Перейти к:
Отношение к будущим родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-1
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена трансформациями репродуктивного поведения современной молодежи, чрезвычайной сложностью и противоречивостью студенческого периода с точки зрения освоения молодой женщиной материнской роли, а также недостаточной изученностью самопонимания как фактора, влияющего на отношение к будущим материнским ролям у студенток вуза.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей отношения к будущим функциональным родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Челябинского, Сургутского, Пермского и Тамбовского государственных университетов. В исследовании приняли участие 84 студентки очной формы обучения, не состоящие в браке и не имеющие детей. Применялись «Методика исследования самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, опросник «Мои будущие родительские роли» Е. Н. Васильевой и А. В. Орлова, клиническая беседа. Статистический анализ выполнялся с помощью критерия φ* Фишера. Данные, полученные в ходе исследования, показали: отношение обследованных студенток к своей будущей материнской роли имеет положительный характер. В категории предпочитаемых ролей представлены и роли матери как субъекта общения для ребенка (друг, вдохновитель, защитник, утешитель), и роли матери как субъекта его обучения и воспитания (авторитет, воспитатель). Вместе с тем в сравнении со студентками, имеющими средний уровень самопонимания, у студенток с низким уровнем самопонимания отношение к собственным будущим материнским ролям имеет следующие особенности: повышение субъективной значимости ролей «воспитатель», «защитник», «дисциплинатор» и снижение субъективной значимости роли «авторитет», «вдохновитель», «объединитель», «эстет». Статья предназначена для специалистов психологической службы вуза.
Ключевые слова
Для цитирования:
Рагозинская В.Г., Родермель Т.А. Отношение к будущим родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):13-21. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-1
For citation:
Ragozinskaya V.G., Rodermel T.A. Attitude towards future parental roles of female university students with different levels of self-understanding. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(1):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-1
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе к приоритетным направлениям государственной политики Российской Федерации относится утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи [1].
Репродуктивный потенциал нации в значительной степени зависит от способности и готовности молодого поколения создать семью и родить ребенка (детей). Освоение родительской роли – жизненная задача развития человека в период взросления [2]. Между тем биологическая способность молодых людей к воспроизводству потомства нередко вступает в противоречие с их психологической готовностью быть родителем. Чрезмерная сфокусированность молодежи на ценностях материального благополучия и карьерного роста привела к трансформации репродуктивного поведения, которая проявляется в более позднем вступлении в брачные отношения, отложенном деторождении, ориентации на меньшее количество детей в семье в сравнении с предыдущими поколениями [3].
Эта проблема приобретает особенно острый характер, когда речь заходит о репродуктивных установках молодых женщин, нацеленных на реализацию себя в профессии. Из-за стремления к профессиональной самореализации многие девушки и молодые женщины не могут определиться со своими репродуктивными планами, вопрос деторождения нередко откладывается ими на неопределенный срок. Материнство нередко воспринимается как явление, снижающее адаптивные возможности женщины и ограничивающее ее собственное развитие [4]. В ряде случаев это ведет к негативным демографическим тенденциям в виде сокращения потребности в семье и детях, позднего материнства, девиантного родительства, социального сиротства и пр.
Важным условием продуктивного материнского поведения, реализации матерью своих обязанностей и функций по отношению к ребенку является психологическая готовность к материнству, которая проявляется в способности женщины находить личностный смысл в роли матери [5].
Психологическая готовность к материнству понимается с двух основных позиций как готовность к:
1) обеспечению благоприятных условий для развития ребенка, и с этой позиции она рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку;
2) переходу на новую стадию личностной и половозрастной идентификации [6].
Психологическая готовность к материнству представляет собой сложное образование, основные структурные компоненты которого (ценностные ориентации матери, потребность в детях, материнские установки и ожидания, материнское отношение, материнская любовь, ответственность, материнская позиция, стиль воспитания) определяют требования к содержанию материнского поведения: планирование к беременности и подготовка к ней; сознательное принятие ответственности за развитие и воспитание ребенка; отношение к ребенку как к субъекту воспитания; ориентация в воспитании на возрастные и индивидуальные особенности ребенка; оптимальный баланс между безусловным принятием и требовательностью; готовность к будущему отделению ребенка [6].
