Перейти к:
Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3
Аннотация
Статья посвящена особенностям психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальность исследования интеллектуальной недостаточности обусловлена тем, что большое количество детей в мире характеризуются сниженными когнитивными функциями, что влияет на их социализацию, обучение и качество жизни. Целью работы является исследование особенностей психического развития когнитивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме в современной психологии. Выделяются виды и формы интеллектуальной недостаточности у детей с различными психоневрологическими заболеваниями. Представлены результаты эмпирического исследования уровня развития вербально-логического мышления у учеников 3-го класса с интеллектуальной недостаточностью, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учеников 3-го класса общеобразовательной школы. В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия по уровню развития вербально-логического мышления, сформированности таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение между группами детей, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учениками общеобразовательной школы, где в первой группе выявленные показатели находятся на существенно более низком уровне. Полученные результаты могут быть использованы для организации психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие вербально-логического мышления. Статья предназначена для педагогов-психологов классического инклюзивного образования.
Ключевые слова
Для цитирования:
Горьков С.Д., Гаранина Ж.Г. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):32-37. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3
For citation:
Gorkov S.D., Garanina Zh.G. Mental development features in children with intellectual disabilities. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальная недостаточность (ИН) представляет собой серьезную медико-социальную проблему, затрагивающую значительное количество детей во всем мире. Эта патология, характеризующаяся снижением когнитивных функций и адаптивных возможностей, оказывает глубокое влияние на развитие личности ребенка, его социализацию, обучение и в целом на качество жизни.
Понимание особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью, обусловленной психоневрологической патологией, является ключевым фактором для разработки эффективных программ коррекционно-развивающей и психолого-педагогической помощи. Ранняя диагностика, своевременное вмешательство и адекватная поддержка способны значительно улучшить прогноз развития таких детей, повысить их адаптацию к жизни в обществе и максимально реализовать их потенциал.
Особенностями интеллектуальной недостаточности, сопровождающей психоневрологические заболевания, являются ее полиморфность и сложность. Клиническая картина часто осложняется нарушениями поведения, эмоциональными расстройствами, сенсорными дефицитами и другими сопутствующими проблемами. Это требует комплексного подхода к диагностике и коррекции, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Целью работы является исследование особенностей психического развития когнитивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения когнитивных функций у детей с интеллектуальной недостаточностью для повышения эффективности коррекционно-развивающих программ и улучшения качества жизни данной категории детей.
Формирование научного подхода к пониманию ИН прошло долгий путь, и огромный вклад в развитие данной области внесли отечественные и зарубежные исследователи.
Классик отечественной психологии Л. С. Выготский в своих трудах выделяет различные нарушения психического развития ребенка, в числе которых подробно рассматривается интеллектуальная недостаточность [1].
В истории отечественной и зарубежной психологии проблему ИН поднимали такие исследователи, как Е. А. Екжанова, Л. Л. Назарова и О. С. Никольская, изучающие область расстройств аутистического спектра [2–3], А. Н. Алехин и С. И. Беляева [4], Т. А. Строганова и ее коллеги [5] и многие другие.
Также необходимо выделить работы М. С. Певзнер, которая внесла значительный вклад в клиническое изучение интеллектуальной недостаточности. Ее классификация олигофрении до сих пор используется в клинической практике для дифференциальной диагностики. Певзнер также занималась изучением особенностей психического развития детей с различными формами ИН и разрабатывала подходы к их обучению и воспитанию [6].
ИН, или нарушение интеллектуального развития (НИР), – это состояние, характеризующееся стойким снижением когнитивных функций, приводящим к существенным ограничениям в адаптивном поведении. Прежде всего, необходимо дать определения и разграничить между собой интеллектуальную недостаточность и умственную отсталость. Н. Л. Белопольская определяет интеллектуальную недостаточность как стойкое снижение когнитивных функций, сопровождающееся ограничениями в адаптивном поведении [7].
Также в психологии рассматривается понятие «умственная отсталость» (УО), которая представляет собой клинический диагноз, соответствующий ИН. Данное понятие часто используется как синоним, но акцент делается на врожденный или ранний характер нарушений [8].
В настоящее время активно развиваются исследования в области генетики, нейробиологии и когнитивной психологии, направленные на изучение механизмов формирования ИН и разработку эффективных методов интервенции. Многие исследования посвящены изучению эффективности различных психокоррекционных программ, применяемых для детей с ИН и психоневрологической патологией, с использованием методов доказательной медицины. Актуальным направлением является разработка и апробация новых технологий, таких как телемедицина и информационные технологии, для предоставления услуг помощи детям с ИН и их семьям.
