Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Теоретические основы и методы исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических подходов и методов исследования, которые применяют современные ученые при изучении истории гигиены детства. Важной практической и теоретической базой для научных публикаций являются фундаментальные труды ученых, в том числе концепции П. Бурдье, посвященные вопросам повседневной жизни, социального пространства и социальным отношениям в целом. Анализ работ российских и зарубежных специалистов показал, что теория модернизации благодаря своей многовекторности и многофункциональности может служить методологической основой при изучении в том числе истории гигиены детства. На примере конкретных публикаций рассмотрена роль разнообразных общенаучных и специальных методов. Кроме традиционных анализа, синтеза, дедукции и индукции специалисты продуктивно применяют специальные методы, которые в зависимости от содержания, объекта, предмета, цели и задач исследования способствуют созданию объективной и целостной картины процесса эволюции истории гигиены детства. В статье показано, что каждый из применяемых методов выполняет свои функции для изучения конкретно-исторических сюжетов.

Для цитирования:


Веременко В.А., Синова И.В. Теоретические основы и методы исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):54-65. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

For citation:


Veremenko V.A., Sinova I.V. Theoretical basis and research methods of children’s hygiene from middle of the 18th to the early 20th century. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):54-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории гигиены детства происходит в контексте социальной истории, истории повседневности, медицинской антропологии, истории медицины. Сложность методологии ее исследования сопряжена с дихотомией подходов в связи с необходимостью прямо или косвенно затрагивать профилактические и практические медико-санитарные вопросы. Без этого невозможно комплексное и разностороннее достижение цели и задач. Вопросы истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века для специалистов представляет научный интерес прежде всего потому, что именно в этот период зародились многие базовые представления, которые близки современным людям.

Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине XIX века, когда представители разных научных направлений обратили внимание на два, казалось бы, малосвязанных сюжета – гигантскую детскую, прежде всего младенческую, смертность, связанную с характером ухода за новорожденными, и высокое распространение болезней, причиной которых были учебные заведения, и, соответственно, возникла необходимость решения этих задач. С момента зарождения и до настоящего времени гигиена детей и подростков являясь отраслью профилактической медицины, которая изучает условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывает научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку благоприятного развития организма подрастающего поколения. В «Большой советской энциклопедии» дается следующее определение: «Гигиена детей и подростков – отрасль гигиены, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм детей и разрабатывающая гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физическое и умственно полноценное развитие детей» [1]. Для социальных же антропологов и историков характерен значительно более широкий подход, и к вопросам гигиены детства принято относить образ жизни, в котором отражаются нормы культуры, характерные для представителей тех или иных социальных групп, а также отдельных личностей, условия их жизнедеятельности, гигиенические привычки, позволяющие как сохранять и укреплять здоровье детей, так и наоборот, способствующие распространению болезней и травматизма, а то и ведущие к смерти.

Исходя из этого, парадигма исследования истории гигиены детства середины XVIII – начале XX вв. связана как с совокупностью направлений, изучаемых в рамках практической медицины, так и более общих социально ориентированных сюжетов. К ним относится не только здоровье детей и подростков, гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня, гигиена физического воспитания, гигиена трудового и профессионального обучения подростков, гигиена питания детей и подростков, гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства, оборудования детских и подростковых учреждений, гигиеническое обучение и воспитание, медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения, но и цели, задачи и мероприятия государственной политики в отношении материнства и детства, а также борьбы с детской смертностью, «народосберегающие» направления общественной инициативы и деятельность благотворителей, повседневность различных социальных групп и их ментальные установки. Выбранный ракурс изучения определяет особенности методов исследования каждого из направлений.

Публикации по вопросам практической гигиены детства получили широкое распространение со второй половины XIX века. К ним относятся научные изыскания, учебники и статьи в периодической печати [2][5]. Некоторые вопросы, касающиеся дореволюционной России, освещены в публикациях советских исследователей, но их число незначительно, они носят преимущественно общий характер или раскрывают, как правило, деятельность отдельных врачей-гигиенистов [6][8]. Современные российские авторы чаще рассматривают отдельные стороны истории гигиены детства, а не ее эволюцию с учетом комплекса направлений, относящихся к практической медицине данной области исследования [9][13]. Интерес к вопросам истории гигиены детства в Российской империи у зарубежных авторов крайне ограничен [14][16].

