Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Межведомственное взаимодействие как основа устойчивого развития коренных народов Югры в сфере образования

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена анализу приоритетных направлений и эффективных практик государственной политики в сфере образования коренных малочисленных народов Севера на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Представлен комплексный обзор правовых, программных и организационных механизмов, способствующих сохранению этнокультурной идентичности, развитию кадрового потенциала, языкового и профессионального наследия коренных народов. Особое внимание уделено инновационным практикам цифровизации образовательной среды, вопросам кадрового обеспечения и созданию новых образовательных институтов, ориентированных на потребности коренных малочисленных народов. Описываются успешные проекты, направленные на профориентацию, модернизацию образовательных траекторий, укрепление связей между работодателями, образовательными организациями и сообществами коренных народов. В качестве выводов даны конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательной политики и интеграции современных технологий в практику подготовки специалистов для традиционных отраслей и современного сектора региональной экономики. 

Для цитирования:


Косенок С.М. Межведомственное взаимодействие как основа устойчивого развития коренных народов Югры в сфере образования. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):13-23. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

For citation:


Kosenok S.M. Interdepartmental interaction as basis for sustainable development of indigenous peoples of Yugra in education. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетной задачей государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера (КМНС) является их всесторонняя поддержка и сохранение традиционного для них уклада жизни [1].

В центре внимания государственной политики в отношении коренных народов Севера – обеспечение доступного качественного образования. Его совершенствование определяется в том числе приоритетными направлениями научно-технологического развития страны, среди которых «укрепление социокультурной идентичности российского общества и повышение уровня его образования». В перечень важнейших наукоемких технологий входят «социально-психологические технологии формирования и развития общественных и межнациональных отношений» [2]. Названные положения, безусловно, определяют тенденции, обеспечивающие многогранное развитие коренных народов России.

Государственный подход служит фундаментом для формирования эффективной системы правовых и организационных механизмов поддержки коренных народов, где ключевое значение приобретают вопросы равных возможностей, вовлеченности и развития национальной идентичности. В таком контексте важнейшую роль играет созданная в стране нормативно-правовая и программная база, нацеленна на всестороннюю защиту прав, сохранение традиционного уклада и создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов.

Нормативно-правовое регулирование сферы поддержки, защиты прав и развития КМНС в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в Российской Федерации в целом, а также развитие сферы образования возможно только с учетом региональной специфики и строится на основе целого ряда федеральных законов, постановлений и региональных программ.

В Ханты-Мансийском автономном округе выстроена система всесторонней поддержки коренных народов, в число которых входят ханты, манси и ненцы, на основе интеграции усилий правительства автономного округа, общественных организаций и ученых [3]. Правительство Югры вводит меры, нацеленные на возрождение, сохранение самобытности и своеобразия коренных народов Севера и обеспечивающие развитие самоуправления в соответствии с традиционными обычаями народов. В центре внимания – все сферы жизнедеятельности коренных народов, проживающих в автономном округе [4].

На законодательном уровне в Югре закреплены гарантии для этносохраняющих отраслей региональной экономики (северное оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и др.). Эта стратегия дополнена политикой цифровой модернизации традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни в форме создания ИТ-стойбищ. В Югре разработаны и внедряются Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре КМНС, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [5][6].

Уникальность специфики образа жизни коренных народов, которые ведут традиционную хозяйственную деятельность, обеспечивающую сохранение и передачу знаний в области традиционного природопользования, культуры, языка, укрепления связей между поколениями, диктует необходимость совершенствования условий по оказанию современных профессиональных услуг во всех сферах традиционного образа жизни. В данных нормативных правовых документах особое внимание уделяется вопросам образования, кадрового обеспечения, сохранения культурного и языкового наследия, здоровьесбережения, целевого трудоустройства молодежи, развития традиционных промыслов и предпринимательских инициатив, что предполагает межведомственное взаимодействие и интеграцию различных ресурсов.