Колягин В. В. выделяет следующие виды и формы ИН у детей с различными психоневрологическими заболеваниями [9].
- Интеллектуальная недостаточность при расстройствах аутистического спектра (РАС). При данном расстройстве ИН может проявляться в различной степени – от легкой до глубокой. Однако даже при формально «нормальном» уровне интеллекта у детей с РАС часто наблюдаются неравномерность когнитивного профиля. Основные нарушения: трудности с социальным познанием, ограниченные интересы и повторяющееся поведение, нарушения коммуникации, сенсорная чувствительность.
- Интеллектуальная недостаточность при синдроме Дауна. У детей с синдромом Дауна обычно наблюдается умеренная или легкая степень ИН. Однако уровень интеллектуального развития может варьироваться в зависимости от генетических факторов, условий воспитания и ранней помощи. Основные нарушения: замедленное развитие речи, нарушения кратковременной памяти, трудности с исполнительными функциями.
- Интеллектуальная недостаточность при резидуально-органических поражениях ЦНС. Степень и характер ИН зависят от локализации и тяжести поражения головного мозга, а также от возраста ребенка на момент травмы или болезни. Основные нарушения: разнообразие проявлений (когнитивная, двигательная, эмоционально-личностная сфера), специфические когнитивные дефициты, поведенческие проблемы.
- Интеллектуальная недостаточность при расстройствах, связанных с умственной отсталостью и двигательными нарушениями (например, детский церебральный паралич – ДЦП). При ДЦП и схожих расстройствах ИН может быть вызвана повреждением мозга, которое влияет как на двигательные, так и на когнитивные функции. Степень ИН сильно варьируется. Основные нарушения: взаимосвязь двигательных и когнитивных нарушений, сенсорные нарушения, коммуникативные трудности, эмоциональные и поведенческие проблемы.
- Интеллектуальная недостаточность при генетических синдромах (кроме синдрома Дауна). Характер и степень ИН зависят от конкретного генетического синдрома. Некоторые синдромы связаны с более тяжелой ИН, в то время как другие – с умеренной или легкой. Основные нарушения: специфические когнитивные профили, поведенческие особенности, медицинские проблемы.
Стоит подчеркнуть, что интеллектуальная недостаточность у детей с психоневрологической патологией представляет собой сложную и многогранную проблему. Ключевым моментом является то, что ИН – это не просто снижение интеллектуального коэффициента (IQ), а комплексный дефицит, затрагивающий различные сферы психического развития.
Учитывая разнообразие форм и проявлений ИН при психоневрологической патологии, крайне важен дифференцированный подход к диагностике и коррекционно-развивающей работе. Ранняя диагностика и своевременное начало комплексной коррекционно-развивающей работы являются ключевыми факторами, определяющими прогноз развития детей с ИН и психоневрологической патологией. Раннее вмешательство позволяет минимизировать негативное влияние ИН на развитие ребенка, способствовать формированию компенсаторных механизмов и улучшить адаптацию к жизни в обществе.
Для правильного построения коррекционно-развивающей работы необходима качественная диагностика ребенка. Диагностика ИН может быть затруднена, особенно в раннем возрасте, когда трудно отделить признаки ИН от других нарушений развития. Несвоевременная или неточная диагностика может привести к задержке начала коррекционной работы и снижению ее эффективности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Целью эмпирического исследования стало выявление психологических особенностей мыслительных операций детей при интеллектуальной недостаточности в условиях вспомогательной организации.
В исследовании принимали участие две группы детей. В первую группу (экспериментальную) вошло 20 учеников 3-го класса (средний возраст 10,3 года), посещающих детскую психосоциальную реабилитацию (ДПСР), из них 8 мальчиков, 12 девочек.
Во вторую группу (контрольную) вошли ученики 3-го класса (средний возраст 9,8 года) общеобразовательной школы № 36 г. Саранска в количестве 25 человек, из них 10 мальчиков и 15 девочек.
Нами использовались методики «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн), «Оценка вербально-логического мышления» (Э. Ф. Замбацявичене), «Методика выявления уровня развития вербального интеллекта» (Д. Векслер), «Методика сравнения понятий» (С. Я. Рубинштейн), «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» (В. М. Русалов), «Формирование понятий» (Л. С. Выготский, Л. С. Сахаров) [7]. Для статистического анализа полученных результатов использовался U-критерий Манна – Уитни.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в ходе проведенного исследования сравнительные результаты по двум группам детей представлены в таблице.