Что касается анализа методов и методологии исследования истории гигиены детства, то здесь имеет место научная лакуна, которая требует своего заполнения. Вместе с тем нельзя не сказать о работах современных российских ученых, посвященных методам и методологии исследования вопросов повседневной жизни, поскольку данная проблематика является ее неотъемлемой частью. Особое место среди них занимают труды Н. Л. Пушкаревой, которая стоит у истоков разработки как практических, так и теоретических вопросов повседневности [17][19]. Ряд авторов рассматривают методологические проблемы повседневной жизни на примере разных эпох и категорий населения [20][22]. Зарубежным исследователям по вопросам методологии принадлежат преимущественно работы, направленные на формирование так называемой «социологии повседневности» (этнометодологии). В частности, немецкий социолог Н. Элиас считал необходимым рассматривать общество и человека как нераздельное целое, что представляется целесообразным в контексте изучения гигиены детства через призму практик отдельных людей, в том числе с учетом гендерной и сословной дифференциации [23]. Ряд авторов делал акцент на социальном взаимодействии, в том числе создавая основы социологии обыденной жизни [24][25]. Американский культуролог и антрополог К. Гирц своими теоретическими трудами внес вклад в зарождение истории повседневности через стратификацию культуры на действия, символы и знаки [26].

Целью статьи является анализ теоретических основ и методов изучения комплекса вопросов по истории гигиены детства. Для чего решается ряд задач, связанных с рассмотрением общенаучных и специальных методов, оценкой эффективности каждого из них с учетом особенностей и специфики содержания, используемых источников и фактологического материала. Достижение данной цели и задач позволит создать целостную разнонаправленную картину методов исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века, определить их достаточность и целесообразность.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исходя из содержания проблематики гигиены детства с учетом, с одной стороны, уникальности сюжетов, а с другой – их типичности, отражающей представления о нормах, привычках и уровне информированности конкретного индивида или целой социальной группы, формах межличностных коммуникаций и обыденных повседневных практик, исследование темы требует использования междисциплинарного подхода, привлекая идеи, методологические принципы и приемы, характерные для социологии, различных направлений антропологи и этнологии, истории повседневности, гендерной истории, истории медицины и демографии.

В исторических исследованиях активно применяется теория модернизации, которая носит междисциплинарный и многофункциональный характер [27][29]. Под понятием модернизации в обобщенном виде понимается эволюция развития общества, влияющая на все сферы и уровни жизни, что приводит к изменениям в экономике, политике, социальных отношениях и, следовательно, в мировоззрении представителей социума. Именно многофункциональность позволяет использовать теорию модернизации при изучении в том числе гигиены детства, которая в ретроспективе рассматриваемого периода связана с процессом как становления, так и эволюции, происходившей под воздействием реформирования всех сфер жизни российского общества. Одновременно социальные процессы стимулировали законодательное регулирование санитарных норм и правил, научные открытия в сфере медицины, в том числе вакцин, с целью предотвращения распространения инфекционных болезней, развитие физкультуры и спорта, представлений о здоровом образе жизни.

Согласно «Большой российской энциклопедии» модернизация «предполагает кардинальные изменения как на макро-, так и на микроуровне общественной жизни, т. е. сопровождается не только трансформацией институтов социальных, экономических, политических, но и поведения и мышления людей, их ценностных ориентаций» [30]. Исходя из этого, в основе изучения гигиены находится не только и не столько среда обитания детей и подростков – семья, ясли, учебные заведения, благотворительные учреждения и пр., – а прежде всего сами дети и подростки в этой среде.

Теоретической основой исследования истории гигиены детства могут служить работы французского социолога П. Бурдье, предлагающего использовать понятие «социальное пространство», в котором формируются определенные отношения и происходят определенные процессы в зависимости от целей и средств исследования. Он рассматривает общество как некие социальные поля, т. е. области, в которых существуют свои виды деятельности и своя иерархия, в том числе это может быть сфера повседневности и ее составная часть – гигиена детства [31].

