Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск
Том 25, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11-23 141
Аннотация

В работе исследуется актуальная проблема формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать оригинальную трехэтапную методику проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры как условие формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Методологическим основанием является компетентностный подход, метод проектного обучения, главная область применения которых – развитие самостоятельности, креативности, инициативности обучающихся через организацию собственной творческой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрены этапы проектно-творческой деятельности и формируемая этнокультурная компетенция будущих педагогов. В ходе эксперимента реализован творческий проект, выполнение которого предполагало знакомство с традиционными орнаментами хантов и манси, выполнение заданий по их расшифровке и трактовке, самостоятельную творческую работу, использование орнаментов обских угров в практической деятельности для украшения предметов быта. Экспертная и независимая оценки в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность примененной методики.

24-30 130
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена важной задачей системы высшего профессионального образования – усилением внимания к подготовке будущих учителей на качественно новом уровне. Основным аспектом решения этой задачи является развитие активной творческой личности
и способностей, позволяющих самостоятельно определять и решать сложные проблемы, выходящие за рамки стандартных ситуаций, проектировать и конструировать сложные объекты и системы, а также осознанно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Целью статьи является теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования навыков цифрового проектирования у студентов направления «Педагогическое образование». В статье авторы уточнили сущность понятий «цифровое проектирование» и «навыки цифрового проектирования», установили структуру понятия «навыки цифрового проектирования будущих
педагогов», состоящую из мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов. Достоинством исследования является определение и экспериментальная проверка педагогических условий формирования навыков цифрового проектирования у студентов направления «педагогическое образование». Доказано, что предложенные педагогические условия способствуют эффективной подготовке студентов к применению цифровых технологий в образовательной практике.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

31-40 130
Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей организации молодежного досуга в условиях мегаполиса. На материалах социологического опроса молодых жителей столицы Казахстана города Астаны выявлена специфика инфраструктуры большого города и особенности культурно-
досуговой деятельности молодого поколения. Показана глубокая трансформация молодежных досуговых практик, обусловленная как изменением глобальной социокультурной ситуации, так и появлением у самой молодежи новых интересов и ценностей в процессе реализации свободного времени. Определен спектр досуговых предпочтений молодых астанчан: в структуре молодежного досуга снижается рейтинг культурно-творческих практик, а культурно-потребительских форм увеличивается. Дана краткая характеристика динамики роста сегмента развлечений в Астане и описаны технологии организации культурно-досуговой деятельности. Особое внимание уделено технологии социокультурной анимации, призванной гуманизировать свободное время молодежи, создать условия для самореализации, самоутверждения молодых людей в процессе социокультурной анимации и досуговой деятельности. Главным педагогическим смыслом социокультурной анимации является создание условий для социальных проб молодых людей в разнообразных сферах социальной деятельности. Технология социокультурной анимации наиболее ярко проявляется в клубной работе молодежных центров досуга, дополнительного образования. Проведенный автором анализ теоретических и прикладных аспектов организации молодежного досуга в условиях мегаполиса позволил выявить специфику досугового времени столичной молодежи и особенности ее культурно-досуговых практик: нерегламентированность и добровольность использования досугового времени, позволяющие выделить досуг в отдельный социальный институт; разнообразие форм досуговой деятельности, где наряду с традиционными формами появляются новые течения и увлечения; особенности среды протекания молодежного досуга (в компании друзей, сверстников, вне дома); преобладание в структуре молодежного досуга культурно-потребительских практик. В целом выявлено укрепление гедонистических составляющих в системе ценностно-смысловых установок молодежи, становление новой социальной общности, ориентированной не на культурно-творческие практики, а на потребление досуговых услуг.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

41-50 117
Аннотация

В статье проанализированы результаты исследования взаимосвязи типологических личностных особенностей сотрудников МЧС и отдельных признаков эмоционального выгорания. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена комплексом социально-политических, правовых и экономических преобразований, происходящих в российском обществе, а они вызывают потребность в улучшении деятельности сотрудников силовых ведомств, обладающих высоким уровнем профессионализма, мотивацией к профессиональному росту, а также психологической устойчивостью. Полученные результаты позволяют констатировать, что психологический механизм длительного воздействия стресса на организм сотрудников служебных органов в обычных условиях служебной деятельности представляет собой изменение личности, являющееся потенциальной причиной возникновения эмоционального выгорания и профессиональной деструкции. Авторами сформулирована идея о необходимости организации целенаправленной работы по психологическому сопровождению деятельности сотрудников данных ведомств, направленному как на оказание экстренной психологической помощи, так и на профилактику состояния чрезмерного эмоционального напряжения в целях повышения эффективности деятельности.

