Preview

Severny region: nauka, obrazovanie, kultura

Advanced search

Interdepartmental interaction as basis for sustainable development of indigenous peoples of Yugra in education

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

Abstract

The paper analyzes priority directions and effective practices of state policy in education of indigenous peoples of the North on the example of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra. The author presents a comprehensive review of the legal, programmatic and organizational mechanisms contributing to the preservation of ethnic and cultural identity, the development of human resources, linguistic and professional heritage of indigenous peoples. The focus of the research is on innovative practices of digitalization of the educational environment, human resources issues and the creation of new educational institutions for indigenous peoples. The paper describes successful projects aimed at career guidance, modernization of educational trajectories, and strengthening the connection between employers, educational organizations, and indigenous peoples. The conclusions include specific recommendations for further improvement of educational policy and the integration of modern technologies into the practice of training specialists for traditional industries and the modern sector of the regional economy

About the Author

S. M. Kosenok
Surgut State University, Surgut
Russian Federation

Rector, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor



References

1. Путин назвал многообразие традиций, культур и языков бесценным достоянием России // ТАСС : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/11075849 (дата обращения: 06.08.2025).

2. Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий : указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50755 (дата обращения: 10.08.2025).

3. Косенок С. М. Концептуальные основы создания Института профессионального образования коренных народов Югры // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 2. С. 17–26. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1.

4. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001 (дата обращения: 01.08.2025).

5. О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации : распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 01.08.2025).

6. О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://iro86.ru/images/1/1/forumhmao/465_rp_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_14.08.2020.pdf (дата обращения: 06.08.2025).

7. Югра сохраняет наследие коренных народов с помощью инновационных проектов. URL: https://informugra.ru/news/society/yugra-sokhranyaetnasledie-korennykh-narodov-s-pomoshchyu-innovatsionnykh-proektov/?ysclid=metl5oz4p5938090755 (дата обращения: 02.08.2025).

8. Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 11.07.2025 № 474. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/HCM4ADyLOooRo7aqM253tzKJZdhkiAEC.pdf (дата обращения: 08.08.2025).

9. Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года : распоряжение от 08.05.2025 № 1161-р. URL: http://government.ru/docs/54976 (дата обращения: 06.08.2025).

10. Путин: сохранению самобытности всех народов РФ уделяется приоритетное внимание // ТАСС : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/23782827 (дата обращения: 06.08.2025).

11. Александр Новьюхов возглавил Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. URL: https://admhmao.ru/news/aleksandr-novyukhov-vozglavil-assotsiatsiyukorenn (дата обращения: 01.08.2025).

12. Подготовка к поступлению в вуз для представителей коренных малочисленных народов Севера. URL: https://www.ugrasu.ru/university/education/cdo/catalog-educational-programs/podgotovka-k-postupleniyu-v-vuz/podgotovka-kpostupleniyu-v-vuz-dlya-predstaviteley-korennykhmalochislennykh-narodov-severa (дата обращения: 01.08.2025).

13. Программа «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Родной язык (хантыйский/мансийский) и Русский язык». URL: https://tvoj.surgpu.ru/russkij-yazyk-i-rodnoj-yazyk (дата обращения: 01.08.2025).

14. Филиппова Н. А. Приоритеты образовательной политики в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года // Арктика 2035: актуальные вопросы проблемы решения. 2025. № 2. С. 24–33.


Review

For citations:


Kosenok S.M. Interdepartmental interaction as basis for sustainable development of indigenous peoples of Yugra in education. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

Views: 3


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)