П. Бурдье вводит также понятие «габитус» как совокупность неких оснований и мотивов, определяющих поведение человека и возникающих в процессе усвоения социальных установок и действий ребенка, в том числе при освоении норм гигиены. Габитус, по мнению автора, выступает как посредник между каждым субъектом и обществом. При этом, несмотря на объективный характер установок, каждый субъект пользуется ими субъективно. Ведь различными являются не только воспитание, но и предпочтения, выработанные привычки, социальная и гендерная принадлежность. Предпочтения и возможности, связанные с употреблением продуктов питания, отношением к собственному здоровью, физическим нагрузкам, отдыху, сочетают как общие черты, так и различия. При этом для понятия «габитус» как основы социальной природы характерна дихотомия, т. к. он предполагает взаимное влияние общества на человека и человека на общество.

Вместе с тем востребованным при изучении гигиены детства является и социально-конструктивистский подход, дающий возможность выявить зависимость между проходившими в российском обществе социально-политическими, экономическими процессами и характером изменения подходов к заботе о детском здоровье [16].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Научные исследования предполагают применение совокупности общенаучных и специальных, а также теоретических и эмпирических методов, которые позволяют выявить и подвергнуть критике разнообразные виды исторических источников [32], провести аналогии, сделать достоверные и объективные выводы и обобщения. Традиционный общенаучный метод – анализ – предполагает изучение объектов исследования с учетом хронологии событий, систематизацию и анализ данных в исторической ретроспективе, в том числе нормативных правовых актов, начиная с регламентации санитарных норм и правил на общегосударственном уровне, в учебных заведениях, дошкольных и благотворительных учреждениях, профилактики инфекционных болезней, а также оспопрививания. Объективности исследования способствует выявление причинно-следственных связей, сопоставление результатов и закономерностей, на основании чего происходит формулирование теоретических обобщений и выводов [33][34].

Анализ трудов ученых-гигиенистов позволяет проследить эволюцию развития достижений науки в данной сфере, а материалы периодической печати – состояние общественного мнения. Изучение источников личного происхождения способствует пониманию вопросов вскармливания и ухода за младенцами, питания, форм закаливания, развития и практического применения гигиенических навыков разными категориями населения с точки зрения сословной, национальной и гендерной принадлежности в рамках повседневной жизни [35][36]. Метод синтеза в данном контексте способствует объединению полученных фактов для формирования выводов и аналогий.

Следование при помощи метода дедукции от частных примеров, таких как занятия детей гимнастикой, плаванием, велосипедным спортом, позволяет обобщить факты и события и сделать выводы по развитию физической культуры у представителей различных социальных групп в целом [37]. В то время как общие тенденции развития системы родовспоможения в столице империи, государственной политики по профилактике инфекционных заболеваний позволят при помощи метода индукции составить персонифицированную картину по данному вопросу [38].

Широта направлений исследования в контексте истории гигиены детства для достижения верификации результатов вызывает необходимость применения разнообразных специальных методов в научных публикациях.
Анализ конкретно-исторических сюжетов приводит к необходимости использования историко-генетического, идеографического, историко-системного, проблемно-хронологи­ческого, историко-типологического, статисти­ческого, компаративистского, просопографи­ческого методов исследования, а также методов контент-анализа и исторической реконструкции. Они способствуют выявлению и рассмотрению закономерностей, а также региональных, сословных и гендерных особенностей по рассматриваемой проблематике.

Цели и задачам исследований в области истории гигиены детства в полной мере отвечает историко-генетический метод, в основе которого лежит принцип историзма, предусматривающий рассмотрение событий и явлений в процессе развития. Особенно он важен при рассмотрении эволюции формирования знаний в области гигиены и их применения на практике, санитарных норм, профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями [11][38].

Идеографический (нарративный) метод занимает одно из важнейших мест для описания исторических событий и явлений, связанных с происходящими разного рода процессами как в империи в целом, так и в Санкт-Петер­бурге и губернии, в том числе связанных с совершенствованием законодательной базы по вопросам санитарно-эпидемиологическо­го надзора, развитию медицинской науки и знаний среди населения [34][39]. В рамках биографических исследований идеографический метод способствует объективной и разносторонней оценке персоналий, воссоздавая вклад отдельных личностей в практическую медицину, общественную и благотворительную деятельность и, как результат этого, создает картину эволюции гигиены детства в целом. Данный метод широко применялся еще дореволюционными учеными, а также востребован у советских и современных специалистов [40][41].