Для продвижения наследия коренных народов в регионе ежегодно проводится более 1 500 мероприятий, включая национальные форумы, праздники, обряды, конкурсы и фестивали. Так, на пленарном заседании II Всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России» в Югре 21 марта 2025 г. обсудили сохранение культурного наследия коренных народов в современных условиях. В мероприятии участвовали представители федеральной проектной команды «Наследие», региональных и федеральных властей, главы муниципалитетов, эксперты и общественные деятели. Губернатор Югры Р. Н. Кухарук, выступая на форуме, обозначил ключевые задачи в этой сфере. Он подчеркнул важность сохранения языков, традиционного образа жизни и хозяйствования коренных народов. Особое внимание уделяется оленеводству как важной составляющей традиционного уклада жизни и передачи опыта между поколениями.

Осуществляется комплекс мер социально-экономической поддержки, направленных на повышение эффективности традиционной хозяйственной деятельности и сохранение культуры и языков. В качестве примера успешной практики на форуме был представлен проект «Стойбищная школа-сад», действующий с 2020 г. Он обеспечивает доступ к качественному дошкольному образованию детям из коренных семей, позволяя им сохранять родной язык и традиции, оставаясь в привычной среде. В настоящее время функционируют 8 таких школ-садов, охватывающих 45 детей.

Важную роль играет цифровизация. С 2024 г. реализуется проект «Создание корпуса мансийского языка», включающий перевод текстов, оцифровку произведений и аудиозаписи. Аналогичный проект планируется для хантыйского языка. Таким образом, в Югре сохраняется наследие коренных народов, в том числе с помощью инновационных проектов [7].

Большое значение имеет государственная языковая политика. Так, по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации, прошедшего 5 июня 2025 г., в перечень поручений вошла подготовка указа об установлении Дня языков народов Российской Федерации. Этот праздник будет отмечаться 8 сентября, в день рождения писателя Расула Гамзатова и, конечно, подчеркивать значимость укрепления комплекса мер по поддержке в том числе языков коренных народов страны.

В Указе Президента Российской Федерации определены стратегические направления развития языковой среды страны, способствующей сохранению культурного наследия народов России и обеспечивающей равноправие государственных и национальных языков [8]. Среди основных принципов реализации государственной языковой политики обозначено обеспечение культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение ее этнокультурного и языкового многообразия.

Данные документы позволяют увидеть комплекс мер, обеспечивающий сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов России.

Реализация масштабных программ освоения территории России требует постоянного диалога с представителями национальных общин, в том числе и программ в сфере образования и культуры.

Цель статьи – проанализировать и описать систему межведомственного взаимодействия и институциональных механизмов поддержки коренных народов Югры в сфере образования, обеспечивающих сохранение их этнокультурной идентичности в условиях социально-экономических трансформаций региона. В задачи исследования входит: изучение нормативно-правовой базы в области поддержки развития малочисленных коренных народов; определение эффективности образовательных траекторий; выявление проблем в сфере образования и предложение решений, нацеленных на их устранение.

Научная новизна заключается в трактовке концепции «образовательной экосистемы», построенной на основе взаимодействия различных структур: органов региональной власти, научных центров, общественных и образовательных организаций как интегрированного консорциума, нацеленного на сохранение традиций и внедрение инноваций при поддержке коренных народов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методология исследования основана на системном подходе, позволяющем интегрировать правовые, организационные и социокультурные аспекты. В качестве основных методов использованы:

– анализ нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней: изучены федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, региональные программы Югры, Концепция устойчивого развития КМНС и концепции развития этнокультурной системы образования;

– контент-анализ публичных выступлений и экспертной коммуникации: обработаны материалы форумов, круглых столов, заявлений официальных лиц, представителей органов власти, руководителей образовательных организаций и органов КМНС, транслирующих приоритетные направления и механизмы поддержки образования;

