Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Вид издания: научный журнал

Периодичность: 4 раза в год

Год основания: 2000

Основное содержание журнала: оригинальные научные статьи

Учредитель и издатель: Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет»

Главный редактор: Косенок Сергей Михайлович

Форма периодического распространения: сетевое издание

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 85691 от 03.08.2023

ISSN: 2949-3463 (online)

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по следующим специальностям:

5.3.7. Возрастная психология

5.6.1. Отечественная история

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Языки: русский, английский

Рецензирование: Редакция журнала осуществляет научное рецензирование всех поступающих материалов с целью экспертной оценки. Тип рецензирования – двустороннее слепое рецензирование. Все рецензенты журнала являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов.

Авторы журнала: в журнале публикуются статьи отечественных и зарубежных авторов.

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны

Полные тексты статей размещаются в открытом бесплатном доступе на сайте https://www.sev-reg.ru, в Электронной библиотеке СурГУ, Российской государственной библиотеке, на сайте Научной электронной библиотеки «КиберЛенинка», eLIBRARY.RU, Google Scholar, CNKI Scholar. Сведения о публикуемых материалах включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал зарегистрирован в системе Crossref (каждой статье присваивается индивидуальный индекс – DOI). Префикс DOI: 10.35266

Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и опубликование материалов.

Анализ публикационной активности журнала: https://elibrary.ru/title_profile.asp?id=9381

Контактная информация:

Адрес редакции: 628412, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Email: science.journals@surgu.ru

Телефон: +7 (3462) 76-29-88

Сайт: https://www.sev-reg.ru

Текущий выпуск

Том 26, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

13-21 232
Аннотация

Актуальность данного исследования обусловлена трансформациями репродуктивного поведения современной молодежи, чрезвычайной сложностью и противоречивостью студенческого периода с точки зрения освоения молодой женщиной материнской роли, а также недостаточной изученностью самопонимания как фактора, влияющего на отношение к будущим материнским ролям у студенток вуза.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей отношения к будущим функциональным родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Челябинского, Сургутского, Пермского и Тамбовского государственных университетов. В исследовании приняли участие 84 студентки очной формы обучения, не состоящие в браке и не имеющие детей. Применялись «Методика исследования самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, опросник «Мои будущие родительские роли» Е. Н. Васильевой и А. В. Орлова, клиническая беседа. Статистический анализ выполнялся с помощью критерия φ* Фишера. Данные, полученные в ходе исследования, показали: отношение обследованных студенток к своей будущей материнской роли имеет положительный характер. В категории предпочитаемых ролей представлены и роли матери как субъекта общения для ребенка (друг, вдохновитель, защитник, утешитель), и роли матери как субъекта его обучения и воспитания (авторитет, воспитатель). Вместе с тем в сравнении со студентками, имеющими средний уровень самопонимания, у студенток с низким уровнем самопонимания отношение к собственным будущим материнским ролям имеет следующие особенности: повышение субъективной значимости ролей «воспитатель», «защитник», «дисциплинатор» и снижение субъективной значимости роли «авторитет», «вдохновитель», «объединитель», «эстет». Статья предназначена для специалистов психологической службы вуза.

22-30 227
Аннотация

В исследовании изучалась взаимосвязь между самоотношением и психологическим благополучием у молодых женщин в возрасте 20–35 лет, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В исследовании приняли участие 50 женщин с разным семейным положением, уровнем образования и занятостью. Результаты показали, что психологическое благополучие молодых женщин находится на низком и среднем уровне. Большинство респондентов испытывают затруднения в установлении и поддержании отношений, а также в определении жизненных целей. Половина участников исследования демонстрировала средний уровень удовлетворенности жизнью, а треть – высокий. Анализ компонентов самоотношения показал, что респонденты имеют разные уровни мотивации социального одобрения, самоуверенности, самопринятия и других аспектов самоотношения, коррелирующих с психологическим благополучием. Определение трех групп женщин в зависимости от степени выраженности уровня обеспокоенности внешностью позволило определить специфику данных корреляционных связей.
Исследование подчеркивает важность изучения факторов, влияющих на самоотношение и психологическое благополучие молодых женщин. Результаты могут быть полезны для разработки программ по повышению самоэффективности и улучшению психологического состояния этой возрастной категории.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