В процессе исследований важное место отводится компаративному анализу (историко-
системному методу), который опирается на систему как совокупность взаимосвязанных элементов, что способствует раскрытию разного рода механизмов функционирования и эволюции санитарно-гигиенического состояния отдельных категорий населения, общественных мест, благотворительных заведений как исторических объектов, в том числе в период разного рода кризисов и эпидемий [42][43].

Компаративный анализ в исследованиях по гигиене детства выполняет роль инструмента, который позволяет провести сравнение и сопоставить процесс внедрения в повседневную жизнь гигиенических знаний, понятия и форм физической культуры в разные периоды времени, в семьях, относящимся к разным социальным стратам. Применение сравнительно-исторического анализа связано с необходимостью изучения истории гигиены детства с целью выявления сходства и различия между историческими явлениями или процессами в ходе эволюции и проведение сравнения разнообразных факторов и сюжетов на протяжении нескольких десятилетий.

Методы микроистории дают возможность «погрузиться» в жизнь и заботы конкретного человека. Домашняя гигиена детства, уход за малышами, забота о подростках предстают перед исследователем намного более ярко не на широком фоне, а при анализе конкретных жизненных ситуаций. Метод же исторической реконструкции, особенно основанный на отдельных биографиях и «случаях», дает возможность «увидеть», каким образом те или иные гигиенические новшества входили в повседневную жизнь семьи, отражались на изменении гендерных ролей, меняя общественные представления о роли матери и отца, создавая новый общественный идеал «ответственного материнства» [36][37][42][44][45].

Отдельно следует сказать о гендерном подходе в проводимых исследованиях, выделении особой роль матери в здоровьесбережении и специфики ухода и организации физического воспитания мальчиков и девочек [37][46][47]. Репрезентативным представляется также рассмотрение проблематики с учетом сословной и национально-религиозной дифференциации, места проживания непосредственно в столице или в губернии, культурной идентичности, а, следовательно, и различий в сложившихся повседневных практиках [48].

С целью выявления разнообразных тенденций и закономерностей, количественной обработки и анализа данных по заболеваемости детей, вакцинации, вскармливанию младенцев, травматизму при использовании детского труда на промышленных предприятиях и в ремесленных мастерских, употреблению алкоголя малолетними применяется статистический метод [9][13][47][49].

При изучении статей в периодической печати вопросы гигиены детства могут служить маркерами, на основе которых возможно применение метода качественного контент-анализа. А частота упоминаний и содержание в публикациях позволяет выявить, обобщить и проследить эволюцию содержания понятия «здоровьесбережение», питания, физического закаливания, санитарных норм [50]. Применение контент-анализа возможно также при исследовании документов, хранящихся в архивах или источников личного происхождения. С учетом темы и метода поиск фактического материала и сюжетов осуществляется с опорой на определяемые специалистом маркеры. Среди них могут быть санитарно-бытовые практики в семье, кормление и уход за детьми, гигиена питания, одежды и чтения, летний отдых и оздоровление [51][52].

Методы визуальной антропологии, через анализ разнообразных фото-материалов, художественных изображений, иллюстраций в периодических изданиях и учебных книгах, плакатов, рекламных картинок и текстов к ним, с изображениями детей из разных социальных групп, средств гигиены и ухода, детских вещей и питания, не только дают возможность зрительно увидеть и оценить существовавший уровень гигиенических представлений, но служат маркером долженствования, характеризуя те идеальные представления, которые были по данному вопросу у современников того или иного общественного статуса и материального достатка, тот лучший «детский мир», к которому они стремились [9][32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многообразие направлений, которые составляет содержание гигиены детства, делают необходимым для изучения ее истории тщательно отбирать и анализировать репрезентативные источники, а также применять широкий спектр общенаучных и специальных методов исследования. Именно подобный подход позволяет ученым, прежде всего историкам и социологам, в полной мере выявить и проанализировать особенности ее эволюции с учетом социальных изменений, развития науки и государственной политики. С помощью рассмотренных методов успешно выстраивается форма функционирования того или иного явления российской действительности на различных исторических этапах и определяется соотношение закономерностей и региональных особенностей в ходе социально-экономического, общественно-политического и культурно-исторического процессов.