– экспертные интервью: проведены индивидуальные структурированные беседы с представителями образовательных организаций (институты, вузы, колледжи), Центра карьеры Сургутского государственного университета, муниципальных и региональных департаментов, лидерами общественных объединений и совета старейшин коренных народов Югры;

– статистический анализ: использованы официальные данные Росстата, Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования и науки Югры, мониторинговые отчеты по результатам реализации образовательных программ для КМНС, а также статистика трудоустройства выпускников;

– методы наблюдения и включенного участия: прямое участие в организации и проведении образовательных мероприятий и форумов для представителей КМНС, анализ эффективности реализации проектов («Стойбищная школа-сад», цифровые языковые корпуса, программа целевого обучения) на местах;

– сравнительно-аналитический метод: сопоставление региональных и федеральных практик, анализ успешных и проблемных кейсов в сфере образования КМНС. Масштаб и репрезентативность обеспечивались сбором и обработкой данных за 2020–2025 гг., что позволило выделить наиболее успешные модели взаимодействия, образовательные траектории, адаптационные и профориентационные программы для молодежи из числа коренных народов.

Материалом исследования стали результаты организационной, методической и научной деятельности ученых Сургутского государственного университета по формированию предложений, нацеленных на повышение качества образования представителей коренных народов Югры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современный этап государственной политики в отношении коренных малочисленных народов получил отражение в утвержденной в мае 2025 г. Концепции устойчивого развития КМНС, Сибири и Дальнего Востока до 2036 г., которая вступает в силу 1 января 2026 г. (далее – Концепция). Концепция задает единые приоритеты политики для всех уровней и ветвей публичной власти, задает векторы работы институтов гражданского общества [9]. При этом важно, что в центре внимания – политика в сфере образования, поэтому инновации должны внедряться и в системе образования. Обновленная Концепция носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, она направлена на объединение усилий органов публичной власти и институтов гражданского общества, включая объединения КМНС, для решения вопросов устойчивого развития этих народов. Главными целями Концепции определено экономическое, социальное и культурное развитие коренных народов, сохранение их исконных территорий проживания, а также поддержка традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и культуры.

Для обеспечения поддержки и защиты интересов этих народов в стране выстроена эффективная организационная структура. Ключевую роль играет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – крупнейшее объединение, в составе которого действуют региональные отделения по всем субъектам Российской Федерации, где проживают коренные народы. Ассоциация имеет вертикально интегрированную структуру: на федеральном уровне Ассоциацию возглавляет президент, осуществляющий стратегическое руководство, представляя интересы всего коренного сообщества на уровне государства, международных форумов, экспертных советов при федеральных органах. Александр Вячеславович Новьюхов, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от Югры, обозначил приоритеты предстоящей работы. По его словам, особое внимание будет уделено работе с регионами расселения коренных малочисленных народов России, расширению экспертного участия коренных народов в обеспечении международного и межрегионального диалога. На торжественном мероприятии, посвященном 35-летию со дня основания Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и 95-летию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Национальном центре «Россия» в Москве, которое прошло в апреле 2025 г., Президент России В. В. Путин подчеркнул: «В созидательном взаимодействии с органами власти были реализованы серьезные, значимые инициативы в сфере образования и просвещения, развития социальной инфраструктуры, воплощены в жизнь разноплановые проекты, направленные на сбережение языков, уникальных обычаев и устоев малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Такая насыщенная, многогранная деятельность достойна самой высокой оценки. И конечно, особо отмечу, что представители коренных малочисленных народов с честью продолжают ратные, патриотические традиции предков, мужественно защищают наше единое Отечество» [10]. Серьезный вклад в становление Ассоциации внес Ханты-Мансийский автономный округ. Р. Н. Кухарук, приветствуя участников Х съезда Ассоциации, сказал: «Ассоциацией продолжается работа по созданию условий для того, чтобы язык, культура, традиционный образ жизни, традиционный образ хозяйствования не просто сохранились, а развивались» [11]. На съезде подвели итоги работы и выбрали нового президента Ассоциации. Делегаты проголосовали за избрание члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от Югры А. В. Новьюхова новым лидером на предстоящий период деятельности Ассоциации. В своей предвыборной речи Александр Вячеславович обозначил основные приоритеты предстоящей работы, в числе которых – работа с регионами расселения коренных малочисленных народов России, расширение экспертного участия коренных народов в обеспечении международного и межрегионального диалога.

