О ПОНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-62-70
Аннотация
Актуальность вопроса определения физической активности обусловлена необходимостью разграничения и унификации понятий «физическая активность» и «двигательная активность» в российской педагогической науке с позиций кинезиологии. Проведен анализ публикаций в гуманитарных и естественных научных дисциплинах о сущности физической активности и ее понимании педагогической наукой, биологией и медициной на основе комплексного междисциплинарного подхода. Показано, что кинезиология выступает объединительной платформой, на которой воз-можно успешное сотрудничество специалистов, изучающих человека в движении, а унификация и закрепление в научном обиходе понятия «физическая активность» позволит интегрировать отечественную кинезиологию в международное научное сообщество.
Об авторах
C. И. ЛогиновРоссия
доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, член международного научного общества физической активности и здоровья
E-mail: logsi@list.ru
А. С. Снигирев
Россия
кандидат биологических наук, доцент
E-mail: snow-alex@male.ru
Список литературы
1. Бальсевич В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопр. философии. 1981. № 8. С. 78–89.
2. Логинов С. И. Физическая активность: методы оценки и коррекции. Сургут : ИЦ СурГУ, 2005. 342 с.
3. Kohl H. W., Craig C. L., Lambert E. V., Inoue S., Alkandari J. R. et al. Lancet Physical Activity Series Working Group. The pandemic of physical inactivi-ty: global action for public health // The Lancet.2012. Vol. 380, Is. 9838. P. 294–305. DOI 10.1016/S0140-6736(12)60898-8.
4. Kelly R. S., Kelly M. P., Kelly P. Metabolomics, physical activity, exercise and health: A review of the current evidence // Biochim Biophys Acta Mol Basis Dis. 2020. Vol. 1866, Is. 12. P. 165936. DOI 10.1016/j.bbadis.2020.165936.
5. Kramer A. An Overview of the Beneficial Effects of Exercise on Health and Performance // Adv Exp Med Biol. 2020. Vol. 1228. P. 3–22. DOI 10.1007/978-981-15-1792-1_1.
6. Gartland N., Wilson A., Lawton R., O'Connor D. B. Conscientiousness and engagement with national health behavior guidelines // Psychol Health Med. 2021. Vol. 26, Is. 4. P. 421–432. DOI 10.1080/13548506.2020.1814961.
7. World Health Organization Guidelines on Physical Activity and Sedentary Behavior // Br J Sports Med. 2020. Vol. 54, Is. 24. P. 1451–1462.
8. Pratt M. What's new in the 2020 World Health Organization Guidelines on Physical Activity and Sedentary Behavior? // J Sport Health Sci. 2021. May. Vol. 10, Is. 3. P. 288–289. DOI 10.1016/ j.jshs.2021.02.004.
9. Caspersen C. J., Powell K. E., Christenson G. M. Physical activity, exercise, and physical fitness. Defini-tions and distinctions for health-related research // Public Health Rep. 1985. Vol. 100, Is. 2. P. 126–131.
10. Till M., Abu-Omar K., Ferschl S., Reimers A. K, Gelius P. Measuring capabilities in health and physi-cal activity promotion: a systematic review // BMC Public Health. 2021. Vol. 21, Is. 1. Article No. 353. DOI 10.1186/s12889-020-10151-3.
11. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб.: Лань, 2005. 384 с.
12. Коренберг В. Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие. М. : Сов. спорт, 2005. 323 с.
13. Акчурин Б. Г. Диалектика духовного и телесного начал в свете нового понимания физической культуры // Теория и практика физической куль-туры. 2002. № 6. С. 57–60.
14. Круцевич Т. Ю., Воробьев М. И. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юно-шей. Киев, 2005. 195 с.
15. Пащенко Л. Г. Оптимизация физической активности студентов-первокурсников // Теория и практика физич. культуры. 2018. № 7. С. 12–14.
16. Колтошова Т. В. Предпосылки теоретического осмысления понятия кинезиологии в физическом воспитании студентов // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2015. № 396. С. 202–207. DOI 10.17223/ 15617793/396/35.
17. Бальсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. Киев : Здоровье, 1987. 224 с.
18. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М. : Теория и практика физич. культуры. 2000. 275 с.
19. Дамасио А. Р. Так начинается «Я». Мозг и возникновение сознания. М. : Карьера Пресс, 2018. 384 с.
20. Загвязинский В. И., Манжелей И. В. Общая панорама педагогических исследований по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физич. культуры. 2016. № 3. С. 3–5.
21. Худякова Н. Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. Челябинск : Околица ; Тендерлайн, 2004. С. 334–367.
22. Логинов С. И., Николаев А. Ю., Снигирев А. С. Триада факторов риска здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии ковид-19 // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 1. С. 67–69.
23. Логинов С. И., Сагадеева С. Г., Николаев А. Ю. Интенционный компонент мотивации физической активности и его развитие на основе тран-стеоретической модели // Теория и практика физич. культуры. 2015. № 7. С. 89–92.