За исключением последних нескольких лет история гигиены детства, включая изучение формирования системы санитарного надзора в яслях, учебных и благотворительных заведениях для детей и подростков, роли семьи и прежде всего матери, которая выступала главным актором в процессе первичной социализации ребенка, в том числе связанной с нормами гигиены, носило ограниченный и фрагментарный характер как с точки зрения содержания, так и методологических принципов и методов исследования.

Современные ученые в своих публикациях по истории гигиены детства как части повседневной жизни используют широкий спектр разнообразных методов, демонстрируя эволюцию данной сферы в зависимости от социально-экономического уровня жизни страны и культуры населения, развития науки и правовой базы в данной области. При этом историко-системный, идеографический, качественный контент-анализ носят универсальный характер, применяются для изучения большинства направлений и способствуют фундaаментальности исследований. Для дальнейшей разработки научных проблем истории гигиены детства представляется целесообразным их рассмотрение через теоретическую концепцию габитуса. Особенно перспективными для работы ученых с целью персонификации субъектов и отдельных социально ориентированных сюжетов представляются методы микроистории.

Разнонаправленность применяемых методов исследования позволяет сделать выводы о том, что процесс развития представлений о гигиене детства был сопряжен с постепенным формированием определенных повседневных практик среди населения, в которых значительную роль играла деятельность отдельных специалистов-подвижников и благотворителей, а также законодательное регулирование санитарных норм и охраны здоровья детей и подростков, направленных на сокращение младенческой смертности, обеспечение здоровьесберегающих условий учебного процесса, организованного отдыха детей и подростков, а также трудовой деятельности на предприятиях и в ремесленных мастерских.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/79033/Гигиена?ysclid=me11in4y44455519303 (дата обращения 06.08.2025).

2. Касторский Ф. Л. Беседы по школьной гигиене. М., 1901. 56 с.

3. Тезяков Н. И. Беседы по гигиене в применении ее к народной школе. Воронеж : Воронежское губ. земство, 1899. 121 с.

4. Формаковский В. И. Охрана здоровья учащихся : свод практ. сведений, относящихся к сбережению здоровья детей, посещающих школу. Одесса : Е. П. Распопов, 1905. 290 с.

5. Эрисман Ф. Ф. Курс гигиены. М. : тип. А. А. Карцева, 1887. 184 с.

6. Базанов В. А. Основатель русской общественной гигиены Ф. Ф. Эрисман (К 50-летию со дня смерти) // Гигиена и санитария. 1965. № 9. С. 3–7.

7. Кардaшенко В. Н. К 85-летию со дня рождения Альфреда Владиславовича Молькова //Педиатрия. 1955. № 6. С. 59–73.

8. Советов С. Е. Очерки по истории гигиены детства с древнейших времен до конца XVIII столетия. М., 1960. 230 с.

9. Веременко В. А., Сутула Ю. В. Завоевывая детский мир: иностранные «молочные» смеси и столичные потребители в России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Петербургский исторический журнал. 2024. № 4. С. 79–91. https://doi.org/10.51255/2311-603X_2024_4_79.

10. Жукова А. Е., Семенова О. А., Шевелев В. Ю. Вопросы школьной гигиены во второй половине XIX – начале ХХ в. в Санкт-Петербурге (на примере еврейских учебных заведений) // Вопросы истории. 2022. № 10. С. 66–75. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202210Statyi14.

11. Кучма В. Р., Степанова М. И., Седова А. С. История гигиены детей и подростков, школьной медицины в России // Новые исследования. 2024. № 3. С. 38–60. https://doi.org/10.46742/2072-8840-2024-79-3-38-60.

12. Мицюк Н. А. Педиатрический патронаж грудных детей: новые практики здоровьесбережения в дореволюционной России // Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 04–06 апреля 2024 г., г. Санкт-Петербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 222–227.

13. Синова И. В. Вопросы гигиены труда и быта учеников ремесленных мастерских Санкт-Петербурга во второй половине XIX – начале XX вв. // Вопросы истории. 2022. № 8–1. С. 70–78. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi19.

14. Byford A. Professional cross-dressing: Doctors in education in late imperial Russia (1881–1917) // The Russian Review. 2006. Vol. 65, no. 4. P. 586–616. https://doi.org/10.1111/j.1467-9434.2006.00417.x.

