Перейти к:
Оценка эффективности гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-5
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью учета гендерной идентичности в современном образовании, который позволяет дифференцировать подходы к организации занятий, подбирать упражнения и игры, соответствующие интересам и возможностям мальчиков и девочек, что способствует не только физическому, но и психоэмоциональному развитию ребенка.
Цель – экспериментально обосновать эффективность применения гендерного подхода в аспекте повышения уровня физической подготовленности воспитанников в рамках реализации программы по спортивной ориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. В процессе работы были использованы следующие методы: 1) тестирование физических способностей с использованием тестовых испытаний на основе комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; 2) статистическо-математическая обработка данных посредством расчета среднего значения, средней ошибки, t-критерия Стьюдента, расчета прироста показателей.
Анализ полученных результатов позволил сделать заключение об эффективности внедренной программы по спортивной ориентации с учетом гендерных различий в процесс физического воспитания участников исследования, эффективность обусловлена именно в аспекте физической подготовленности.
Статья предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, в частности
для инструкторов по физической культуре, организующих процесс физического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Журавлева А.С., Лубышева Л.И. Оценка эффективности гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):50-58. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-5
For citation:
Zhuravleva A.S., Lubyshevа L.I. Assessment of gender-based approach effectiveness in physical education of preschoolers. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(1):50-58. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-5
ВВЕДЕНИЕ
Современная практика ранней спортивной подготовки и спортивной специализации, согласно мнению многих исследователей, требует формирования интереса дошкольников к занятиям спортом. Это обусловлено необходимостью всестороннего развития личности ребенка, его физического, эмоционального и интеллектуального потенциала. Раннее вовлечение детей в спорт способствует их гармоничному развитию, укреплению здоровья и формированию важных жизненных навыков [1][2].
Исследования С. О. Филипповой, Л. А. Семенова, С. В. Исакова подчеркивают важность корректной оценки физической подготовленности дошкольников. Это позволяет не только определить уровень их физического развития, но и выявить предрасположенность к конкретным видам спортивной деятельности. Такой подход способствует более целенаправленной и эффективной подготовке детей к занятиям спортом, учитывая их индивидуальные особенности и интересы [3][4].
Физическая подготовленность дошкольников включает в себя развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации. Оценка этих качеств позволяет определить, какие виды спорта могут быть наиболее подходящими для конкретного ребенка. В процессе развития физических качеств необходимо принимать во внимание гендерные особенности детей, поскольку это способствует повышению эффективности тренировочных воздействий.
К сожалению, родители часто выбирают для своих детей спортивные секции, ориентируясь на собственные предпочтения и нереализованные мечты. В результате, как отмечают Л. А. Семенов и С. В. Исаков, многие дети занимаются «чуждым» им видом спорта, тратят годы на тренировки, не достигая значимых результатов, и уходят из спорта разочарованными. В то же время в другом виде спорта они могли бы добиться высоких достижений. Многие талантливые дети так и не начинают заниматься спортом, поскольку не осознают своих способностей и не мотивированы на это [4]. Поэтому на этапе дошкольного образования необходимо проводить объективную оценку физической подготовленности детей, уже учитывая их гендерные различия. Это поможет инструктору по физической культуре лучше понять двигательные способности детей и дать рекомендации родителям, в каких видах спортивной деятельности дети могут достичь успеха.
Введение Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой стратегическое направление развития дошкольного образования в Российской Федерации как основополагающей и самостоятельной ступени национальной образовательной системы. Эти стандарты существенно изменяют содержание и формы функционирования детских садов в стране.
По мнению А. Г. Асмолова, необходимость введения стандарта дошкольного образования обусловлена изменением социального статуса дошкольного детства, а именно осознанием государством его важности и превращением дошкольного образования в инструмент государственной поддержки детства и семьи [5].
Одним из значимых факторов, определяющих формирование личности дошкольника, является целенаправленный процесс физического воспитания. Этот процесс целесообразно планировать и реализовывать с учетом индивидуальных характеристик ребенка, включая его гендерную принадлежность.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 25 ноября 2022 года была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). В содержании образовательной деятельности для детей старше 4 лет указано, что педагоги должны способствовать освоению детьми традиционных представлений о половых и гендерных различиях, семейных ролях и отношениях [6].