Психологическая готовность женщины к материнству формируется на протяжении длительного периода жизни женщины от ее появления на свет и до зачатия ею ребенка. До наступления беременности психологическая готовность женщины к материнству существует латентно в форме внутренней позиции [4].
По своей природе психологическая готовность к материнству представляет собой сложный биопсихосоциальный феномен, который имеет мощнейшую инстинктивную основу и на который оказывают влияние личностные особенности женщины (в частности, адаптивность и эмпатия), история ее жизни, адаптация к супружеству, модель материнства ее матери и удовлетворенность взаимоотношениями с ней, культурные, социальные и семейные факторы, физическое и психическое здоровье [5].
Важным фактором, во многом определяющим психологическую готовность женщины к материнству, является система ее личностных смыслов и значимых отношений, центральными звеньями которой выступают отношение к самой себе и отношение к своей будущей материнской роли.
Самоотношение понимается как непосредственно феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта, что располагается на поверхности сознания, и выступает результатом и интегратором механизмов личностного самосознания [7].
Отношение к своей будущей материнской роли относится к важным когнитивно-рефлексивным составляющим психологической готовности к материнству. Родительская социальная роль – это социальная функция личности в семье в отношении ребенка, соответствующая семейному укладу, принятым в семье нормам поведения, традициям и сложившимся межличностным отношениям [8].
Начало освоения материнской роли требует, призывает к актуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношении с маленьким человеком [2].
Необходимым условием осознанной готовности к принятию другого в свой мир, наряду с готовностью к принятию определенных обязательств и ответственности, является сформированное чувство идентичности и понимание себя [9]. Самопонимание как важный компонент самоотношения предполагает достаточно развитую рефлексию, открытость отношений человека с самим собой и внутреннюю честность [7].
В данном исследовании фокус внимания направлен на особенности отношения к своим будущим материнским ролям у студенток вуза, то есть у девушек и молодых женщин, получающих высшее образование и нацеленных на реализацию себя в профессии. Обучение в вузе – это достаточно длительный период (от 4 до 6 лет), который у большинства студентов совпадает по времени с завершением юношеского возраста и началом возраста ранней взрослости. Если возрастной задачей развития в юношеском является достижения идентичности, то ранняя взрослость знаменует переход к решению уже собственно задач взрослости на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности [9].
Освоение материнской роли – жизненная задача развития женщины на этапе ранней взрослости – в период студенчества осложняется тем, что именно в этот период решается задача развития деловой карьеры [2]. Выстраивание молодой женщиной жизненных перспектив и реализация жизненных планов, принятие осознанных решений, касающихся рождения ребенка (или откладывания материнства) и построения карьеры (или отказа от карьеры), представляет собой сложную внутреннюю работу по построению отношений к своим собственным силам, потребностям, устремлениям, к своему собственному Я и к своей жизни в целом, – работу, которая требует достаточного уровня самопонимания.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена трансформацией репродуктивных установок современной молодежи (позднее вступление в брачные отношения, отложенное деторождение, ориентация молодых семей на малодетность), с одной стороны, чрезвычайной сложностью и противоречивостью студенческого периода с точки зрения освоения молодой женщиной материнской роли, с другой стороны, и, наконец, недостаточной изученностью самопонимания как фактора, влияющего на отношение к будущим материнским ролям у студенток вуза.
Цель исследования – выявить особенности отношения к будущим функциональным родительским ролям у студенток вуза с разным уровнем самопонимания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эмпирическое исследование проводилось на базе четырех высших учебных заведений: Челябинского государственного университета, Сургутского государственного университета, Пермского научно-исследовательского университета и Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.
В исследовании приняли участие 84 женщины в возрасте от 20 до 25 лет из числа студенток очной формы обучения, не состоящих в браке и не имеющих детей.