Большое значение придается демократическим механизмам самоуправления: Ассамблея представителей КМНС при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обеспечивает постоянную площадку для диалога с органами власти, внесения законодательных инициатив, обсуждения социально значимых вопросов и разработки региональных программ поддержки. Возглавляет ассамблею Е. Д. Айпин, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ассамблея объединяет представителей всех коренных народов округа, выступает связующим звеном между сообществом, депутатами и исполнительной властью. В регионе действуют также общественная организация «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Это одна из первых общественных организаций КМНС в Российской Федерации, являющаяся ассоциированным членом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Важную роль играет Окружной межнациональный Совет старейшин как консультативный орган при Координационном совете по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Для обеспечения взаимодействия между органами государственной власти и общественными организациями коренных малочисленных народов Севера сформирован Совет представителей КМНС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Инновационным шагом для Югры стало учреждение новой должности – уполномоченного по правам коренных малочисленных народов, которым назначена Л. А. Алферова. В будущем работа данного ведомства расширит возможности правовой защиты, будет содействовать реализации правового статуса, выступать посредником в разрешении споров, защите культурных и имущественных интересов, выполнять функцию общественного контроля и обратной связи между коренными жителями, ведомствами и социальными институтами. Благодаря такому многоуровневому взаимодействию строится система реального участия коренных народов в управлении развитием региона.

В Югре проводятся научные исследования в области сохранения и развития языка, изучения историко-культурного наследия КМНС, а также исследования современного социально-экономического развития коренных этносов. Центром таких исследований является Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок.

Вопросы профориентации, а также организации системы образования молодежи – представителей коренных народов Югры – решаются в Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Не меньшую стратегическую роль в сохранении и развитии этнокультурной самобытности, языков и профессионального потенциала коренных народов Югры играют образовательные организации. В вузах региона выстроена многогранная работа, открывающая перспективы для представителей коренных народов.

Одна из главных задач в области образования коренных народов – модернизация образовательных программ, особенно в части подготовки обучающихся к жизни в современном обществе. Именно поэтому возникла необходимость создания в Сургутском государственном университете Института профессионального образования коренных народов Югры (далее – Институт) для подготовки специалистов, обладающих комплексом профессиональных компетенций для их реализации во всех сферах традиционного образа жизни и в сфере образования. Важно отметить, что необходимость создания такого Института обсуждалась на встрече экс-губернатора Югры Н. В. Комаровой на встрече с членами Совета старейшин Югры, которые поддержали эту идею. Целью концепции инновационного развития Института является концентрация научных и интеллектуальных ресурсов для разработки и внедрения в практику научно-обоснованных программ и методик, обеспечивающих образовательную деятельность, направленную на сохранение национальной самобытности, языка и культуры коренных народов Югры; формирование личности с активной гражданской позицией, которая проявляется в осознании принадлежности к своему этносу, стремлении сохранять и развивать его традиции [3].

В Югорском государственном университете действует подготовительное отделение для молодежи из числа коренных народов. Это образовательная ступень, позволяющая пройти адаптацию, освоить базовые дисциплины с учетом родного языка и этнокультурных знаний, повысить готовность к поступлению в вуз. Дополнительная образовательная программа «Подготовка к поступлению в вуз» разработана в целях адаптации и подготовки выпускников школ из числа КМНС к поступлению в вуз по образовательным программам бакалавриата и специалитета. Направленность дополнительной образовательной программы – социально-гуманитарная [12].

