Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск
№ 3 (55) (2023)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-18 58
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы первичной адаптации молодых специалистов в профессиональных организациях экологической направленности, предложена система обучения, позволяющая передать студентам профессиональные умения от опытных наставников, найти и устранить проблемные ситуации. Предложенные планы, разработанные для студентов педагогического вуза, сформированные по результатам организации производственной практики в компании в 2023 году, затрагивают полный перечень функциональных обязанностей инженеров-экологов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами. Данный опыт рекомендуется применять в организациях экологической направленности с целью развития у будущих специалистов интереса к осуществляемой профессиональной деятельности и взращивания квалифицированных кадров.

19-26 69
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью организации научно-исследовательской деятельности студентов в команде, сообществе, научном кружке или клубе. Цель статьи заключается в обосновании необходимости организации и проведения студенческих научных школ для эффективного взаимодействия студентов и вовлечения их в научно-исследовательскую, инновационную и научно-просветительскую деятельность для выявления, развития и поддержки талантливой молодежи. В статье определены понятия «студенческая научная школа Сургутского государственного университета», «студенческое научное объединение Сургутского государственного университета», обобщен опыт организации и проведения студенческих научных школ в университетах России. Исследование позволило сделать выводы о незначительном количестве вузов, имеющих площадки для интеллектуального общения студентов на постоянной основе. Заслугой авторов является представление теории и практики привлечения студентов к участию в мероприятиях Зимней и Летней студенческих научных школ Сургутского государственного университета.

27-35 44
Аннотация

На основании теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы, практического опыта обучения магистрантов технических специальностей английскому языку в статье исследована эффективность применения проектных технологий в процессе обучения магистрантов, а также уровни развития коммуникативно-проектировочных умений. Целью исследования является изучение проблемы развития коммуникативно-проектировочных умений у магистрантов технических специальностей при обучении английскому языку в условиях перехода к дистанционному и смешанному обучению в высшей школе. Объектом исследования является процесс обучения английскому языку магистрантов технических специальностей, предметом – развитие коммуникативно-проектировочных умений при обучении английскому языку в рамках дисциплины «Практикум по межкультурной коммуникации». Методы исследования: теоретические (анализ, систематизация, обобщение) и эмпирические (опытное обучение, тестирование). В результате опытного обучения английскому языку магистранты технических специальностей способны применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия на иностранном языке, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

36-42 55
Аннотация

В статье анализируются результаты исследования двух видов самоэффективности учителей средней общеобразовательной школы. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена комплексом важных образовательных, развивающих и идеологических задач, которые в последние годы ставит перед учителями российское общество. Полученные результаты позволяют констатировать, что ни у одного из 63 педагогов, принявших участие в исследовании, не выявлен низкий уровень ни в деятельностной, ни в коммуникативной самоэффективности, однако и высокий уровень зафиксирован лишь в некоторых случаях. Авторами сформулирована идея о необходимости организации целенаправленной работы по повышению уровня обоих исследуемых видов самоэффективности педагогов, поскольку профессиональная успешность учителя не может быть достигнута без комплексного взаимодействия деятельностной и коммуникативной эффективности. На основе анализа полученных результатов и актуальных задач, стоящих перед сферой образования, в статье намечаются некоторые возможные пути решения описанной проблемы.

43-48 71
Аннотация

Актуальность исследования определяется важностью знания того, чем наполнена жизнь студентов, позволяющего понять ценностные ориентиры, интересы современной молодежи, раскрыть особенности их образа жизни. Цель исследования: изучить встречаемость видов дополнительного образования и хобби у молодежи студенческого возраста. Для определения частоты встречаемости у студентов различных видов дополнительных образовательных занятий, хобби и увлечений была составлена анкета. Опрос проводился в межсессионный осенне-зимний период на основании добровольного информированного согласия. Исследование показало, что большинство студентов имеют хобби, получают дополни-тельное образование. Значительная часть молодых людей занимается художественной деятельностью. Небольшая доля студентов увлекается научной-исследовательской работой и техническим творчеством, участвует в культурно-массовых мероприятиях. Результаты исследования указывают на необходимость формирования мотивации у студентов к представленным видам деятельности, волонтерству, популяризации науки, а также необходимость привлечения большего количества обучающихся к различным видам внеучебной деятельности. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов в области педагогики высшего образования, организаторов внеучебной деятельности в вузе, проектировщиков образовательных программ дополнительного образования, психологов, занимающихся социальными вопросами и возрастными аспектами структурирования жизни.