15. Kelly C. Children’s World: Growing up in Russia, 1890–1991. Yale University Press, 2007. 714 p.

16. Kuxhausen A. From the womb to the body politic: Raising the nation in enlightenment Russia. University of Wisconsin Press, 2013. 228 p.

17. Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Социальная история : ежегодник. М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. С. 9–21.

18. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь и проблемы повседневности глазами историка // Демографическая модернизация, частная жизнь и идентичность в России : науч. конф., 27–28 февраля 2002 г., г. Москва. М. : Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2002. С. 44–46.

19. Пушкарева Н. Л., Любичанковский С. В. Понимание истории повседневности в современном историческом исследовании: от Школы Анналов к российской философской школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 4, № 1. С. 7–21.

20. Журавлев С. В. История повседневности – новая исследовательская программа для отечественной исторической науки // История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти / пер. с англ. и нем. К. А. Левинсона и др. ; под общ. ред. С. В. Журавлева. М. : РОССПЭН ; Германский исторический институт в Москве, 2010. С. 3–27.

21. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. М. : Изд. Дом гос. ун-та Высш. Шк. экономики, 2010. 316 с.

22. Сенявский А. С. Повседневность как методологическая проблема микро- и макроисторических исследований (на материалах российской истории XX века) // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества : материалы междунар. конф., 20 марта – 14 мая 2001 г., г. Москва. М., 2001. С. 25–34.

23. Elias N. The Civilizing Process: Sociogenetic and Psychogenetic Investigations. Haus zum Falken, 1939.

24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М. : Медиум, 1995. 323 с.

25. Cicourel A. V. Methods and Measurements in Sociology. Free Press of Glencoe, 1964. 247 p.

26. Geertz C. The Interpretation of Cultures. Basic Books, 1973. 470 p.

27. Сперанский А. В., Сперанский П. А. Модернизационная парадигма в изучении истории России: проблемы и дискуссии // История и современное мировоззрение. 2019. Т. 1, № 3. С. 19–27.

28. Чирков А. А. Теория модернизации в российской исторической науке // Философия и культура. 2018. № 3. С. 17–33. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2018.3.24609.

29. Black C. E. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. New York, Harper & Row, 1966.

30. Большая Российская энциклопедия: в 35 т. М. : Большая Российская энциклопедия, 2004. Т. 20. 766 с.

31. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц. Н. А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2005. 576 с.

32. Гигиена детства в Санкт-Петербурге и Петербургской губернии (середина XVIII – начало XX вв.) / сост. В. А. Веременко, И. В. Синова, С. В. Зайцева и др. : сб. документов и материалов. СПб. : Пропаганда, 2023. 432 с.

33. Синова И. В. Документы по регламентации детского труда в сфере зрелищ и увеселений конца XIX века. На архивных материалах Санкт-Петербурга // Вестник архивиста. 2024. № 1. С. 284–294. https://doi.org/10.28995/2073-0101-2024-1-284-294.

34. Степанов С. В. Труды И. И. Бецкого (1704–1795) по гигиене детства в XVIII в.: взгляд государственного деятеля на проблемы ребенка // Семья и детство в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 06–08 апреля 2023 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. С. 15–20.

35. Степанов С. В., Веременко В. А. Учительница Федосья Паславская: счастливое лето 1896 года. Наставница школьной колонии – об удивительном отдыхе петербургских детей, организованном депутатами и благотворителями // Родина. 2023. № 8. С. 54–59.

36. Веременко В. А., Сутула Ю. В. Гигиена питания дошкольников в столичных дворянско-интеллигентских семьях России в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2023. Т. 22, № 3. С. 496–509. https://doi.org/10.22363/2312-8674-2023-22-3-496-509.

37. Веременко В. А. «В здоровом теле – здоровый ум»: физическое воспитание и спорт в столичной дворянско-интеллигентской среде России во второй половине XIX – начале XX в. // История повседневности. 2022. № 3. С. 82–102. https://doi.org/10.35231/25422375_2022_3_82.

38. Синова И. В. Меры по борьбе с эпидемиями и распространением инфекций в благотворительных заведениях для детей в XIX – начале XX в. (на материалах Санкт-Петербурга) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2024. № 2. С. 182–190. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2024-65-2-16.