В качестве психодиагностических методов применялись анкета «Методика исследования самоотношения» (МИС) В. В. Столина и С. Р. Пантилеева [7], опросник «Мои будущие родительские роли» Е. Н. Васильевой и А. В. Орлова [8], клиническая беседа.
В качестве метода математико-статистического анализа применялся критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Согласно результатам методики «МИС» и клинической беседы, 32,14 % обследованных молодых женщин отличаются низким уровнем самопонимания. Индивиды с подобными показателями, как правило, склонны к поверхностному видению себя вследствие дефицита навыков рефлексии либо вследствие осознанного избегания открытых отношений с самим собой из-за нежелания признавать существование личных проблем. Обычно такие индивиды проявляют повышенную конформность и стремятся соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.
У 67,86 % обследованных молодых женщин показатели самопонимания соответствуют среднему уровню. Для индивидов с подобными показателями обычно свойственны удовлетворительный уровень рефлексивности и честности с самими собой. Вместе с тем также им не чужда определенная склонность к конформному поведению и нацеленность на получение социального одобрения. Для них характерно избирательное отношение к себе и преодоление некоторых психологических защит при актуализации других (особенно в критических ситуациях).
Индивиды с высоким уровнем развития самопонимания (по результатам методики «МИС») в обследованной группе не выявлены.
На основе указанных результатов методики «МИС» общая выборка обследованных студенток была разделена на две группы: респонденты со средним уровнем самопонимания составили группу 1 (57 человек), респонденты с низким уровнем самопонимания – группу 2 (27 человек).
С помощью методики «Мои будущие родительские роли» Е. Н. Васильевой и А. В. Орлова исследовалось отношение студенток к их будущим функциональным родительским ролям. Респондентам предлагалось ранжировать список, включающий 20 функциональных родительских ролей, исходя из собственных представлений о себе как будущей матери. По результатам ранжирования определялись две категории будущих родительских ролей – предпочитаемые (помещенные респондентами на 1–6-е места в индивидуальной иерархии ролей) и отвергаемые (роли, соответствующие 15–20 рангам).
Анализ психодиагностических показателей проводился в группах студенток со средним и с низким уровнем самопонимания. Ранжирование студентками по степени субъективной значимости своих предполагаемых родительских ролей по отношению к будущему ребенку показало, что большинство молодые женщины обеих исследуемых групп относят в категорию предпочитаемых следующие роли: друг, авторитет, вдохновитель, воспитатель, защитник, утешитель (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение предпочитаемых родительских ролей в группах студенток с разным уровнем самопонимания
Родительские роли |
Доля лиц, относящих роль к предпочитаемым |
Критерий φ* Фишера |
||
Группа 1 |
Группа 2 |
Эмпирическое значение φ* |
p |
|
Друг |
43 (75,4 %) |
24 (88,9 %) |
1,532 |
> 0,05 |
Авторитет |
41 (71,9 %) |
12 (44,4 %) |
2,418 |
≤ 0,01 |
Вдохновитель |
37 (64,9 %) |
12 (44,4 %) |
1,772 |
≤ 0,05 |
Воспитатель |
30 (52,6 %) |
21 (77,8 %) |
2,299 |
≤ 0,05 |
Защитник |
27 (47,4 %) |
20 (74,1 %) |
2,376 |
≤ 0,01 |
Утешитель |
27 (47,4 %) |
12 (44,4 %) |
0,257 |
> 0,05 |
Советчик |
26 (45,6 %) |
11 (40,7 %) |
0,424 |
> 0,05 |
Помощник |
23 (40,4 %) |
11 (40,7 %) |
0,026 |
> 0,05 |
Объединитель |
20 (35,1 %) |
4 (14,8 %) |
2,046 |
≤ 0,05 |
Собеседник |
14 (24,6 %) |
10 (37,0 %) |
1,156 |
> 0,05 |
Компаньон |
12 (21,1 %) |
8 (29,6 %) |
0,839 |
> 0,05 |
Опекун |
13 (22,8 %) |
4 (14,8 %) |
0,882 |
> 0,05 |
Организатор |
13 (22,8 %) |
3 (11,1 %) |
1,357 |
> 0,05 |
Учитель |
9 (21,1 %) |
4 (14,8 %) |
0,706 |
> 0,05 |
Эстет |
3 (5,3 %) |
4 (14,8 %) |
1,391 |
> 0,05 |
Тренер |
4 (7,0 %) |
2 (7,4 %) |
0,064 |
> 0,05 |
Руководитель |
0 (0,0 %) |
1 (3,7 %) |
н/в * |
– |
Оппонент |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Дисциплинатор |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Зависимый |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Примечание: * – для данного параметра сравнительный анализ не выполнялся, поскольку по меньшей мере одна из долей равна нулю (ограничение для применения φ*-критерия). Составлено авторами.