В контексте текущих изменений в рабочей образовательной программе по физическому развитию детей особое внимание уделяется подбору средств, методов и подходов, учитывающих гендерные различия среди воспитанников.
Анализ современной педагогической теории и практики показывает, что физическое развитие детей дошкольного возраста до сих пор осуществляется без учета их индивидуальных особенностей, в частности гендерной принадлежности. Мальчикам и девочкам предлагаются одинаковые упражнения, нагрузка, что негативно сказывается на их социализации, здоровье и укреплении гендерной идентичности [7].
Существует необходимость в переходе от унифицированного подхода воспитания к дифференцированному, учитывающему гендерные различия. Такой подход способствует формированию мужественности и женственности, что является важным аспектом социализации и подготовки к выполнению социальных ролей в будущем.
На признак пола в физическом воспитании дошкольников впервые стали обращать внимание в 30–50-е годы прошлого столетия. Было отмечено, что наблюдается половое различие в динамике формирования основных движений, физических качеств и двигательной активности у детей до 7 лет. Было выявлено, что девочки отстают от мальчиков в развитии основных движений, таких как бег, прыжки и метание. По мнению Е. Г. Леви-Гориневской, основной причиной этих различий является недостаточная организация физического воспитания, и при создании соответствующих условий различия в достижениях мальчиков и девочек могут быть нивелированы, таким условием может выступать внедрение гендерного подхода в процесс физического воспитания детей [8].
Однако гендерный подход не рассматривался так широко в дошкольном физическом воспитании, поскольку долгое время не признавался актуальным.
Современные требования общества к формированию самобытной и способной к самореализации личности не могут игнорировать гендерные характеристики ребенка. Это диктует необходимость реализации гендерного подхода в содержании, организации, подборе технологий и методик физкультурной работы с детьми в детских садах.
Учет гендерных особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, участие детей в играх, их двигательные предпочтения, взаимодействия в процессе выполнения физических упражнений, требования к качеству выполнения заданий, оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физического состояния [9].
Спустя продолжительное время авторы начали изучать гендерные различия, и стали появляться различные методики, рекомендации, технологии и т. д.
И. Е. Евтушенко предлагает разрабатывать игры дифференцированного физического воспитания «для мальчиков» и «для девочек», которые можно применять при работе с подгруппами мальчиков и девочек [10].
Анализ научных трудов показывает тенденцию к дифференциации физического воспитания дошкольников по гендерному признаку. Это позволяет использовать потенциал каждого ребенка, выявляя и развивая его природные способности. Например, требования к выполнению движений для мальчиков и девочек могут различаться по четкости, ритмичности, затратам усилий (для мальчиков) и пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неравномерная эффективность освоения различных движений мальчиками и девочками указывает на необходимость дифференцированных требований к их результативности.
Цель исследования – экспериментально обосновать эффективность применения гендерного подхода в процессе физического воспитания в аспекте повышения уровня физической подготовленности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Экспериментальная работа была организовала на базе двух дошкольных учреждений. Экспериментальная группа была организована в государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 93 Красносельского района Санкт-Петербурга, в составе 28 мальчиков и 24 девочек. Участники контрольной группы обучались в государственном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 96 Красносельского района Санкт-Петербурга, в составе 25 мальчиков и 29 девочек. В ходе исследования были использованы следующие методы: 1) тестирование физических способностей (качеств) с использованием тестовых испытаний на основе комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; 2) статистическо-математическая обработка данных посредством расчета среднего значения, средней ошибки, t-критерия Стьюдента, расчета прироста показателей.
