Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Теоретические основы и методы исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических подходов и методов исследования, которые применяют современные ученые при изучении истории гигиены детства. Важной практической и теоретической базой для научных публикаций являются фундаментальные труды ученых, в том числе концепции П. Бурдье, посвященные вопросам повседневной жизни, социального пространства и социальным отношениям в целом. Анализ работ российских и зарубежных специалистов показал, что теория модернизации благодаря своей многовекторности и многофункциональности может служить методологической основой при изучении в том числе истории гигиены детства. На примере конкретных публикаций рассмотрена роль разнообразных общенаучных и специальных методов. Кроме традиционных анализа, синтеза, дедукции и индукции специалисты продуктивно применяют специальные методы, которые в зависимости от содержания, объекта, предмета, цели и задач исследования способствуют созданию объективной и целостной картины процесса эволюции истории гигиены детства. В статье показано, что каждый из применяемых методов выполняет свои функции для изучения конкретно-исторических сюжетов.

Об авторах

В. А. Веременко
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Пушкин
Россия

доктор исторических наук, профессор



И. В. Синова
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Пушкин; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
Россия

доктор исторических наук, профессор, доцент, главный научный сотрудник



Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/79033/Гигиена?ysclid=me11in4y44455519303 (дата обращения 06.08.2025).

2. Касторский Ф. Л. Беседы по школьной гигиене. М., 1901. 56 с.

3. Тезяков Н. И. Беседы по гигиене в применении ее к народной школе. Воронеж : Воронежское губ. земство, 1899. 121 с.

4. Формаковский В. И. Охрана здоровья учащихся : свод практ. сведений, относящихся к сбережению здоровья детей, посещающих школу. Одесса : Е. П. Распопов, 1905. 290 с.

5. Эрисман Ф. Ф. Курс гигиены. М. : тип. А. А. Карцева, 1887. 184 с.

6. Базанов В. А. Основатель русской общественной гигиены Ф. Ф. Эрисман (К 50-летию со дня смерти) // Гигиена и санитария. 1965. № 9. С. 3–7.

7. Кардaшенко В. Н. К 85-летию со дня рождения Альфреда Владиславовича Молькова //Педиатрия. 1955. № 6. С. 59–73.

8. Советов С. Е. Очерки по истории гигиены детства с древнейших времен до конца XVIII столетия. М., 1960. 230 с.

9. Веременко В. А., Сутула Ю. В. Завоевывая детский мир: иностранные «молочные» смеси и столичные потребители в России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Петербургский исторический журнал. 2024. № 4. С. 79–91. https://doi.org/10.51255/2311-603X_2024_4_79.

10. Жукова А. Е., Семенова О. А., Шевелев В. Ю. Вопросы школьной гигиены во второй половине XIX – начале ХХ в. в Санкт-Петербурге (на примере еврейских учебных заведений) // Вопросы истории. 2022. № 10. С. 66–75. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202210Statyi14.

11. Кучма В. Р., Степанова М. И., Седова А. С. История гигиены детей и подростков, школьной медицины в России // Новые исследования. 2024. № 3. С. 38–60. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2024-79-3-38-60.

12. Мицюк Н. А. Педиатрический патронаж грудных детей: новые практики здоровьесбережения в дореволюционной России // Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 04–06 апреля 2024 г., г. Санкт-Петербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 222–227.

13. Синова И. В. Вопросы гигиены труда и быта учеников ремесленных мастерских Санкт-Петербурга во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы истории. 2022. № 8–1. С. 70–78. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi19.

14. Byford A. Professional cross-dressing: Doctors in education in late imperial Russia (1881–1917) // The Russian Review. 2006. Vol. 65, no. 4. P. 586–616. https://doi.org/10.1111/j.1467-9434.2006.00417.x.

15. Kelly C. Children’s World: Growing up in Russia, 1890–1991. Yale University Press, 2007. 714 p.

16. Kuxhausen A. From the womb to the body politic: Raising the nation in enlightenment Russia. University of Wisconsin Press, 2013. 228 p.

17. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Социальная история : ежегодник. М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. С. 9–21.

18. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь и проблемы повседневности глазами историка // Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России : науч. конф., 27–28 февраля 2002 г., г. Москва. М. : Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2002. С. 44–46.

19. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от Школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4, № 1. С. 7–21.

20. Журавлев С. В. История повседневности – новая исследовательская программа для отечественной исторической науки // История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти / пер. с англ. и нем. К. А. Левинсона и др. ; под общ. ред. С. В. Журавлева. М. : РОССПЭН ; Германский исторический институт в Москве, 2010. С. 3–27.

21. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М. : Изд. Дом гос. ун-та Высш. Шк. экономики, 2010. 316 с.

22. Сенявский А. С. Повседневность как методологическая проблема микро- и макроисторических исследований (на материалах российской истории XX века) // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества : материалы междунар. конф., 20 марта – 14 мая 2001 г., г. Москва. М., 2001. С. 25–34.

23. Elias N. The Civilizing Process: Sociogenetic and Psychogenetic Investigations. Haus zum Falken, 1939.

24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.

25. Cicourel A. V. Methods and Measurements in Sociology. Free Press of Glencoe, 1964. 247 p.

26. Geertz C. The Interpretation of Cultures. Basic Books, 1973. 470 p.

27. Сперанский А. В., Сперанский П. А. Модернизационная парадигма в изучении истории России: проблемы и дискуссии // История и современное мировоззрение. 2019. Т. 1, № 3. С. 19–27.

28. Чирков А. А. Теория модернизации в российской исторической науке // Философия и культура. 2018. № 3. С. 17–33. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2018.3.24609.