39. Мишков Р. А., Семенова О. А. Производство резиновых игрушек в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ в. Часть 1 // История повседневности. 2025. № 1. С. 215–236. https://doi.org/10.35231/25422375_2025_1_215.

40. Советов С. Е. Выдающийся школьный гигиенист А. С. Вирениус (к 50-летию со дня смерти) // Гигиена и санитария. 1960. № 6. С. 44–49.

41. Степанов С. В. Земский врач-гигиенист Н. А. Золотавин – деятель гигиены детства в Санкт-Петербургской губернии в начале ХХ в. // Феномен профессии и профессиональной деятельности: междисциплинарные аспекты : материалы Всерос. (с междунар. участием) междисциплинар. науч.-теор. семинара, 30 июня–02 июля 2022 г., г. Череповец. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2022. С. 163–171.

42. Веременко В. А. «О содержании в должном порядке белья и одежды»: организация стирки в городских дворянско-интеллигентских семьях России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2021. № 1. С. 144–153. https://doi. org/10.20874/2071-0437-2021-52-1-13.

43. Зайцева С. В. Санитарно-гигиеническое состояние общественных бань и их влияние на здоровье взрослого и детского населения Санкт-Петербургской губернии в конце XIX в. (на примере торговых бань А. Рубакина в г. Ораниенбауме) // Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 04–06 апреля 2024 г., г. Санкт-Петербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 35–40.

44. Веременко В. А. Уход за детьми раннего возраста в дворянских семьях России во второй половине XIX – начале ХХ в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 4, № 3. С. 18–31.

45. Мицюк Н. А. Рождение матери: субкультура материнства в высших слоях общества индустриальной России. Смоленск : Смоленская городская типография, 2015. 382 с.

46. Веременко В. А. Врачебная гимнастика и массаж в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России : материалы XIV Всерос. науч. конф., 10 марта 2023 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2023. С. 149–154.

47. Зайцева С. В. Привлечение матерей к кормлению и уходу за детьми в Санкт-Петербургском Воспитательном доме в конце XIX – начале XX в. // Феномен родства, родственных и дружеских связей в исторической динамике: междисциплинарные аспекты: материалы Всерос. междисциплинар. науч.-теор. семинара, 04–06 июля 2024 г., г. Череповец. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2024. С. 40–46.

48. Степанов С. В. Гигиена детства в крестьянской среде рубежа XIX – начала ХХ в. глазами санитарного врача (на материалах Санкт-Петербургской губернии) // Гротовские чтения – 2022 : материалы Всерос. науч. конф. 17–18 ноября 2022 г., г. Самара. Самара : Самарская областная универсальная научная библиотека, 2023. С. 70–76.

49. Синова И. В. Употребление алкоголя детьми: проблемы общества и здоровьесбережения в конце XIX – начале XX вв. (по материалам Санкт-Петербурга) // «Здоровьесбережение в повседневной жизни: история и современность : материалы междунар. науч. конф., 4–6 апреля 2024 г., г. СанктПетербург. В 2 т. СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2024. Т. 2. С. 227–231.

50. Жукова А. Е. Вопросы детской гигиены в петербургских журналах рубежа XIX – ХХ вв. // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2025. Т. 12, № 1. С. 39–44. https://doi.org/10.24147/2312-1300.2025.12(1).39-44.

51. Синова И. В. Быт и питание воспитанников благотворительных заведений для детей Санкт-Петербурга в середине XIX – начале XX в. // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 10. С. 480–496. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-480-496.

52. Веременко В. А., Степанов С. В. Гигиена детского и юношеского чтения в России на рубеже XIX–ХХ вв. // Детские чтения. 2022. Т. 22, № 2. С. 132–144. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2022-2-22-132-144.


Об авторах

В. А. Веременко
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Пушкин
Россия

доктор исторических наук, профессор



И. В. Синова
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Пушкин; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
Россия

доктор исторических наук, профессор, доцент, главный научный сотрудник



Рецензия

Для цитирования:


Веременко В.А., Синова И.В. Теоретические основы и методы исследования истории гигиены детства середины XVIII – начала ХХ века. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):54-65. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

For citation:


Veremenko V.A., Sinova I.V. Theoretical basis and research methods of children’s hygiene from middle of the 18th to the early 20th century. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):54-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-6

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)