51-58 121
Аннотация

В статье проанализированы взаимосвязи искаженного представления о себе, деструктивного отношения к себе, понятия «созависимость». Цель статьи заключается в определении степени влияния оценки отношения и представления о себе на выраженность созависимости. Полученные результаты исследования позволили установить позитивные тенденции коррекционного эффекта в рамках проектной формы деятельности с группой лиц, имевших созависимые тенденции в поведении. Статья предназначена для специалистов, работающих в области психического здоровья, практикующих специалистов, сотрудников реабилитационных центров, студентов психологических факультетов

59-67 53
Аннотация

Современный рынок труда предъявляет к личности будущего специалиста особые требования: высокие волевые качества, способности преодолевать трудности в профессиональной деятельности, контролировать эмоции в стрессовых ситуациях. В статье раскрыты результаты исследования уровня стрессоустойчивости и способов совладающего поведения у студентов, зафиксирована корреляционная связь между ними. Авторами проанализированы теоретические подходы к понятиям стресса и стрессоустойчивости, совладающего поведения, изучены ведущие копингстратегии. В работе использованы психологические методы и методики, для проверки объективности данных применены методы математической статистики. Выявлены динамика изменения уровня стресса в учебный период, уровень стрессоустойчивости и ведущие копинг-стратегии студентов, корреляционная связь между показателями. Статья предназначена для педагогов высших учебных заведений и специалистов, интересующихся данной проблемой.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

68-73 44
Аннотация

Организация образовательного процесса будущих медиков требует особого внимания, поскольку врачи, в зависимости от специфики выполняемой деятельности, подвержены воздействию различных негативных факторов, что отражается не только на их физической и умственной работоспособности, но и на состоянии здоровья в целом. Вышеобозначенное актуализирует необходимость формирования психофизической готовности студентов-медиков к будущей профессиональной деятельности уже в процессе обучения в университете. Ведущую роль в решении данной задачи может выполнять физическое воспитание, однако это становится возможным в случае его построения с учетом предъявляемых требований к труду медицинских работников. Представленная в статье профессионально-ориентированная технология формирования психофизической готовности студентов-медиков апробирована на кафедре физической культуры Сургутского государственного университета и может быть рекомендована для специалистов в области физического воспитания и спорта, преподавателей университета, организующих учебный процесс по физическому воспитанию и спорту.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

74-80 46
Аннотация

Цель исследования – экспертная оценка характеристик двигательной деятельности фристайлистов различных спортивных дисциплин. Результатами оценки подтверждено различное проявление координационных способностей (пространственная ориентация, сохранение равновесия, кинестетическая дифференциация, сложная двигательная реакция, ловкость), системообразующих факторов двигательной деятельности (сохранение динамического равновесия на скользящей поверхности при преодолении препятствий и в безопорном состоянии, управление телом во время передвижения по трассе, определение оптимальной траектории и скорости движения), технико-тактических компонентов спортивного мастерства (стабильность, вариативность, эффективность техники, разносторонность спортсмена, тактическое мышление, техническая сложность), а также их влияние на спортивный результат в избранной дисциплине фристайла.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

81-86 926
Аннотация

Несмотря на достижения современной науки и значительное количество исследований, этиология идиопатического сколиоза остается недостаточно изученной. Сколиотическая деформация позвоночного столба приводит к нарушению функциональных связей между различными частями тела, что обусловливает необходимость формирования новых компенсаторных механизмов для поддержания и контроля равновесия. Идиопатический сколиоз оказывает значительное влияние на пространственно-временные параметры двигательной активности человека, включая его осанку, походку и скорость передвижения. Изменения в кинематических и кинетических характеристиках при ходьбе обусловлены как самой деформацией позвоночника, так и компенсаторными адаптациями, которые организм вынужден использовать для поддержания устойчивости. В этом контексте изучение переходных процессов между статическими (стояние) и динамическими (ходьба) состояниями у пациентов с идиопатическим сколиозом представляется особенно актуальным, так как этот переход требует особой координации и адаптации биомеханических механизмов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)