В Сургутском государственном педагогическом университете реализуется программа по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность «Родной язык (хантыйский/мансийский) и русский язык». Программа нацелена на подготовку учителей русского языка и хантыйского/мансийского языка, русской и хантыйской/мансийской литературы. Студенты получат глубокие знания и сформируют умения в области педагогического образования (обучение и воспитание школьников), а также филологических наук (грамотная речь, эффективная устная и письменная коммуникация, умение создавать тексты и пр.). Выпускники, окончившие обучение по данной программе, смогут организовывать образовательный процесс по русскому и хантыйскому/мансийскому языкам: проектировать программы, разрабатывать и вести уроки, а также осуществлять внеурочную деятельность по русскому и хантыйскому/мансийскому языкам, а также русской и хантыйской/мансийской литературе [13]. Ценность программы заключается в подготовке специалистов, способных преподавать и популяризировать родные языки, разрабатывать методики и программы по их сохранению и развитию, вести исследовательскую, переводческую и просветительскую деятельность.

Эти структуры становятся не только образовательными центрами, но и ядром культурного и профессионального становления, интегрируя традиционные и инновационные подходы в систему регионального развития.

Считаем целесообразным организовать плотное межведомственное взаимодействие для формирования образовательной экосистемы как основы обеспечения устойчивого развития коренных народов Югры между органами власти, профильными департаментами, образовательными организациями (университеты, колледжи, школы), общественными организациями и ассоциациями коренных народов.

Необходимость такой экосистемы была продемонстрирована во время проведения в Сургутском государственном университете в июне 2025 г. круглого стола «Профессиональное образование коренных народов Югры: стратегический диалог о будущем». В качестве основных были определены следующие направления: здоровьесбережение в образовательном процессе; сохранение языкового и культурного наследия; профессиональное самоопределение и образовательные траектории; правовое обеспечение образования и защиты прав коренных народов; взаимодействие с работодателями и социальными партнерами. В работе круглого стола приняли участие представители профильных департаментов правительства Югры: образования и науки; молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей; недропользования и природных ресурсов; специалисты образовательных учреждений и бизнеса. Такой состав круглого стола сделал продуктивным анализ основ образовательной политики, отраженных в новой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 г. Н. А. Филиппова, доктор юридических наук, профессор Сургутского государственного университета, выступая на заседании круглого стола, акцентировала внимание на трех приоритетах, которым следует руководствоваться и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и образовательным организациям, обеспечивающим общее и профессиональное образование коренных народов. К ним относятся, во-первых, системность образования: концентрация не на отдельные элементы, а выстроенные (модельные) образовательные траектории, включающие оптимально организованное профессиональное образование; во-вторых, «живой язык»: обучение родным языкам в контексте культуры, истории, традиционных знаний; в-третьих, адаптация к условиям рынка: формирование конкурентного мышления и навыков предпринимательской деятельности.

Характеризуя возможные траектории, Н. А. Филиппова подчеркнула, что можно выделить три возможные траектории такого образования:

1) траектории профессионального образования, связанные с модернизацией традиционной хозяйственной деятельности;

2) траектории профессионального образования по специальностям, которые комплементарны для традиционной культуры КМНС и учитывают особенности таких народов, но не связаны с традиционной хозяйственной деятельностью непосредственно;

3) траектории современного профессионального образования, связанные с промышленным освоением Севера и Арктики и рассчитанные на адаптивность к условиям проживания [14].

В качестве ближайших задач реализации новой Концепции в сфере образования таких народов в субъектах Российской Федерации, как утверждает Н. А. Филиппова, целесообразно: определить оптимальные образовательные траектории для коренных народов с учетом их конечного результата – будущей профессиональной деятельности и специфики региона, стимулировать их выбор и реализацию; организовать мониторинг профессионального образования коренных жителей субъекта Российской Федерации в целях прогнозирования востребованных ими специальностей (направлений) профессиональной подготовки; создать образовательные инструменты для формирования новых социальных навыков у КМНС, таких как навыки предпринимательства и конструктивной гражданской активности.