В рамках области «Физическое развитие» дошкольники занимались по одной программе. Отличительной особенностью между контрольной и экспериментальной группой было внедрение программы по спортивной ориентации с учетом гендерных различий в процесс физического воспитания детей экспериментальной группы и разные инструкторы по физической культуре, реализующие программу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе проведения исследования в процессе физического воспитания старших дошкольников гендерный подход осуществлялся в шести аспектах:
− раздельные физкультурно-спортивные мероприятия с учетом гендерного признака. Организация отдельных спортивных мероприятий для мальчиков и девочек может способствовать формированию гендерных стереотипов у детей;
− образцово-показательные выступления с учетом гендерных различий в дошкольных учреждениях. Показ спортивных элементов и физических упражнений воспитанниками противоположного пола на занятиях по физической культуре;
− соотношение спортивных и сюжетно-подвижных игр. Исследования показывают, что мальчики чаще выбирают подвижные игры с акцентом на спортивные достижения, в то время как девочки отдают предпочтение сюжетно-подвижным играм;
− распределение ролей в совместных играх. При организации совместных сюжетных подвижных игр необходимо учитывать гендерные различия, которые могут влиять на восприятие и участие детей в игровых активностях;
− разработка инструкций и схем действий. Совместная разработка детьми инструкций и схем действий для поддержания порядка в зале представляет собой инновационный подход к организации труда и формированию навыков самоорганизации у дошкольников. Для мальчиков разрабатываются инструкции и схемы, включающие уборку тяжелого инвентаря, перемещение снарядов и выполнение других задач, требующих значительных физических усилий. Для девочек создаются инструкции и схемы, ориентированные на уборку легкого инвентаря, контроль за размещением тяжелых снарядов и проверку корректности расположения спортивного оборудования;
− оценка выполнения физических упражнений с учетом гендерных особенностей. При оценке выполнения физических упражнений у дошкольников с учетом гендерных различий следует учитывать требования к качеству выполнения заданий: для мальчиков акцент делается на четкости, ритмичности и дополнительных усилиях, для девочек – на пластичности, выразительности и грациозности.
Оценка физической подготовленности дошкольников проводилась в начале и в конце учебного года. Тестирование включало в себя следующие виды испытаний: бег на 10 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лежа на спине, челночный бег 3 × 10 метров.
Результаты проведенного исследования, касающегося физической подготовленности дошкольников, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика развития физической подготовленности дошкольников за период экспериментальной работы
Тест |
Группа |
Начало учебного года |
Достоверность различий, t-критерий Стьюдента |
Конец учебного года |
Достоверность различий, t-критерий Стьюдента |
|
M ± m |
M ± m |
|||||
Бег на 10 м (сек) |
м |
КГ |
4,03 ± 0,05 |
р > 0,05 |
3,7 ± 0,04 |
р < 0,01 |
ЭГ |
3,96 ± 0,06 |
3,41 ± 0,04 |
||||
д |
КГ |
4,07 ± 0,06 |
р > 0,05 |
3,78 ± 0,05 |
р < 0,01 |
|
ЭГ |
4,05 ± 0,07 |
3,5 ± 0,04 |
||||
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
м |
КГ |
111,23 ± 1,71 |
р > 0,05 |
119,57 ± 1,47 |
р < 0,01 |
ЭГ |
116,53 ± 2,60 |
130,65 ± 2,03 |
||||
д |
КГ |
99,59 ± 2,55 |
р > 0,05 |
111,07 ± 2,12 |
р < 0,01 |
|
ЭГ |
108,11 ± 3,36 |
121,23 ± 2,26 |
||||
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
м |
КГ |
2,26 ± 0,65 |
р > 0,05 |
5,92 ± 0,51 |
р < 0,05 |
ЭГ |
1,73 ± 0,62 |
7,84 ± 0,44 |
||||
д |
КГ |
4,33 ± 0,61 |
р > 0,05 |
7,92 ± 0,59 |
р < 0,01 |
|
ЭГ |
4,88 ± 0,87 |
10,76 ± 0,63 |
||||
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во) |
м |
КГ |
8,46 ± 0,79 |
р > 0,05 |
11,69 ± 0,66 |
р < 0,01 |
ЭГ |
10,34 ± 1,06 |
15,92 ± 1,12 |
||||
д |
КГ |
6,33 ± 0,69 |
р > 0,05 |
9,18 ± 0,66 |
р < 0,01 |
|
ЭГ |
7,11 ± 0,62 |
13,57 ± 0,63 |
||||
Челночный бег 3 × 10 метров (сек) |
м |
КГ |
11,52 ± 0,23 |
р > 0,05 |
10,79 ± 0,16 |
р < 0,05 |
ЭГ |
11,49 ± 0,21 |
10,33 ± 0,10 |
||||
д |
КГ |
12,14 ± 0,17 |
р > 0,05 |
11,57 ± 0,12 |
р < 0,01 |
|
ЭГ |
12,07 ± 0,18 |
11,06 ± 0,09 |
Примечание: составлено авторами на основе результатов проведенной экспериментальной работы.
