Технологии профессиональной ориентации на творческие специальности
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-9
Аннотация
В статье исследуются технологии профессиональной ориентации на творческие специальности в условиях цифровой трансформации. Целью работы является выявление возможностей применения современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам. Авторы применяют концептуальное моделирование, сравнительный анализ отечественных и зарубежных технологий, анкетирование и экспертный опрос. Особое внимание уделяется технологиям «Вербатория» и «Пункт Б», которые демонстрируют высокую эффективность в сокращении списка подходящих профессий и повышении уверенности обучающихся в выборе профессионального направления. Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей реализации технологий нейрометрии и цифрового анализа данных, обеспечивающих объективность (электроэнцефалография против самоотчетов), и в дальнейшем – в определении структурных компонентов интегративной модели профориентации, которая преодолевает ключевые ограничения традиционных диагностических методов профориентации. Выводы подчеркивают значимость комплексного использования современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам и оценочно-диагностического инструментария для определения готовности обучающихся к выбору профессии.
Об авторах
О. Ю. ТуркоРоссия
аспирант
Д. Н. Боровинская
Россия
доктор философских наук, доцент, профессор
Список литературы
1. Спрос работодателей на творческих специалистов вырос на 30 % за год. URL: https://www.avito.ru/company/press/spros_rabotodatelei_na_tvorcheskih_specialistov?ysclid=mdib1mtgv2625079150 (дата обращения: 06.04.2025).
2. Творческие династии – вчера и сегодня. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/tvorcheskie-dinastii-vchera-i-segodnja (дата обращения: 08.04.2025).
3. Официальный сайт ООО «Вербатория». URL: https://verbatoria.ru/?city=196 (дата обращения: 06.04.2025).
4. Spokane A. R., Luchetta E.J., Richwine M. H. Holland’s Theory of Personalities in Work Environments // Career Choice and Development. 2002. Vol. 4. P. 373–426.
5. Rieiro H., Diaz-Piedra C., Morales J. M. et al. Validation of Electroencephalographic Recordings Obtained with a consumer-grade, single dry electrode, lowcost device: A Comparative study // Sensors. 2019. Vol. 19, no. 12. https://doi.org/10.3390/s19122808.
6. Кишко О. Н. Формирование творческих способностей студентов международного профиля в процессе профессиональной подготовки (на примере преподавания английского языка) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2023. 250 с.
7. Цзя Ю. Методологические подходы к профессиональной подготовке художника-дизайнера в педагогических университетах России и Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2024. 26 с.
8. Пустозерова О. В. Формирование ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в условиях профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 24 с.
9. Школа выбора профессии. URL: https://punkt-b.pro/ (дата обращения: 06.04.2025).
10. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 512 с.
11. Lubart T., Kharkhurin A. V., Corazza G. E. et al. Creative potential in science: Conceptual and measurement issues // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.750224.
12. Боровинская Д. Н. Проблема креативности в образовательной перспективе : моногр. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. 220 с.
13. Артамонова В. В. Геймификация как инструмент управления трудовой мотивацией : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Нижний Новгород, 2022. 31 с.
14. Белоусова А. К. Формирование готовности обучающихся к выбору профессии в образовательном пространстве региональной системы образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2019. 24 с.
15. Moynagh D. Digital Readiness in Career Guidance. 2023. URL: https://epale.ec.europa.eu/en/blog/digitalreadiness-career-guidance (дата обращения: 06.05.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Турко О.Ю., Боровинская Д.Н. Технологии профессиональной ориентации на творческие специальности. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):92-104. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-9
For citation:
Turko O.Yu., Borovinskaya D.N. Career guidance technologies for creative specialties. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):92-104. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-9