29. Black C. E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. New York, Harper & Row, 1966.

30. Большая Российская энциклопедия: в 35 т. М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. Т. 20. 766 с.

31. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2005. 576 с.

32. Гигиена детства в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии (середина XVIII – начало XX вв.) / сост. В. А. Веременко, И. В. Синова, С. В. Зайцева и др. : сб. документов и материалов. СПб. : Пропаганда, 2023. 432 с.

33. Синова И. В. Документы по регламентации детского труда в сфере зрелищ и увеселений конца XIX века. На архивных материалах Санкт-Петербурга // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 284–294. https://doi.org/10.28995/2073-0101-2024-1-284-294.

34. Степанов С. В. Труды И. И. Бецкого (1704–1795) по гигиене детства в XVIII в.: взгляд государственного деятеля на проблемы ребенка // Семья и детство в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 06–08 апреля 2023 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. С. 15–20.

35. Степанов С. В., Веременко В. А. Учительница Федосья Паславская: счастливое лето 1896 года. Наставница школьной колонии – об удивительном отдыхе петербургских детей, организованном депутатами и благотворителями // Родина. 2023. № 8. С. 54–59.

36. Веременко В. А., Сутула Ю. В. Гигиена питания дошкольников в столичных дворянско-интеллигентских семьях России в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2023. Т. 22, № 3. С. 496–509. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2023-22-3-496-509.

37. Веременко В. А. «В здоровом теле – здоровый ум»: физическое воспитание и спорт в столичной дворянско-интеллигентской среде России во второй половине XIX – начале XX в. // История повседневности. 2022. № 3. С. 82–102. https://doi.org/10.35231/25422375_2022_3_82.

38. Синова И. В. Меры по борьбе с эпидемиями и распространением инфекций в благотворительных заведениях для детей в XIX – начале XX в. (на материалах Санкт-Петербурга) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2024. № 2. С. 182–190. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2024-65-2-16.

39. Мишков Р. А., Семенова О. А. Производство резиновых игрушек в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ в. Часть 1 // История повседневности. 2025. № 1. С. 215–236. https://doi.org/10.35231/25422375_2025_1_215.

40. Советов С. Е. Выдающийся школьный гигиенист А. С. Вирениус (к 50-летию со дня смерти) // Гигиена и санитария. 1960. № 6. С. 44–49.

41. Степанов С. В. Земский врач-гигиенист Н. А. Золотавин – деятель гигиены детства в Санкт-Петербургской губернии в начале ХХ в. // Феномен профессии и профессиональной деятельности: междисциплинарные аспекты : материалы Всерос. (с междунар. участием) междисциплинар. науч.-теор. семинара, 30 июня–02 июля 2022 г., г. Череповец. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2022. С. 163–171.

42. Веременко В. А. «О содержании в должном порядке белья и одежды»: организация стирки в городских дворянско-интеллигентских семьях России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1. С. 144–153. https://doi. org/10.20874/2071-0437-2021-52-1-13.

43. Зайцева С. В. Санитарно-гигиеническое состояние общественных бань и их влияние на здоровье взрослого и детского населения Санкт-Петербургской губернии в конце XIX в. (на примере торговых бань А. Рубакина в г. Ораниенбауме) // Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 04–06 апреля 2024 г., г. Санкт-Петербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 35–40.

44. Веременко В. А. Уход за детьми раннего возраста в дворянских семьях России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 4, № 3. С. 18–31.

45. Мицюк Н. А. Рождение матери: субкультура материнства в высших слоях общества индустриальной России. Смоленск : Смоленская городская типография, 2015. 382 с.

46. Веременко В. А. Врачебная гимнастика и массаж в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России : материалы XIV Всерос. науч. конф., 10 марта 2023 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. С. 149–154.

47. Зайцева С. В. Привлечение матерей к кормлению и уходу за детьми в Санкт-Петербургском Воспитательном доме в конце XIX – начале XX в. // Феномен родства, родственных и дружеских связей в исторической динамике: междисциплинарные аспекты: материалы Всерос. междисциплинар. науч.-теор. семинара, 04–06 июля 2024 г., г. Череповец. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2024. С. 40–46.

48. Степанов С. В. Гигиена детства в крестьянской среде рубежа XIX – начала ХХ в. глазами санитарного врача (на материалах Санкт-Петербургской губернии) // Гротовские чтения – 2022 : материалы Всерос. науч. конф. 17–18 ноября 2022 г., г. Самара. Самара : Самарская областная универсальная научная библиотека, 2023. С. 70–76.

49. Синова И. В. Употребление алкоголя детьми: проблемы общества и здоровьесбережения в конце XIX – начале XX вв. (по материалам Санкт-Петербурга) // «Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 4–6 апреля 2024 г., г. СанктПетербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 227–231.

50. Жукова А. Е. Вопросы детской гигиены в петербургских журналах рубежа XIX – ХХ вв. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2025. Т. 12, № 1. С. 39–44. https://doi.org/10.24147/2312-1300.2025.12(1).39-44.

51. Синова И. В. Быт и питание воспитанников благотворительных заведений для детей Санкт-Петербурга в середине XIX – начале XX в. // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 10. С. 480–496. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-480-496.

52. Веременко В. А., Степанов С. В. Гигиена детского и юношеского чтения в России на рубеже XIX–ХХ вв. // Детские чтения. 2022. Т. 22, № 2. С. 132–144. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-132-144.


Рецензия

Для цитирования:


Веременко В.А., Синова И.В. Теоретические основы и методы исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):54-65. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

For citation:


Veremenko V.A., Sinova I.V. Theoretical basis and research methods of children’s hygiene from middle of the 18th to the early 20th century. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):54-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)