31-39 172
Аннотация

Настроения общества всегда играли значительную роль и продолжают сегодня оказывать влияние на государственную политику ряда стран. Одновременно с этим государственная власть имеет рычаги воздействия на настроения социума, чтобы склонить общество к тому или иному образу действия для достижения своих целей. Одной из самых значимых мер советской власти в послереволюционные годы в деле слома прежних устоев явилась политика изъятия церковных ценностей. Большевики, после установления своей власти небезосновательно боявшиеся крестьянских восстаний, для достижения своих целей, в том числе устранения идеологических противников, коим являлась Русская православная церковь, использовали голод, охвативший страну в 1921–1922 гг.
Патриарх Тихон в качестве помощи голодающим призвал духовенство отдать государству церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. В реальности большевики изымали из храмов все ценности, сам же вопрос об изъятии стал камнем преткновения не только между властью и церковью, но и в среде самого духовного сословия, а также в обществе.
В статье исследуется политика властей в деле изъятия церковных ценностей, в том числе на примере Западной Сибири, а также отношение крестьянства, рабочих и самого духовенства, включая двух Сибирских епископов – Иринарха (Синеокова-Андреевского) и Николая (Покровского), к изъятию.
Автор приходит к выводу о целенаправленно разрушительной политике властей по отношению к Церкви, а также об определенной поляризации всего общества, в том числе самого духовенства, по отношению к изъятию церковных ценностей.

40-49 168
Аннотация

2025 год объявлен в Югре Годом исторического наследия. Спецификой историко-культурного наследия Югры является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов. Актуальность статьи обусловлена необходимостью научного осмысления становления и развития взаимодействия государства и общества по вопросам изучения и охраны археологического наследия народов России в контексте региональной специфики севера Западной Сибири в новейшее время. На примере Ханты-Мансийского автономного округа рассматривается, как на фоне распада СССР происходило возникновение региональных органов охраны культурного наследия Югры как самостоятельного субъекта Российской Федерации.
Цель статьи заключается в рассмотрении процессов становления региональных институтов реализации государственной политики охраны культурного наследия в условиях трансформации правового регулирования археологических исследований в начале 1990-х гг. (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Автором сформулированы основные тенденции развития государственно-правового регулирования археологических исследований в начале 1990-х гг. На примере Ханты-Мансийского автономного округа как нового субъекта Российской Федерации раскрыта сущность процессов институализации охраны культурного наследия, заключающаяся в поиске новых форм взаимодействия органов государственной власти и общества по вопросам охраны историко-культурного наследия.
Статья предназначена для профессиональных историков и археологов, специалистов государственных органов охраны культурного наследия.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

50-58 169
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью учета гендерной идентичности в современном образовании, который позволяет дифференцировать подходы к организации занятий, подбирать упражнения и игры, соответствующие интересам и возможностям мальчиков и девочек, что способствует не только физическому, но и психоэмоциональному развитию ребенка.
Цель – экспериментально обосновать эффективность применения гендерного подхода в аспекте повышения уровня физической подготовленности воспитанников в рамках реализации программы по спортивной ориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. В процессе работы были использованы следующие методы: 1) тестирование физических способностей с использованием тестовых испытаний на основе комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; 2) статистическо-математическая обработка данных посредством расчета среднего значения, средней ошибки, t-критерия Стьюдента, расчета прироста показателей.
Анализ полученных результатов позволил сделать заключение об эффективности внедренной программы по спортивной ориентации с учетом гендерных различий в процесс физического воспитания участников исследования, эффективность обусловлена именно в аспекте физической подготовленности.
Статья предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, в частности
для инструкторов по физической культуре, организующих процесс физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

59-67 109
Аннотация

Цель нашего исследования заключается в анализе объема и интенсивности двигательной активности студентов-хореографов в период учебной деятельности в различные временные интервалы для дальнейших корректировочных методов по организации физического воспитания в процессе их профессиональной подготовки. Представлена общая характеристика специфичности учебного процесса на основе современных исследований и обоснована значимость оценки двигательной активности с целью последующих корректировочных мероприятий по организации системы физического воспитания студентов-хореографов, реализация которого осуществляется средствами хореографического тренажа. Объектом исследования является учебный процесс студентов-хореографов вуза, рассмотрение его специфичности в образовательном процессе. Обзор научной и специализированной литературы позволил определить современное понимание профессиональной деятельности студента в будущем, раскрыть особенности обучения именно студента творческого направления подготовки. Педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент, анкетный опрос, статистические методы обработки данных являются основными методами в работе над темой исследования. Педагогический эксперимент заключался в оценке показателей объема и интенсивности двигательной активности с использованием электронного шагомера в период учебного времени: на первом этапе – оценка в течение одного учебного занятия, 1,5 часа; на втором этапе – в течение учебного дня. Испытуемым предлагалось ежедневно фиксировать данные, которые позволили выявить двигательную нагрузку студентов-хореографов во время нахождения в вузе. Результаты констатировали, что среднестатистический студент-хореограф выполняет почти суточный объем двигательной нагрузки, необходимой человеку. Такие данные позволяют нам обосновать необходимость дальнейшего исследования в траектории разработки корректирующих планов в рамках дисциплины «Профессионально-прикладная физическая подготовка: хореографический тренаж», основу которых будет составлять разработка многокомпонентной методики физической подготовки студентов-хореографов, имеющую оздоровительную и специально-ориентированную физическую направленность.