С целью повышения эффективности реализации новой Концепции важно проводить круглые столы для обсуждения проблем, методик и механизмов интеграции поддержки молодежи из числа коренных народов в единое пространство образования, занятости, правовой и социальной защиты; совместно реализовывать проекты по этнокультурному образованию, целевому обучению, организации культурных фестивалей, поддержке языков, грантовой и предпринимательской деятельности, формированию правовой грамотности и повышению кадрового потенциала КМНС.

Проведенное экспертное интервью с представителями Центра карьеры Сургутского государственного университета позволило выделить ключевые запросы и проблемы, среди которых недостаточная информированность о возможностях целевого обучения и трудоустройства среди молодежи КМНС; сложности адаптации молодых специалистов на предприятиях региона; потребность в специальных наставнических программах и краткосрочных стажировках; низкий уровень интеграции механизмов сопровождения от образования до трудоустройства; потребность в увеличении числа предпринимательских и стартап-программ, ориентированных на молодежь из числа коренных народов.

Наиболее успешными практиками в регионе признаны организация целевого обучения по заявкам предприятий и организаций с последующим гарантированным трудоустройством; поддержка молодежных предпринимательских инициатив через механизмы грантов, акселераторов и наставничества и др. В качестве ключевого инструмента повышения профессиональной адаптации и продвижения молодежи КМНС на рынке труда мы рассматриваем наставничество и стажировки. В рамках программ устойчивого развития организуются встречи с успешными предпринимателями, мастер-классы, бизнес-игры, проводится регулярный обмен эффективными кейсами и историями успеха. В этом аспекте значима работа Центра карьеры Сургутского государственного университета совместно с Центром занятости населения Югры. Такое сотрудничество позволяет реализовать решения для сопровождения образовательных и профессиональных маршрутов студентов, в том числе из числа КМНС. Сотрудники Центра формируют базы вакансий, проводят специализированные отраслевые ярмарки, консультационные сессии и вебинары, мониторинг успешности трудоустройства выпускников и др. Статистика трудоустройства демонстрирует высокий уровень занятости среди выпускников-представителей КМНС – 93,7 % молодых специалистов получили рабочие места в первый год после окончания учебы. Подавляющее большинство (85,7 %) устроились именно по своей специальности, что подтверждает качество полученного образования и востребованность выпускников на рынке труда региона. Важно отметить высокую степень региональной привязанности: 87,5 % продолжают свою деятельность непосредственно в родном регионе, активно участвуя в развитии экономики округа и укреплении местных сообществ. Примечательно, что значительная доля выпускников (37,5 %) приняли решение продолжить свое образование в магистратуре, совмещая учебную деятельность с работой. Выпускники демонстрируют отличные карьерные перспективы и работают в ведущих организациях региона, таких как подразделения ПАО «Сургутнефтегаз», крупнейшая медицинская организация округа – Сургутская окружная клиническая больница, образовательные учреждения, государственные структуры и другие ключевые предприятия. Это свидетельствует о высоком уровне профессионализма и востребованности специалистов, представляющих коренные народы Севера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединение ресурсов государственных структур, общественных и образовательных организаций, входящих в образовательную экосистему, способствует формированию эффективного механизма интеграции молодежи из числа коренных народов Югры в экономическую и социальную жизнь региона, вовлечению их в развитие традиционных и инновационных отраслей, а также устойчивому профессиональному и личностному росту.