Основываясь на результатах тестирования, полученных на начало учебного года, следует отметить, что контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы не имеют достоверных различий в уровне физической подготовленности по всем тестовым испытаниям при р > 0,05.
При сравнении показателей быстроты, достигнутых воспитанниками КГ и ЭГ в результате освоения учебной программы, выявлено значительное превосходство ЭГ. Статистическая значимость различий между результатами составляет р < 0,01.
У девочек ЭГ время выполнения теста на бег составило 3,5 секунды, а у КГ – 3,78 секунды. Наблюдается незначительное преимущество в результатах скорости бега у девочек ЭГ.
Важно отметить, что на данном этапе исследования у мальчиков и девочек не выявлено существенных различий в показателях быстроты. На начало учебного года разница в среднем значении результатов была 0,5 секунды между мальчиками и девочками ЭГ, а к концу учебного года разница составила 0,1.
В тестовом испытании прыжок в длину с места толчком двумя ногами мальчики и девочки ЭГ добиваются лучших результатов в конце учебного года и достоверность различий их результатов составляет р < 0,01. Показатели детей КГ тоже увеличились, но связано это больше с естественным развитием ребенка. В ходе анализа показателей теста «прыжок в длину с места» было обнаружено, что у мальчиков результаты оказались выше, чем у девочек. Это может быть обусловлено тем, что в процессе занятий физической культурой мальчики преимущественно участвовали в спортивных играх, включающих прыжковые упражнения, в то время как девочки – в сюжетных играх, не предполагающих значительное количество прыжков.
В ходе выполнения теста наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье девочки продемонстрировали более высокие результаты и успешнее выполнили норматив по сравнению с мальчиками. Статистическая значимость различий между результатами КГ и ЭГ мальчиков составляет р < 0,05, а среди девочек р < 0,01. Это свидетельствует о том, что у девочек достоверность различий полученных результатов выше. Идентичная ситуация в тестовом испытании челночный бег 3 × 10 метров, результаты девочек имеют достоверность различий при р < 0,01, а у мальчиков – р < 0,05.
Полученные результаты во всех тестовых испытаниях имеют статистическую значимость различий р < 0,01 или р < 0,05, что позволяет сделать заключение об эффективности программы, реализованной в ЭГ. Однако увеличение результатов было замечено в обеих группах.
Прирост результатов в дошкольном возрасте до 15 % является нормой, так как в этом возрасте происходит активный рост и развитие организма. Для более точной оценки эффективности программы важно проводить сравнение темпов прироста между группами, участвующими в исследовании.
В современном дошкольном образовании существует шкала оценки темпов прироста развития физических качеств детей. Согласно этой шкале нормативные показатели определяются следующим образом.
- До 8 %: темп прироста считается неудовлетворительным и объясняется в основном естественным ростом ребенка.
- От 8 до 10 %: удовлетворительный прирост, который достигается за счет естественного роста и стандартной дневной двигательной активности.
- От 10 до 15 %: хороший прирост, обусловленный как естественным ростом, так и целенаправленным процессом физического воспитания.
- Свыше 15 %: отличный прирост, который достигается благодаря эффективному использованию средств, методов и методик физического воспитания.
Расчет темпов прироста физической подготовленности дошкольников по В. И. Усакову представлен в табл. 2, он позволил определить динамику развития физических качеств у детей, основывалась на сравнении показателей физической подготовленности ребенка в начале и в конце учебного года.
Таблица 2
Показатели прироста физической подготовленности дошкольников по результатам реализации разработанной программы (в %)
Наименование теста |
Мальчики |
Девочки |
||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Бег на 10 м (сек) |
9,7 |
13,7 |
7,6 |
13,3 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
7,7 |
12,4 |
11,0 |
13,6 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) |
51,3 |
83,4 |
59,0 |
78,4 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во) |
26,5 |
42,7 |
36,4 |
58,8 |
Челночный бег 3 × 10 метров (сек) |
6,3 |
11,5 |
5,3 |
10,8 |
Примечание: составлено авторами на основе результатов проведенной экспериментальной работы.