49-60 53
Аннотация

Актуальность эмпирического исследования определяется прикладной психодиагностической проблемой изучения роли супружеской семьи в развитии мужчин зрелого возраста и гендерных аспектов представлений о структуре, функциях семьи в современном обществе. Несмотря на обширный объем исследований личностных и возрастных особенностей мужчин в рамках возрастной и гендерной психологии, роли родительской семьи в личностном развитии мужчины, представления мужчин о своей супружеской семье в современном обществе изучены мало.
Целью исследования является изучение особенностей представлений мужчин зрелого возраста о супружеской семье. В рамках обзорно-критического исследования рассмотрены теоретические подходы к выделению личностных особенностей в зрелом возрасте, проблемы современных мужчин, их семейные функции и роли. Для изучения представлений мужчин о значимости различных аспектов семейной жизни в работе использованы метод психологического измерения (опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке») и метод математической статистики (U-критерий Манна – Уитни). В рамках анализа результатов были выявлены статистически значимые различия в представлениях мужчин разных возрастных групп. Наиболее значимыми семейными сферами, по мнению мужчин 25–34 лет, являются моральная и эмоциональная поддержка партнеров и личностная идентификация с партнером, для мужчин в возрасте 35–42 лет – выполнение родительских обязанностей

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

61-69 55
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью поиска эффективных средств и методов, которые могут быть использованы в физическом воспитании студентов для снижения воздействия различных стрессфакторов на функциональное и психоэмоциональное состояние обучающихся вузов.
Цель – экспериментально обосновать необходимость применения оздоровительно-рекреативных технологий в процессе реализации дисциплин по физической культуре и спорту для повышения стрессоустойчивости студентов-первокурсников. В исследовании использовались методы психолого-педагогической диагностики: 1) методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; 2) цветовой тест Люшера; 3) диагностика степени утомления. Тестирование функционального состояния организма студен-тов осуществлялось с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард».
Анализ полученных результатов позволил сделать заключение о высокой значимости использования оздоровительно-рекреативных технологий в физическом воспитании первокурсников для повышения стрессоустойчивости обучающихся.
Статья предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, организующих физическое воспитание студентов в вузе.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

70-76 62
Аннотация

Цель – проверить эффективность разработанной программы скоростно-силовой подготовки волейболистов тренировочного этапа четвертого года подготовки в соревновательном периоде. В исследовании приняли участие 14 волейболистов возрастом 15–16 лет, находящихся на тренировочном этапе четвертого года подготовки. Тестирования волейболистов проводились каждые две недели в течение 10 недель эксперимента, который являлся смоделированным соревновательным периодом волейболистов. Разработанная программа силовой подготовки содержала упражнения, направленные на увеличение силы, максимальной мощности, быстроты и профилактику травм опорно-двигательного аппарата в рамках реализации недельного микроцикла подготовки на основе учета объема и интенсивности технико-тактической подготовки спортсменов. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной программы скоростно-силовой подготовки волейболистов тренировочного этапа четвертого года в соревновательном периоде.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

77-83 54
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью поиска эффективных технологий проведения реабилитационных мероприятий при нарушениях мозгового кровообращения, приводящих к нарушению навыка ходьбы и инвалидизации человека. Цель исследования – оценить эффективность восстановления навыков ходьбы пациентов, перенесших черепно-мозговую травму, вызвавшую инсульт, посредством реабилитационных мероприятий на роботизированном комплексе LokomatPro. В процессе работы с пациентами отделения нейрореабилитации Центра нейрореабилитации и патологии речи на базе Сургутской клинической травматологической больницы, перенесшими инсульт, вызванный черепно-мозговой травмой, была доказана высокая эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых с помощью роботизированного комплекса LokomatPro. По всем фиксируемым показателям функционального состояния организма пациентов и характеристик ходьбы достигнуты улучшения, особенно по количеству шагов, пройденных в течение одного занятия. Статья предназначена для специалистов в области физической реабилитации, оздоровительной и адаптивной физической культуры, врачей физической реабилитационной медицины



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)