлено авторами.

На основе анализа данных из таблицы можно сделать вывод, что в сфере нормативно-правового регулирования образования в России выявляется целый ряд ключевых проблем.

  1. Необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями: отсутствие четких норм для регулирования электронного обучения и дистанционных технологий; недостаточная проработанность законодательства в области цифровых образовательных ресурсов, искусственного интеллекта и защиты персональных данных; утрата важных правовых норм в сфере высшего образования при переходе на новый закон об образовании.
  2. Недостаточная гибкость нормативных актов: противоречия между федеральными и региональными законодательствами, а также между различными нормативными документами; чрезмерная стандартизация, особенно в гуманитарных дисциплинах, что ограничивает творческий подход педагогов; несоответствие учебных планов и содержания учебников требованиям ФГОС, что приводит к рассогласованию в образовательном процессе.
  3. Нехватка механизмов эффективного контроля: отсутствие четких стандартов для оценки качества дистанционного обучения и цифровых образовательных программ; проблемы защиты конфиденциальности данных учащихся, включая рост нарушений в этой области; недостаточное внимание к формированию правовой культуры у участников образовательного процесса, что способствует злоупотреблениям и коррупции.
  4. Организационные и управленческие сложности: бюрократизация системы образования, отвлекающая педагогов от непосредственной работы с учащимися; неравномерное развитие инфраструктуры и цифрового неравенства между регионами, что снижает доступность качественного образования.
  5. Проблемы качества образования и финансирования образовательных учреждений: низкий уровень подготовки педагогических кадров и недостаточное финансирование образовательных учреждений; коммерциализация образования, ведущая к снижению его доступности и качества [16].

Делая вывод, можно сказать, что указанная в данном исследовании гипотеза подтверждается. Содержание проанализированных публикаций свидетельствует о наличии существенных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России, что указывает на необходимость пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования, включая обновление законодательной базы, усиление координации между различными уровнями власти и внедрение современных механизмов контроля и оценки качества образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, основанное на контент-анализе научных публикаций, подтвердило гипотезу о наличии значительных проблем в нормативно-правовом регулировании образования в России. Выявлены ключевые недостатки, включая необходимость актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточную гибкость нормативных актов и отсутствие эффективных механизмов контроля. Результаты указывают на необходимость системного пересмотра правовой базы, усиления координации между уровнями власти и внедрения современных инструментов оценки качества образования.

Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой конкретных мер по совершенствованию законодательства, адаптацией международного опыта и созданием условий для устойчивого развития образовательной системы. Решение этих задач позволит повысить качество образования и его соответствие актуальным социально-экономическим вызовам.

Список литературы

1. Селедцов В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования // Молодой ученый. 2022. № 22. С. 385–387.

2. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13–18.

3. Киреева Н. С., Киреев С. А. Исследовательские интересы российских ученых в области инноваций: контент-анализ публикаций // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 1. С. 87–100. https://doi.org/10.18334/vinec.11.1.111516.

4. Стив М. Контент-анализ как методология исследования // Коммуникации. Общество. Духовность – 2022 : материалы XXII Междунар. науч.-практич. конф., 19–21 мая 2022 г., г. Ухта. Ухта : Ухтинский государственный технический университет, 2022. С. 252–259.

5. Чернобровкина Е. П. Контент-анализ в лингвистических исследованиях // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2011. № 11. С. 125–129.

6. Каманин И. Е., Прохоров А. Е., Панкратова Е. С. и др. Актуальные вопросы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и формирование современной концепции его развития (на примере Владимирской области) // Конкурс студенческих научных работ 2022/23 учебного года : сб. конкурсных науч. работ А. Е. Илларионова, А. И. Новикова. Владимир : Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2023. С. 70–78.

7. Гриднева О. В. Понятие и правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Дискуссии в области гуманитарных, естественно-научных аспектов современности : материалы XXXV Всерос. науч.-практич. конф., 15 февраля 2022 г., г. Симферополь. В 2 ч. Ростов-н/Д : Профпресслит, 2022. Ч. 2. С. 86–90.

8. Видясова И. Г., Худойкина Т. В. Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 2. С. 287–290. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32.

9. Пасечник В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы современного образования // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф., 2–14 февраля 2020 г., г. Москва. М. : ООО «Диона», 2020. С. 4–9.

10. Мачхелян Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60.

11. Ануфриева А. Д., Першин Н. Д. Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы : материалы XXVII межрегионал. молодежной науч.-практич. конф. с междунар. участием, 23 апреля 2022 г., г. Иркутск. Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2022. С. 141–147.

12. Грак Д. В. К вопросу о достижении правовых образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС общего образования // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 3–7.

13. Дроздова А. М. Образовательная политика государства в условиях развития инфокоммуникационных технологий // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34, № 2. С. 33–38. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-33-38.

14. Газизова Т. В., Карпечина Е. Н., Благирева Д. А. и др. Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Перспективы науки. 2020. № 4. С. 110–112.

15. Братарчук Т. В. Нормативно-правовое регулирование интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность РФ // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 179–186. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.78.022.

16. Абакумова Н. Н., Фахрутдинова А. В., Цзюй Ч. и др. Педагогический мониторинг инновационных изменений в высшем образовании. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2024. 244 с.


Об авторах

М. С. Спивак
Средняя общеобразовательная школа № 2, Тарко-Сале
Россия

учитель



М. Е. Королёв
Автомобильно-дорожный институт (филиал) Донецкого национального технического университета в г. Горловка, Горловка
Россия

доктор педагогических наук, доцент, профессор



Рецензия

Для цитирования:


Спивак М.С., Королёв М.Е. Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):78-91. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

For citation:


Spivak M.S., Korolev M.E. Legal regulation in Russian education: Identification of problems by publications’ content analysis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)