КОРРЕЛЯЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ДИНАМИКИ ОНТОГЕНЕЗА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-47-54
Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимного опосредствования социальной ситуации развития и динамики онтогенеза детей с детским церебральным параличом. Актуальность исследования онтогенеза особых детей в рамках возрастной психологии и психологии
развития обусловлена задачей обеспечения максимально доступной и эффективной социальной интеграции данной категории детей на разных возрастных этапах. Это делает недостаточным изучение особого развития только в предметном поле клинической (специальной) психологии и требует его рассмотрения как одного из вариантов культурного онтогенеза ребенка в целом. Предметом исследования выступили источники, процессы и примеры опосредствования психического онтогенеза ребенка с детским церебральным параличом со стороны социальной ситуации развития. Принципиальным условием исследования явилось представление онтогенеза детей с детским церебральным параличом как целостного процесса через призму продуктивных или непродуктивных новообразований в структуре межличностных отношений и деятельности больного ребенка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте от 3 до 18 лет, а также их родители.
Об авторах
В. А. МеренковРоссия
практикующий психолог, старший преподаватель
E-mail: merenkov_va@surgu.ru
Т. В. Чабаненко
Россия
старший преподаватель
E-mail: filtv83@mail.ru
Список литературы
1. Завоеванная Н. С. Отечественная специальная психология: от Л. С. Выготского до В. И. Лубовского // Вестн. по педагогике и психологии Южной Сибири. 2020. № 2. С. 26–28.
2. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альм. Ин-та коррекцион. педагогики. 2000. № 1. C. 4.
3. Выготский Л. С. Психология. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 1995. 528с.
5. Сальков В. Н., Шмелева С. В., Коноваленко С. В. Детский церебральный паралич. Причины. Клинические проявления. Лечение и реабилитация. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020 г., 166 с.
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
8. Карабанова О. А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психолог. исслед. 2014. Т. 7, № 36. С. 10.
9. Кравцова Е. Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-истор. психология. 2005. Т. 1. № 2. С. 87–94.
10. Обухова Л. Ф. Выготский и психология развития в его и наши дни // Культурно-истор. психология. 2012. Том 8. № 1. С. 51–58.
Рецензия
Для цитирования:
Меренков В.А., Чабаненко Т.В. КОРРЕЛЯЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ДИНАМИКИ ОНТОГЕНЕЗА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(1 (49)):47-54. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-47-54
For citation:
Merenkov V.A., Chabanenko T.V. CORRELATION BETWEEN THE CONTENT OF THE SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT AND THE ONTOGENY DYNAMICS IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(1 (49)):47-54. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-47-54