ОСОБЕННОСТИ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-3-36-42
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования двух видов самоэффективности учителей средней общеобразовательной школы. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена комплексом важных образовательных, развивающих и идеологических задач, которые в последние годы ставит перед учителями российское общество. Полученные результаты позволяют констатировать, что ни у одного из 63 педагогов, принявших участие в исследовании, не выявлен низкий уровень ни в деятельностной, ни в коммуникативной самоэффективности, однако и высокий уровень зафиксирован лишь в некоторых случаях. Авторами сформулирована идея о необходимости организации целенаправленной работы по повышению уровня обоих исследуемых видов самоэффективности педагогов, поскольку профессиональная успешность учителя не может быть достигнута без комплексного взаимодействия деятельностной и коммуникативной эффективности. На основе анализа полученных результатов и актуальных задач, стоящих перед сферой образования, в статье намечаются некоторые возможные пути решения описанной проблемы.
Об авторах
И. П. ГреховаРоссия
кандидат психологических наук, доцент
М. Э. Гузич
Россия
кандидат психологических наук, доцент
Список литературы
1. Год педагога и наставника // Министерство просвещения Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika (дата обращения: 03.07.2023).
2. Президент на совещании с министрами напомнил, что лежит в основе суверенитета России // Первый : телеканал. 2023. URL: https://www.1tv.ru/ news/2023-05-07/452593-prezident_na_soveschanii_ s_ministrami_napomnil_chto_lezhit_v_osnove_suvereniteta_ rossii (дата обращения: 03.07.2023).
3. Подведены итоги опроса общественного мнения о статусе учителя в современном обществе // Общероссийский Профсоюз образования : офиц. сайт. URL: https://www.eseur.ru/primorskykrai/ podvedeni_itogi_oprosa_obschestvennogo_mneniya_ o_statuse_uchitelya_v_sovremennom_obschestve/ (дата обращения: 03.07.2023).
4. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
5. Берман Н. Д., Берман А. Ю. Самоэффективность в обучении // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 5. С. 10–13.
6. Кобец В. Н. Концепция самоэффективности и ее использование в процессе подготовки будущих менеджеров // Теория и практика управления социальными системами. 2012. № 3. С. 24–30.
7. Уманская И. А., Голубев В. В. Самоэффективность и совладающее поведение студентов в период обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Cерия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 118–123.
8. Байбанова Ф. А. Динамические особенности личностной самоэффективности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2014. № 11–12. С. 2719–2723.
9. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Самоэффективность учителя и учебная деятельность учащихся (по материалам зарубежных публикаций) // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 176–183.
10. Краснорядцева О. М., Кабрин В. И., Муравьева О. И. и др. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи. Томск : ИД ТГУ, 2014. 274 с.
11. Грехова И. П., Гузич М. Э. Деятельностная и коммуникативная самоэффективность студентов магистратуры направления «Физическая культура» // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сб. материалов ХХ Междунар. науч.-практ. конф., г. Сургут, 19–20 ноября 2021 года. Сургутский государственный университ, 2022. С. 176–179.
12. Грехова И. П., Гузич М. Э. Оценка самоэффективности магистрантов гуманитарных направлений как средство определения их образовательных запросов // Педагогическое образование в России. 2022. № 6. С. 94–100.
13. Ямбург Е. А. Как профессиональный стандарт педагога отвечает на вызовы и угрозы современности // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/ articles/2022/2/15/opinion/19251kak_professionalnyy_ standart_pedagoga_otvechaet_na_vyzovy_i_ ugrozy_ sovremennosti (дата обращения: 03.07.2023).
14. Герейханова А. Владимир Путин обозначил главные приоритеты воспитания и образования российской молодежи // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2023/03/02/ urok-dlinoiu-v-god.html/ (дата обращения: 03.07.2023).
15. Ямбург Е. А. С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил // Вестник образования России. URL: https://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/919--sp-14741.html (дата обращения: 03.07.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Грехова И.П., Гузич М.Э. ОСОБЕННОСТИ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ. Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(3 (55)):36-42. https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-3-36-42
For citation:
Grekhova I.P., Guzich M.E. FEATURES OF SELF-EFFICACY OF TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(3 (55)):36-42. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-3-36-42