68-86 122
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки интегративного подхода и модели мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов. Одним из важных шагов на пути к такой модели является изучение различных типов и уровней мотивации самостоятельности. Цель статьи заключается в типологическом анализе мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов разных направлений профессиональной подготовки, выделении и осмыслении различий групп студентов с разными мотивами самостоятельности. Авторами раскрыта сущность разных типов
мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов, заключающаяся в особенностях формирования, функционирования, развития и деструкции их потребностей и желаний в отношении занятий физической культурой и, шире, здоровьесбережением. Классифицированы подходы к исследованию мотивации самостоятельности занятий, мотивы, предложены рекомендации и выделены наиболее продуктивные направления исследования проблемы. Доказано, что современные студенты разных профессиональных групп не имеют гармоничной и в достаточной мере сформированной мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой. Основная часть студентов демонстрируют пассивность (демотивированность), преобладающими мотивами самостоятельных занятий, как и учебных занятий в вузе, становятся внешние и внутренние социальные мотивы. Лишь часть студентов регулярно занимается физической культурой, исходя из мотивов здоровьесбережения и личностного совершенствования, что говорит о необходимости системной работы педагогов и специалистов служб сопровождения образования в отношении развития мотиваций здоровьесбережения и личностного совершенствования студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

87-96 114
Аннотация

В статье рассматривается проблема управления экологическим образованием в высшей школе. Анализируется зарубежный опыт по созданию центров экологического образования и просвещения, где создается современная практико-ориентированная образовательная среда, которая мотивирует молодежь к изучению экологии и естественных наук; формирует у студентов ответственное отношение к окружающей природе; воспитывает экологически ориентированное поколение. Авторами предлагается тиражировать положительный опыт таких пространств на Самарский регион, что будет стратегически важным шагом, который принесет значительные долгосрочные преимущества для состояния природной среды области и ее жителей. Статья предназначена для преподавателей вузов, научных работников, широкого круга лиц, интересующихся проблемами экологического образования студентов.

97-107 105
Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме цифровой компетентности педагогов вуза в сфере искусственного интеллекта. Цель данного исследования – определение влияния цифровой компетентности педагогов вуза в сфере искусственного интеллекта на результаты профессиональной деятельности. Использование теоретических методов (анализ, синтез, сравнение, обобщение) указывает на проблему развития цифровой компетентности у специалистов; эмпирический метод исследования (проектный метод, тестирование) позволил выявить проблемы в данном направлении с целью определения дальнейших мероприятий в вузе. Авторы проанализировали сущность понятия «цифровая компетентность» и составляющие его элементы, определили требования к педагогу, применяющему в своей профессиональной деятельности искусственный интеллект. Проведя аналитический обзор некоторых из признанных экспертами эффективных инструментов для педагогов в сфере искусственного интеллекта, авторы определили возможности каждого из них, при этом выделили проблемы и перспективы их применения педагогами. В процессе проведения эксперимента установлена связь между цифровой компетентностью педагогов вуза и результатами их деятельности. Полученные результаты свидетельствуют об эффективном влиянии цифровой компетентности педагогов вуза в сфере искусственного интеллекта на результаты профессиональной деятельности.

108-117 90
Аннотация

В статье рассматривается феномен профессиональной депривации студентов современного вуза, проявляющийся в снижении уровня мотивации к учебе, утрате интереса к выбранной специальности и отсутствии перспектив профессионального роста. Цель исследования – выявить сущность, структуру и механизмы профилактики данного явления. Для достижения цели использовался комплексный методологический подход, включающий теоретический анализ научных работ, анкетирование 520 студентов различных профилей обучения и фокус-групповые интервью с преподавателями. Результаты факторного анализа показали, что профессиональная депривация формируется на пересечении личностно-мотивационных, социально-психологических и организационно-образовательных факторов. Научная новизна работы заключается в системном описании взаимовлияния этих факторов и обосновании необходимости комплексной профилактики профессиональной депривации студентов вуза, затрагивающей одновременно несколько уровней образовательной среды. Авторский подход акцентирует внимание на важности совместного воздействия педагогических, психологических и организационных мер, что подтверждает их эффективность в снижении риска депривации и повышении степени вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Выводы исследования ориентированы на внедрение программ комплексной поддержки обучающихся и совершенствование системы мониторинга неблагополучных состояний студентов вуза в процессе обучения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.