Благодаря расчету темпов прироста физической подготовленности дошкольников по итогу учебного года удалось определить, что:
– максимальный прирост результатов наблюдается в тестовых испытаниях наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье и поднимание туловища из положения лежа на спине. Скачок в развитии гибкости связан с сенситивным периодом развития данного качества, который приходится на возраст 6–7 лет. Также в данный возрастной период активно развиваются крупные мышцы туловища, верхних и нижних конечностей, что влияет на увеличение результатов в тесте поднимание туловища из положения лежа на спине. Стоит обратить внимание, что прирост показателей мальчиков и девочек ЭГ значительно выше, чем у КГ, у мальчиков в тесте наклон вперед выше на 32,1 %, у девочек – на 19,4 %. В тестовом испытании поднимание туловища воспитанники ЭГ также превосходят в темпах прироста показателей, мальчики на – 16,2 %, девочки на – 22,4 %.
– наименьший процент прироста замечен в тестовых испытаниях, связанных с выполнением беговых движений: челночный бег 3 × 10 метров и бег на 10 метров. У участников КГ прирост результатов считается неудовлетворительным и объясняется в основном естественным ростом и развитием ребенка. Воспитанники ЭГ имеют хороший прирост, обусловленный как естественным ростом, так и целенаправленным процессом физического воспитания с прохождением внедренной программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в процессе проведенного исследования результаты указывают на эффективность внедренной программы по спортивной ориентации с учетом гендерных различий в процесс физического воспитания участников исследования, эффективность обусловлена именно в аспекте физической подготовленности.
В результате освоения программы физического развития участники контрольной группы продемонстрировали улучшение показателей, однако их рост обусловлен преимущественно естественными возрастными изменениями ребенка. В то же время воспитанники экспериментальной группы показали значительно более высокие результаты, что объясняется целенаправленным процессом физического воспитания с прохождением внедренной нами программой.
По завершении эксперимента были выявлены статистически значимые различия между результатами контрольной и экспериментальной групп, в большинстве тестовых испытаний различия составляют р < 0,01. В частности, у мальчиков в тестовых заданиях, таких как наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье и челночный бег 3 × 10 метров, уровень значимости составил р < 0,05.
Анализ данных позволяет утверждать, что более высокие показатели физической подготовленности у дошкольников экспериментальной группы обусловлены применением гендерного подхода в процессе физического воспитания. Внедрение специфических аспектов, разработанных для данной программы, способствовало достижению более значительных результатов по сравнению с контрольной группой.
Список литературы
1. Цымбал Т. А., Иванова Е. Р., Верицова О. А. Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о видах спорта // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 29 марта 2023 г., г. Чебоксары. Чебоксары : Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. С. 165–167.
2. Чепик В. Д., Черничкина Ю. М. Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом // Вестник спортивной науки. 2014. № 4. С. 33–37.
3. Митин А. Е., Филиппова С. О. Ориентация на спортивную деятельность в дошкольном возрасте // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : сб. материалов XXI Всерос. науч.-практ. конф., 24–29 сентября 2018 г., п. Новомихайловский. П. Новомихайловский : Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2018. С. 421–425.
4. Семенов Л. А., Исаков С. В. Основы организации мониторинговой системы диагностики спортивной пригодности детей // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 2–4.
5. Нищева Н. В., Ельцова О. М., Верещагина Н. В. и др. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. СПб. : Детство-Пресс, 2015. 384 с.
6. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028. Доступ из СПС «Гарант».
7. Быков В. С., Коузов А. А. Учет гендерной принадлежности в физическом развитии детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15277 (дата обращения: 05.02.2025).
8. Леви-Гориневская Е. Г., Григорьева Е. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. 168 с.
9. Филиппова С. О., Митин А. Е. Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений в современных условиях // Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: теория, практика и перспективы : сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практич. конф., 26–27 апреля 2018 г., г. Волгоград. Волгоград : Волгоградская государственная академия физической культуры, 2018. С. 159–162.
10. Евтушенко И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 191 с.
Об авторах
А. С. ЖуравлеваРоссия
инструктор по физической культуре, аспирант
Л. И. Лубышева
Россия
доктор педагогических наук, профессор
Рецензия
Для цитирования:
Журавлева А.С., Лубышева Л.И. Оценка эффективности гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):50-58. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-5
For citation:
Zhuravleva A.S., Lubyshevа L.I. Assessment of gender-based approach effectiveness in physical education of preschoolers. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(1):50-58. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-1-5