24. Jiménez-Zazo F., Romero-Blanco C., Castro-Lemus N., Dorado-Suárez A., Aznar S. Transtheoretical Model for Physical Activity in Older Adults: Systematic Review // Int J Environ Res Public Health. 2020. Vol. 17, Is. 24. Article No. 9262. DOI 10.3390/ijerph17249262.
25. Kwasnicka D., Dombrowski S. U., White M., Sniehotta F. Theoretical explanations for mainte-nance of behaviour change: a systematic review of behaviour theories // Health Psychol Rev. 2016. Vol. 10, Is. 3. P. 277–296. DOI 10.1080/ 17437199. 2016.1151372.
26. Teixeira D. S., Rodrigues F., Cid L., Monteiro D. Enjoyment as a Predictor of Exercise Habit, Inten-tion to Continue Exercising, and Exercise Frequen-cy: The Intensity Traits Discrepancy Moderation Role // Front Psychol. 2022. Vol. 13, Article No. 780059. DOI 10.3389/fpsyg.2022.780059.
27. Feil K., Allion S., Weyland S., Jekauc D. A System-atic Review Examining the Relationship Between Habit and Physical Activity Behavior in Longitudi-nal Studies // Front Psychol. 2021 Vol. 12, Article No. 626750. DOI 10.3389/fpsyg.2021.626750.
28. Энока Р. М. Основы кинезиологии. Киев : Олимп. лит., 2000. 399 с.
29. Wollny R. Bewegungswissenschaft. Aachen : Meyer und Meyer, 2007, S. 32.
30. Гросс Х. Х. Педагогическая кинезиология – новое направление в спортивной подготовке и биомеханике // Теория и практика физич. культуры. 1977. № 9. С. 7–10.
31. Визитей Н. Н. О концептуальных основах спортивной кинезиологии // Спортив. психолог. 2010. № 1 (19). С. 18–24.
32. Лубышева Л. И., Загревская А. И. Интеграция физического и психического развития студентов на основе кинезиологического подхода к их физкультурно-спортивному образованию // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 2. С. 2–5.
33. Загревская А. И. Формирование кинезиологической компетентности студентов в процессе физкультурно-спортивного образования. Томск : ТГУ, 2017. 216 с.
34. Горелов А. А. О новых научных специальностях, представляющих науку о двигательной активности человека и о целесообразности выделения их в отдельную группу – «кинезиологические науки» // Известия рос. акад. образования. 2021. № 1–2. С. 39–49. DOI 10.51944/ 2073-8498.2021.1-2_39.
35. Горелов А. А., Румба О. Г., Кондаков В. Л. Физ-культурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза // Физич. воспитание студен-тов. 2012. Вып. 6. С. 47–51.
36. Бубновский С. М. Теория и методика кинезитерапии : метод. пособие. М., 1998. 56 с.
37. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учеб. М. : Спорт, 2016. 616 с.
38. Загревская А. И. Кинезиологический подход к физкультурно-спортивному образованию сту-дентов // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2013. № 374. С. 160–162.
39. Пешкова Н. В., Пешков А. А. К вопросу об организации физического воспитания студентов, освобожденных от практических занятий // Теория и практика физич. культуры. 2015. № 10. С. 92.
40. Corbin C. B. Conceptual physical education: A course for the future // J Sport Health Sci. 2021. Vol. 10, Is. 3. P. 308–322. DOI 10.1016/j.jshs. 2020.10.004.
41. Ottosson A. The first historical movements of kine-siology: scientification in the borderline between physical culture and medicine around 1850 // Int J Hist Sport. 2010. Vol. 27, Is. 11. P. 1892–1919. DOI 10.1080/09523367.2010.491618.
42. Musumeci G. The Kinesiologist Like a Tailor: The Art of Making a Tailor-Made Physical Activity Plan // J Funct Morphol Kinesiol. 2021. Vol. 6, Is. 3. Article 76. DOI 10.3390/jfmk6030076.
43. Rosner A. L., Cuthbert S. C. Applied kinesiology: distinctions in its definition and interpretation // J Bodyw Mov Ther. 2012. Vol. 16, Is. 4. P. 464–487. DOI 10.1016/j.jbmt.2012.04.008.
44. Estrázulas J. A., Bueno L. S., Lombardi L. R. O., Estrázulas J. A., Fernandes T. G., Baltar J. A. Accu-racy of the Applied Kinesiology Muscle Strength Test for Sacroiliac Dysfunction // Rev Bra Ortop. (San Paulo). 2020. Vol. 55, Is. 3. P. 293–297. DOI 10.1055/s-0039-1700832
Рецензия
Для цитирования:
Логинов C.И., Снигирев А.С. О ПОНЯТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(2 (50)):62-70. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-62-70
For citation:
Loginov S.I., Snigirev A.S. ON THE CONCEPT OF HUMAN PHYSICAL ACTIVITY IN THE PEDAGOGICAL SCIENCE OF RUSSIA. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(2 (50)):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-62-70