Молодежный досуг в условиях современного мегаполиса
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-3
Аннотация
Статья посвящена анализу особенностей организации молодежного досуга в условиях мегаполиса. На материалах социологического опроса молодых жителей столицы Казахстана города Астаны выявлена специфика инфраструктуры большого города и особенности культурно-
досуговой деятельности молодого поколения. Показана глубокая трансформация молодежных досуговых практик, обусловленная как изменением глобальной социокультурной ситуации, так и появлением у самой молодежи новых интересов и ценностей в процессе реализации свободного времени. Определен спектр досуговых предпочтений молодых астанчан: в структуре молодежного досуга снижается рейтинг культурно-творческих практик, а культурно-потребительских форм увеличивается. Дана краткая характеристика динамики роста сегмента развлечений в Астане и описаны технологии организации культурно-досуговой деятельности. Особое внимание уделено технологии социокультурной анимации, призванной гуманизировать свободное время молодежи, создать условия для самореализации, самоутверждения молодых людей в процессе социокультурной анимации и досуговой деятельности. Главным педагогическим смыслом социокультурной анимации является создание условий для социальных проб молодых людей в разнообразных сферах социальной деятельности. Технология социокультурной анимации наиболее ярко проявляется в клубной работе молодежных центров досуга, дополнительного образования. Проведенный автором анализ теоретических и прикладных аспектов организации молодежного досуга в условиях мегаполиса позволил выявить специфику досугового времени столичной молодежи и особенности ее культурно-досуговых практик: нерегламентированность и добровольность использования досугового времени, позволяющие выделить досуг в отдельный социальный институт; разнообразие форм досуговой деятельности, где наряду с традиционными формами появляются новые течения и увлечения; особенности среды протекания молодежного досуга (в компании друзей, сверстников, вне дома); преобладание в структуре молодежного досуга культурно-потребительских практик. В целом выявлено укрепление гедонистических составляющих в системе ценностно-смысловых установок молодежи, становление новой социальной общности, ориентированной не на культурно-творческие практики, а на потребление досуговых услуг.
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. ТесленкоКазахстан
профессор, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), директор
Список литературы
1. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Experiments by Nature & Design. Harvard University Press, 1979. 219 p.
2. Berggs B. A., Elkins D. J. The Influence of Leisure Motivation on Leisure Satisfaction // LABNet: The Cyber Journal of Applied Leisure and Recreation Research. 2010. Vol. 31, no. 1. P. 201–229.
3. Byrne T., Nixon E., Mayock P. et al. Free-time and Leisure needs of young people living in disadvantaged communities // Combat Poverty Agency. 2006. No. 1.
4. Caldwell L. L., Smith E. A. Leisure as a context for youth development and delinquency prevention // Australia and New Zealand Journal of Criminology. 2006. No. 39. P. 398–418.
5. Hutchinson S. L., Baldwin C. K., Oh S. S. Adolescent coping: Exploring adolescent’s leisure –based response to stress // Leisure Science. 2006. Vol. 28, no. 2. P. 115–131.
6. Perkumiene D., Kleiniene D. The impact of culture center activities on the community leisure organization // 14th International Scientific Conference “Creating the Future Communication, Education, Business”. 2013. P. 110–117.
7. Grimley M. Digital leisure-time activities, cognition, leaning behavior and information literacy: What are children leaning? // E-learning and Digital Media. 2012. Vol. 9, no. 1. P. 13–28.
8. McGillivray D., McPherson G. Young people, digital media making and critical digital citizenship // Leisure Studies. 2015. Vol. 15, no. 6. P. 724–738.
9. Morimoto S. A., Friendland L. A. The lifeworld of youth in the information society // Youth and Society. 2015. Vol. 43, no. 2. P. 549–567.
10. Бестужев-Лада И. В. Вернуть молодежи ее естественное состояние // CREDO NEW. 2003. № 4. С. 2.
11. Тесленко А. Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель : моногр. Саратов : Саратовский гос. технический ун-т, 2007. 369 с.
12. Гаркуша К. Г. Технологический подход организации молодежного досуга // Вестник Казахского национального университета. Серия: Педагогические науки. 2021. Т. 68, № 3. С. 164–175. https://doi.org/10.26577/JES.2021.v68.i3.14.
13. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М. : Творч. Центр Сфера, 2004. 316 с.
14. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М. : ВЛАДОС, 2008. 262 с.
15. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. М. : Новая шк., 1994. 238 с.
16. Тесленко А. Н. Дополнительное образование в системе молодежной работы: современные тренды и тенденции // Дополнительное образование – эффективная система развития способностей детей и воспитания социально ответственной личности : сб. науч. ст. междунар. науч.-практич. конф., 6–7 февраля 2020 г., г. Курск. Курск : ЗАО «Университетская книга», 2020. С. 71–78.
17. Тесленко А. Н. Хип-хоп культура как средство социокультурной анимации и молодежной работы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 39–45.
18. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, физической культуры и спорта : закон Республики Казахстан от 30.12.2020 № 395-VI. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31707151 (дата обращения: 18.08.2024).
19. Платформа подушевого нормативного финансирования государственного спортивного и творческого заказов. URL: https://artsport.edu.kz/ru (дата обращения: 18.08.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Тесленко А.Н. Молодежный досуг в условиях современного мегаполиса. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(3):31-40. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-3
For citation:
Teslenko A.N. Youth leisure time in a modern metropolis. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(3):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-3