Предпочтение этих ролей участницами исследования указывает на то, что большинство обследованных студенток вне зависимости от их уровня самопонимания ориентированы на построение эмоционально теплых и доверительных отношений со своим будущим ребенком (друг) и хотят стать для него такой матерью, которая станет ему примером для подражания (авторитет), будет воодушевлять его, поднимать настроение, придавать уверенности (вдохновитель), прививать нормы и правила поведения, указывать, как нужно поступать в той или иной ситуации (воспитатель), защищать от проблем, вселять спокойствие (защитник), оказывать эмоциональную поддержку и сочувствие (утешитель).
Таким образом, в целом отношение обследованных студенток к своей будущей материнской роли имеет положительный характер. Анализ содержательных характеристик предпочитаемых респондентами функциональных родительских ролей свидетельствует о том, что в этой категории представлены и роли матери как субъекта общения для ребенка (друг, вдохновитель, защитник, утешитель), и роли матери как субъекта его обучения и воспитания (авторитет, воспитатель).
Вместе с тем результаты сравнительного анализа по критерию φ* Фишера групп студенток со средним и с низким уровнем самопонимания показали, что во второй группе в сравнении с первой достоверно выше доля лиц, отдающих предпочтение таким родительским ролям, как «защитник» (при p ≤ 0,01) и «воспитатель» (при p ≤ 0,05).
При этом в первой группе достоверно выше доля лиц, выбирающих в качестве ведущих такие материнские роли, как «авторитет» (при p ≤ 0,01) и «вдохновитель» (при p ≤ 0,05).
Также в первой группе в сравнении со второй достоверно выше доля лиц, отдающих приоритет материнской роли «объединитель» (при p ≤ 0,05). Выбор участницами исследования данной функциональной родительской роли в качестве предпочитаемой означает, что для них важно стать для своего ребенка такой матерью, которая является «душевным центром» семьи, объединяя ее в целое, сближая родственников, предотвращая возможные конфликты между членами семьи и ребенком. Эту роль считают для себя приоритетной 35,1 % обследованных студенток со средним уровнем самопонимания и 14,8 % обследованных студенток с низким уровнем самопонимания.
Это позволяет предполагать, что низкий уровень самопонимания несколько повышает в восприятии респондента значимость воспитательной и защитной ролей матери, но ослабляет субъективную значимость роли матери как человека, выступающего для ребенка примером для подражания, вдохновляющего, «заражающего» оптимизмом, объединяющего семью в единое целое, гасящего внутрисемейные конфликты, сближающего родственников.
В качестве приоритетных функциональных ролей индивид, как правило, выбирает те роли, в которых для него присутствует личностный смысл и в которых он чувствует себя более уверенным и компетентным. Если в восприятии участниц с низким уровнем самопонимания их будущий ребенок в большей степени нуждается в защите и воспитательном воздействии со стороны матери, чем в ее вдохновляющей поддержке и примере для подражания, то это может свидетельствовать об относительном снижении воспринимаемой субъектности будущего ребенка у этих студенток в сравнении с участницами, имеющими средний уровень самопонимания. Также это может указывать на то, что студентки с низким уровнем самопонимания пока не чувствуют в себе достаточной личностной зрелости и компетентности для того, чтобы быть для своего будущего ребенка авторитетом, вдохновителем и объединителем, поэтому стремятся в большей степени быть для него воспитателем и защитником.
