КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Анализ влияния внешних и внутренних факторов в процессе становления начального народного образования как основополагающего звена всей системы образования в Донецком регионе в конце XIX века с учетом ранее малоизвестных историко-педагогических фактов, в частности организации учебно-воспитательного процесса, его методического обеспечения, основных аспектов духовного и нравственного воспитания обучаемых и их значение для теории и практики современного образования.
В исследовании раскрывается связь между «Я-концепцией» и конкурсом профессионального мастерства для педагогических работников, которая указывает на соответствие компонентов «Я-концепции» критериям оценки профессионального мастерства педагога, позволяющая рассматривать конкурсы профессионального мастерства как одно из средств повышения квалификации. Актуальность темы исследования обусловлена ростом внимания общественности к конкурсам профессионального мастерства педагогов как представителей социально важной и востребованной для современной России профессии. Результаты исследования представлены в форме диаграммы, демонстрирующей связь уровней «Я-концепции» с соответствующими им критериями оценки профессионального мастерства педагогических работников на примере конкурса «Воспитатель года», что позволяет за счет структурного анализа определять приоритеты и ориентиры в повышении квалификации педагогических работников с учетом их индивидуальных характеристик. Результаты исследования свидетельствуют об универсальности конкурсов профессионального мастерства как средства повышения квалификации педагогов.
Представлен анализ условий реализации требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по профессиональному самоопределению обучающихся классов психолого-педагогической направленности, характерные особенности основных типов самоопределения старшеклассников (профессионального, жизненного, личностного), содержание разработанного практико-ориентированного задания в рамках профессиональной пробы и особенности его выполнения старшеклассниками
Рассмотрена проблема неопределенности, причины и способы ее преодоления в образовании за счет реализации опыта «Педагогики сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова). Основной акцент делается на главных идеях в модели отношений «учитель – ученик», скрепленных взаимопониманием, совместной деятельностью с общей целью, создающей у детей радость в познании и общении, позитивную мотивацию к учебе. Подчёркивается, что «Педагогика сотрудничества» опирается на законы психологии и дидактики Дж. Миллера, Г. Эббингауза и др. Представлены результаты эксперимента по разработке текста с опорным конспектом для электронных учебников, с выдержанными параметрами естественного восприятия и удобочитаемости. Они приобретают особую важность в условиях модернизации образования и внедрения цифровых технологий для оценки качества текста электронных учебных изданий.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Идея технологизации разработки учебных материалов для управляемости и эффективности учебных процессов от ее целеполагания до оценки результатов не теряет в российском образовании своей актуальности. Цель исследования – анализ внедрения идеи технологизации проектирования содержания учебных курсов, анализ понятия «педагогическая технология», его методологической основы с учетом критериев оценивания успешности внедрения образовательной технологии в учебно-познавательный процесс: концептуальности, системности, эффективности, воспроизводимости, управляемости.
Поступление в вуз человека с инвалидностью чаще всего обусловлено не столько интересом к определенному роду профессиональной деятельности, сколько стремлением к самоактуализации и личностному росту. Право выбора образовательной программы и места обучения остается за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, так как большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных субъектах Российской Федерации. Представлены результаты исследования реального содержания инклюзии в вузовской среде с использованием общественной экспертизы по выявлению лучших практик и «узких» мест, анализа проведения закупок социальных услуг, мониторинг вузов по сравнительным показателям. Обосновано значение тьюторских форм в сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представлен обзор методик исследования уровня инклюзивной готовности, а также результаты исследования инклюзивной готовности педагогов дошкольных учреждений г. Сургута. Готовность к инклюзивному образованию проблематизируется в связи с ростом числа детей с особыми образовательными потребностями, отсутствием к ним в образовательной системе дифференцированного подхода, неразвитостью преемственности их психолого-педагогического сопровождения. Потенциал инклюзивного дошкольного образования заключается в организации эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса и создания условий для успешной социализации и всестороннего развития детей с ограниченными возможностями развития. Существенная роль в реализации инклюзивного образования связана с подготовкой педагогов с высоким уровнем инклюзивной готовности.
Недостаточность методического обобщения рефлексии позиций медицинско-го/клинического психолога и семейного окружения пациента в процессе его нейропсихологической реабилитации требует разработки методологии долгосрочной работы с пациентом медицинского психолога в условиях «стационара на дому», определения и ведения позиций близких пациента, участвующих в реабилитационном процессе, определении их роли как агентов социального влияния, которым необходима активная помощь клинических психологов.
Анализ клинических случаев наблюдения в течение длительной нейропсихологической реабилитации пациентов с афазией и психологического консультирования членов их семей позволил выделить среди них роль «куратора», представить динамику становления его позиции на примере клинического случая взаимодействия с медицинским психологом на каждом этапе реабилитации. Дальнейшее исследование в этой области предполагает поиск других возможных агентов социально-го влияния на процесс реабилитации.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Актуальность вопроса определения физической активности обусловлена необходимостью разграничения и унификации понятий «физическая активность» и «двигательная активность» в российской педагогической науке с позиций кинезиологии. Проведен анализ публикаций в гуманитарных и естественных научных дисциплинах о сущности физической активности и ее понимании педагогической наукой, биологией и медициной на основе комплексного междисциплинарного подхода. Показано, что кинезиология выступает объединительной платформой, на которой воз-можно успешное сотрудничество специалистов, изучающих человека в движении, а унификация и закрепление в научном обиходе понятия «физическая активность» позволит интегрировать отечественную кинезиологию в международное научное сообщество.
В статье представлены результаты исследования, посвященные анализу деятель-ности фитнес-клуба и целевой направленности его посещения у клиентов. На основании полученных данных был разработан комплекс организационно-стимулирующих мероприятий, необходимых для мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности занимающихся в фитнес-клубе. Для решения поставленной цели были использованы следующие методы: 1) анкетирование клиентов фитнес-клуба (всего 107 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет). Для сбора информации был использован специально разработанный опросный лист, включающий открытые и закрытые варианты вопросов. Анкетирование проводилось дистанционно с использованием Google-формы; 2) анализ статистики деятельности фитнес-клуба ‒ проанализирована динамика посещений клиентами фитнес-клуба Х (г. Сургут) за период с 2018 г. по 2021 г. Проведен качественный и коли-чественный анализ по временным периодам, полу и возрасту занимающихся. Было выявлено, что услуги фитнес-клуба наиболее востребованы клиентами в весеннее время года, наибольшая загруженность по месяцам наблюдается в апреле, пиковая по времени суток прихо-дится на вечернее время с 18:00 до 20:00. Наименее загруженными часами для тренировок является временной период с 14:00 до 17:00. Таким образом, при разработке комплекса организационно-стимулирующих мероприятий по мотивации клиентов фитнес-клубов должны в обязательном порядке учитываться десинхронность посещения тренировок в различные временные периоды года и часы суток, предпочтения занимаю-щихся по гендерному признаку. Также важное значение имеет учет ведущих тенденций в фитнес-индустрии в целом, и изменения запросов клиентов в различных аспектах организации здорового и активного образа жизни.