Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Связь кризисных переживаний и учебной мотивации студентов направления «Физика»

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-1

Аннотация

С целью изучения связи кризисных переживаний и учебной мотивации было реализовано эмпирическое исследование с участием четырех естественных групп студентов направления «Физика» кафедры экспериментальной физики Сургутского государственного университета в возрасте 18–24 лет. Методы исследования: психологическое измерение с использованием психодиагностических методик «Анкета кризисных событий и переживаний для студентов» В. Р. Манукян, «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, модифицированная методика «Якоря карьеры» Э. Шейна и методы математической статистики. Была выявлена корреляционная связь характера кризисных переживаний и учебной мотивации студентов: высокая выраженность и широта кризисных переживаний наблюдается у студентов с сочетанием мотивации приобретения знаний и овладения профессией, у студентов с мотивацией получения диплома наблюдаются переживания кризиса бесперспективности, у студентов с мотивацией приобретения знаний кризисные переживания выражены незначительно.

Об авторе

Н. П. Плеханова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат психологических наук, доцент



Список литературы

1. Курусь И. А. Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и копинг-стратегий у студентов 1-го курса // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 98–104.

2. Мещеряков Б. Г., Соболев Г. И. Операционализация социально-психологической адаптации студентов // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, № 1. С. 56–64.

3. Садовникова Н. О. Переживание как деятельностьпо разрешению профессионального кризиса личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–6. С. 1328–1332.

4. Курусь И. А. Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и направленности временной перспективы у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Образование и наука. 2016. № 2. С. 68–79.

5. Курусь И. А. Содержание переживания кризисных ситуаций у студентов первого курса // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 1. С. 87–91.

6. Сунцова Я. С., Иванова Е. А. Особенности переживания кризиса профессиональной идентичности студентами-психологами с разным уровнем экзистенциальной исполненности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2. С. 79–83.

7. Бузина Д. О. К вопросу о кризисах профессионального развития на этапе получения высшего профессионального образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 6.

8. Манукян В. Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, № 4. С. 109–117.

9. Клейн К. Г., Леонтьев Д. А., Костенко В. Ю. и др. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. C. 47–57.

10. Казакова Е. Л., Мошкина Е. В., Сергеева О. В. и др. Анализ формирования мотивации студентов к изучению физики в современных условиях // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 3. С. 19–29. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-19-29.

11. Ведута О. В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 198–203.

12. Плеханова Н. П., Усаева Н. Р. Профессиональное самоопределение выпускников сургутских школ и студентов направления « физика» // Управление образованием: теория и практика. 2023. Т. 13, № 11–2. С. 40–51.

13. Головей Л. А., Данилова М. В., Рыкман Л. В. и др. Профессиональное развитие личности: начало пути : эмпирическое исследование. СПб. : Нестор-История, 2015. 333 с.

14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2002. 512 с.

15. Могилёвкин Е. А., Новгородов А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011. № 1. С. 61–78.


Рецензия

Для цитирования:


Плеханова Н.П. Связь кризисных переживаний и учебной мотивации студентов направления «Физика». Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):12-26. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-1

For citation:


Plekhanova N.P. Correlation between crisis experiences and academic motivation of students majoring in Physics. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):12-26. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-1

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)