Перейдем к анализу тех функциональных родительских ролей, которые были отнесены обследованными студентками к категории отвергаемых (или наименее предпочтительных). Самые низкие ранги (с 15 по 20) у респондентов обеих исследуемых групп получили следующие роли: зависимый, оппонент, дисциплинатор, руководитель, тренер, эстет (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение отвергаемых родительских ролей в группах студенток с разным уровнем самопонимания
Родительские роли |
Доля лиц, относящих роль к отвергаемым |
Критерий φ* Фишера |
||
Группа 1 |
Группа 2 |
Эмпирическое значение φ* |
p |
|
Зависимый |
52 (91,2 %) |
25 (92,6 %) |
0,223 |
> 0,05 |
Оппонент |
50 (87,7 %) |
26 (96,3 %) |
1,408 |
> 0,05 |
Дисциплинатор |
49 (86,0 %) |
19 (70,4 %) |
1,644 |
≤ 0,05 |
Руководитель |
47 (82,5 %) |
21 (77,8 %) |
0,505 |
> 0,05 |
Тренер |
22 (38,6 %) |
13 (48,1 %) |
0,822 |
> 0,05 |
Эстет |
18 (31,6 %) |
15 (55,6 %) |
2,093 |
≤ 0,05 |
Компаньон |
17 (29,8 %) |
9 (33,3 %) |
0,321 |
> 0,05 |
Опекун |
16 (28,1 %) |
7 (25,9 %) |
0,21 |
> 0,05 |
Советчик |
14 (24,6 %) |
5 (18,5 %) |
0,638 |
> 0,05 |
Учитель |
12 (21,1 %) |
4 (14,8 %) |
0,706 |
> 0,05 |
Воспитатель |
12 (21,1 %) |
3 (11,1 %) |
1,181 |
> 0,05 |
Собеседник |
8 (14,0 %) |
2 (7,4 %) |
0,925 |
> 0,05 |
Организатор |
7 (12,3 %) |
5 (18,5 %) |
0,736 |
> 0,05 |
Утешитель |
6 (10,6 %) |
1 (3,7 %) |
1,169 |
> 0,05 |
Защитник |
5 (8,8 %) |
3 (11,1 %) |
0,33 |
> 0,05 |
Вдохновитель |
4 (7,0 %) |
1 (3,7 %) |
0,638 |
> 0,05 |
Объединитель |
3 (5,3 %) |
2 (7,4 %) |
0,368 |
> 0,05 |
Помощник |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Друг |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Авторитет |
0 (0,0 %) |
0 (0,0 %) |
н/в * |
– |
Примечание: * – для данного параметра сравнительный анализ не выполнялся, поскольку по меньшей мере одна из долей равна нулю (ограничение для применения φ*-критерия). Составлено авторами.
Эти результаты свидетельствует о том, что большинство обследованных студенток вне зависимости от их уровня самопонимания не хотели бы видеть себя в роли такой матери, которая находится в зависимости от своего будущего ребенка (зависимый), или матери, с которой у ребенка много разногласий, противоречий, конфликтов (оппонент). Также обследованные студентки не хотят видеть себя в роли такой матери, которая дает указания ребенку и требует от него их исполнения, контролирует его поведение (руководитель), заставляет проявлять активность (тренер) и распределяет в отношении него наказания (дисциплинатор).
Низкие рейтинги указанных ролей в индивидуальной иерархии будущих родительских ролей участниц исследования могут объясняться тем, что в традиционной культуре функции физического воспитания ребенка и развития его волевых качеств (активности, самостоятельности, выносливости, самодисциплины, способности противостоять групповому давлению и пр.) преимущественно ассоциируются с социальной ролью отца, а не матери. Отец «являет собой другой полюс человеческого существования – полюс мысли, сделанных человеком вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений» [10].
