Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

Аннотация

Целью исследования является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования посредством контент-анализа научных публикаций. Анализ проводился на основе выборки из крупнейшей научной электронной библиотеки России за период с 2020 по 2024 год. Для выявления ключевых проблем использовался метод контент-анализа. В результате были выявлены проблемы необходимости актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточной гибкости нормативных актов и нехватки механизмов эффективного контроля. Это подтверждает гипотезу о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.

Об авторах

М. С. Спивак
Средняя общеобразовательная школа № 2, Тарко-Сале
Россия

учитель



М. Е. Королёв
Автомобильно-дорожный институт (филиал) Донецкого национального технического университета в г. Горловка, Горловка
Россия

доктор педагогических наук, доцент, профессор



Список литературы

1. Селедцов В. А. Правовое регулирование отношений в сфере образования // Молодой ученый. 2022. № 22. С. 385–387.

2. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13–18.

3. Киреева Н. С., Киреев С. А. Исследовательские интересы российских ученых в области инноваций: контент-анализ публикаций // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 1. С. 87–100. https://doi.org/10.18334/vinec.11.1.111516.

4. Стив М. Контент-анализ как методология исследования // Коммуникации. Общество. Духовность – 2022 : материалы XXII Междунар. науч.-практич. конф., 19–21 мая 2022 г., г. Ухта. Ухта : Ухтинский государственный технический университет, 2022. С. 252–259.

5. Чернобровкина Е. П. Контент-анализ в лингвистических исследованиях // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2011. № 11. С. 125–129.

6. Каманин И. Е., Прохоров А. Е., Панкратова Е. С. и др. Актуальные вопросы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования и формирование современной концепции его развития (на примере Владимирской области) // Конкурс студенческих научных работ 2022/23 учебного года : сб. конкурсных науч. работ А. Е. Илларионова, А. И. Новикова. Владимир : Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2023. С. 70–78.

7. Гриднева О. В. Понятие и правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации // Дискуссии в области гуманитарных, естественно-научных аспектов современности : материалы XXXV Всерос. науч.-практич. конф., 15 февраля 2022 г., г. Симферополь. В 2 ч. Ростов-н/Д : Профпресслит, 2022. Ч. 2. С. 86–90.

8. Видясова И. Г., Худойкина Т. В. Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 2. С. 287–290. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32.

9. Пасечник В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы современного образования // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф., 2–14 февраля 2020 г., г. Москва. М. : ООО «Диона», 2020. С. 4–9.

10. Мачхелян Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 47–60. https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_1_4_47_60.

11. Ануфриева А. Д., Першин Н. Д. Сравнение и проблематика советской и современной системы образования в России // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы : материалы XXVII межрегионал. молодежной науч.-практич. конф. с междунар. участием, 23 апреля 2022 г., г. Иркутск. Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2022. С. 141–147.

12. Грак Д. В. К вопросу о достижении правовых образовательных результатов учащихся в условиях ФГОС общего образования // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 3–7.

13. Дроздова А. М. Образовательная политика государства в условиях развития инфокоммуникационных технологий // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34, № 2. С. 33–38. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-33-38.

14. Газизова Т. В., Карпечина Е. Н., Благирева Д. А. и др. Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта // Перспективы науки. 2020. № 4. С. 110–112.

15. Братарчук Т. В. Нормативно-правовое регулирование интеграции цифровых технологий в образовательную деятельность РФ // Вопросы российского и международного права. 2023. Т. 13, № 5–1. С. 179–186. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.78.022.

16. Абакумова Н. Н., Фахрутдинова А. В., Цзюй Ч. и др. Педагогический мониторинг инновационных изменений в высшем образовании. Томск : Изд-во Томского государственного университета, 2024. 244 с.


Рецензия

Для цитирования:


Спивак М.С., Королёв М.Е. Нормативно-правовое регулирование в образовании России: выявление проблем контент-анализом публикаций. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):78-91. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

For citation:


Spivak M.S., Korolev M.E. Legal regulation in Russian education: Identification of problems by publications’ content analysis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-8

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)