Проведенное исследование позволило зафиксировать значительный прогресс и ряд успешных инновационных практик в сфере образования КМНС на примере Югры. Ключевым результатом является формирование устойчивой правовой, институциональной и организационной базы поддержки языков, культуры и традиционного образа жизни коренных народов. В регионе выстроена эффективная система взаимодействия органов власти, образовательных учреждений и институтов гражданского общества, что обеспечивает многовекторную поддержку КМНС от дошкольного до высшего образования, а также их успешную интеграцию в социально-экономическое развитие региона. Значительную роль играют цифровые и организационно-управленческие инновации, содействующие сохранению этнокультурного наследия и профессионализации молодежи.

Таким образом, анализ передового опыта свидетельствует о необходимости дальнейшего межведомственного и межуровневого взаимодействия, расширения культурно-образовательных инициатив, тиражирования успешных практик наставничества и сопровождения молодых специалистов. Развитие образовательной экосистемы в интересах КМНС – стратегический ресурс как для сохранения уникального культурного многообразия России, так и для устойчивого социально-экономического развития северных регионов.

Список литературы

1. Путин назвал многообразие традиций, культур и языков бесценным достоянием России // ТАСС : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/11075849 (дата обращения: 06.08.2025).

2. Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий : указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50755 (дата обращения: 10.08.2025).

3. Косенок С. М. Концептуальные основы создания Института профессионального образования коренных народов Югры // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 2. С. 17–26. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-1.

4. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства ХМАО-Югры от 10.11.2023 № 547-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8600202311140001 (дата обращения: 01.08.2025).

5. О концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации : распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015 № 451-рп. URL: https://docs.cntd.ru/document/429011211 (дата обращения: 01.08.2025).

6. О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 14.08.2020 № 465-рп. URL: https://iro86.ru/images/1/1/forumhmao/465_rp_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_14.08.2020.pdf (дата обращения: 06.08.2025).

7. Югра сохраняет наследие коренных народов с помощью инновационных проектов. URL: https://informugra.ru/news/society/yugra-sokhranyaetnasledie-korennykh-narodov-s-pomoshchyu-innovatsionnykh-proektov/?ysclid=metl5oz4p5938090755 (дата обращения: 02.08.2025).

8. Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 11.07.2025 № 474. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/HCM4ADyLOooRo7aqM253tzKJZdhkiAEC.pdf (дата обращения: 08.08.2025).

9. Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года : распоряжение от 08.05.2025 № 1161-р. URL: http://government.ru/docs/54976 (дата обращения: 06.08.2025).

10. Путин: сохранению самобытности всех народов РФ уделяется приоритетное внимание // ТАСС : офиц. сайт. URL: https://tass.ru/obschestvo/23782827 (дата обращения: 06.08.2025).

11. Александр Новьюхов возглавил Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. URL: https://admhmao.ru/news/aleksandr-novyukhov-vozglavil-assotsiatsiyukorenn (дата обращения: 01.08.2025).

12. Подготовка к поступлению в вуз для представителей коренных малочисленных народов Севера. URL: https://www.ugrasu.ru/university/education/cdo/catalog-educational-programs/podgotovka-k-postupleniyu-v-vuz/podgotovka-kpostupleniyu-v-vuz-dlya-predstaviteley-korennykhmalochislennykh-narodov-severa (дата обращения: 01.08.2025).

13. Программа «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Родной язык (хантыйский/мансийский) и Русский язык». URL: https://tvoj.surgpu.ru/russkij-yazyk-i-rodnoj-yazyk (дата обращения: 01.08.2025).

14. Филиппова Н. А. Приоритеты образовательной политики в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года // Арктика 2035: актуальные вопросы проблемы решения. 2025. № 2. С. 24–33.


Об авторе

С. М. Косенок
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

ректор, доктор педагогических наук, профессор



Рецензия

Для цитирования:


Косенок С.М. Межведомственное взаимодействие как основа устойчивого развития коренных народов Югры в сфере образования. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):13-23. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

For citation:


Kosenok S.M. Interdepartmental interaction as basis for sustainable development of indigenous peoples of Yugra in education. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):13-23. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-1

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)