Результаты сравнительного анализа по критерию φ* Фишера показали, что доля лиц, относящих родительскую роль «дисциплинатор» к категории неприемлемых или нежелательных для себя, в группе студенток со средним уровнем самопонимания достоверно выше, чем в группе студенток с низким уровнем самопонимания (при p ≤ 0,05).
Интересно, что в списке наименее предпочитаемых будущих ролей также оказалась такая функциональная родительская роль, как «эстет». Можно предположить, что роль родителя, прививающего ребенку эстетические чувства (чувства вкуса, гармонии, красоты), не нашла положительного отклика у обследованных молодых женщин в силу ее меньшей субъективной значимости в сравнении с другими родительскими ролями, предложенными респондентам для ранжирования.
Результаты сравнительного анализа по критерию φ* Фишера показали, что доля лиц, относящих родительскую роль «эстет» к категории неприемлемых или нежелательных для себя, в группе студенток с низким уровнем самопонимания достоверно выше, чем в группе студенток со средним уровнем самопонимания (при p ≤ 0,05).
Это позволяет предполагать, что низкий уровень самопонимания несколько повышает в восприятии респондента значимость роли матери, распределяющей наказания в отношении ребенка, но ослабляет субъективную значимость роли матери, прививающей ребенку чувство вкуса, гармонии и красоты.
Иными словами, в восприятии участниц с низким уровнем самопонимания их будущий ребенок в большей степени нуждается в дисциплинарных мерах со стороны матери, чем в воспитании эстетических чувств. Между тем эстетическое воспитание является основой формирования всесторонне развитой личности. Нравственно-этическое воспитание происходит не за счет заучивания ребенком моральных норм и применения родителем дисциплинарных мер в случае их невыполнения, а посредством усвоения ребенком эстетических эмоций и оценок («красиво / некрасиво», «хорошо / плохо»), предваряющих понимание им более обобщенных категорий «добра» и «зла» и интериоризацию общекультурных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного анализа можно констатировать, что в целом отношение обследованных студенток к своей будущей материнской роли имеет положительный характер. Анализ содержательных характеристик предпочитаемых респондентами функциональных родительских ролей свидетельствует о том, что в этой категории представлены и роли матери как субъекта общения для ребенка (друг, вдохновитель, защитник, утешитель), и роли матери как субъекта его обучения и воспитания (авторитет, воспитатель).
Вместе с тем выявлены следующие особенности отношения к собственным будущим материнским ролям у студенток с низким уровнем самопонимания в сравнении со студентками, имеющими средний уровень самопонимания: повышение субъективной значимости воспитательной, дисциплинирующей и защитной ролей и снижение субъективной значимости роли авторитета, вдохновителя, воспитателя эстетических чувств и объединителя семьи.
Полученные данные могут свидетельствовать об относительном снижении воспринимаемой субъектности будущего ребенка у студенток с низким уровнем самопонимания, что указывает на необходимость проведения целенаправленной работы по формированию их психологической готовности к роли матери.
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 04.12.2024).
2. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. М. : Прометей, 2018. 705 с.
3. Котов Д. А., Грек Н. В. Трансформация репродуктивного поведения в контексте жизненных стратегий Российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 499–517.
4. Скромная Ю. Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 26 с.
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
6. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18–28.
7. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Московского ун-та, 1983. 285 с.
8. Васильева Е. Н., Орлов А. В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 4. С. 68–81.
9. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. Д. Андреева и др.; общ. ред. А. В. Толстых. 2-е изд. М. : Флинта, 2006. 341 с.
10. Фромм Э. Искусство любить. М. : АСТ, 2024. 224 с.
Об авторах
В. Г. РагозинскаяРоссия
кандидат психологических наук, доцент
Т. А. Родермель
Россия
кандидат философских наук, доцент, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП)
Рецензия
Для цитирования:
Рагозинская В.Г., Родермель Т.А. Отношение к будущим родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):13-21. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-1
For citation:
Ragozinskaya V.G., Rodermel T.A. Attitude towards future parental roles of female university students with different levels of self-understanding. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(1):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-1