Таблица
Результаты диагностики мыслительных операций у испытуемых
в экспериментальной и контрольной группах
|
Название методики |
1-я группа |
2-я группа |
Uэмп |
||
|
Среднее значение (М) |
Станд. отклонение (D) |
Среднее значение (М) |
Станд. отклонение (D) |
||
|
«Сравнение понятий» |
6 |
0,99 |
25,13 |
0,45 |
0** |
|
«Оценка вербально-логического мышления» |
1,75 |
0,9 |
6,78 |
0,75 |
1** |
|
«Выявление уровня развития вербального интеллекта» |
8,69 |
1,67 |
63,4 |
2,27 |
0** |
|
«Формирование понятий» |
3,42 |
0,74 |
7,30 |
0,73 |
1** |
|
«Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» |
2,83 |
0,78 |
6,59 |
0,75 |
2,5** |
Примечание: ** – при p < 0,05. Составлено авторами.
Как видно из таблицы, по всем показателям развития мыслительных операций и вербально-логического мышления, различия по U-критерию Манна – Уитни между двумя группами испытуемых находятся на высоком уровне значимости. Особенно существенные различия наблюдаются по таким показателям, как «Сравнение понятий» и «Вербальный интеллект».
Исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью, проведенное с помощью методики «Сравнение понятий», показало, что у 91,7 % детей с интеллектуальной недостаточностью данный показатель находится на очень низком уровне. Также необходимо отметить, что у 23 % детей, посещающих ДПСР, на первый план выступала операция обобщения. В контрольной группе у 43,5 % детей развитие словесно-логического мышления находится на среднем уровне, у 56,5 % – на высоком уровне. Из всех опрошенных детей данной группы 36 % учащихся начали процесс сравнения с обобщения.
В ходе проведения методики «Оценка вербально-логического мышления» было установлено, что в группе детей, посещающих ДПСР, 83,3 % не справились с заданием, то есть способность к обобщению у них развита слабо. Из всех категорий опрошенных детей выделялись такие (16,7 %), которые не могли обобщить и выделить существенные признаки в предметах и явлениях. В контрольной группе по данной методике 34,8 % испытуемых набрали высокий балл, 60,9 % – средний, у 4,3 % способность к обобщению и выделению существенных признаков развита слабо.
Результаты, полученные с помощью методики «Выявление уровня развития вербального интеллекта», показали, что в экспериментальной группе был выявлен очень низкий уровень развития словесно-логического мышления у 100 % детей с ИН. В контрольной группе по результатам всех четырех субтестов наиболее высокий уровень развития словесно-логического мышления показали 4,3 % школьников, средний – 91,4 % и низкий – 4,3 % учащихся.
При исследовании уровня развития словесно-логического мышления по методике «Формирование понятий» нами было выявлено, что 13,1 % учащихся общеобразовательной школы показали низкий результат, 21,7 % – высокий и 65,2 % – средний уровень. Среди детей, посещающих ДПСР, 41,7% показали средний результат и 58,3% – низкий.
Диагностика уровня развития интеллектуальных процессов у детей младшего школьного возраста, проведенная с помощью методики «Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различия в объектах», показала, что у 17,4 % учащихся общеобразовательной школы интеллектуальные процессы находятся на высоком уровне развития, у 82,6 % – на среднем уровне. У 25 % детей, посещающих ДПСР, был выявлен средний уровень развития интеллектуальных процессов и способностей делать умозаключения, 58,3 % детей с ИН показали низкий и 16,7 % – очень низкий уровень развития данных функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные эмпирические данные убедительно показывают, что мыслительные операции детей, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, по таким показателям, как сравнение и формирование понятий, развитие логического и вербального мышления находятся на существенно более низком уровне по сравнению с развитием мыслительных операций у детей общеобразовательной школы.
Основной недостаток мышления детей с интеллектуальной недостаточностью – слабо сформированные процессы обобщения и формирования понятий. Также для данной категории детей представляют большие трудности такие мыслительные действия и операции как объяснение причин событий, нахождение сходства и различия между объектами, умозаключения.
Полученные результаты позволяют говорить о необходимости проведения специальной психокоррекционной работы, направленной на развитие мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Одним из важных вопросов этой работы является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно логическому обобщению. Среди наиболее эффективных приемов развития вербально-логического мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью можно выделить использование дидактических игр, в процессе которых формируются операции сравнения, классификации и обобщения простых и сложных понятий.
Развитие вербально-логического мышления у детей с ИН – трудная, но принципиально разрешимая задача, которая может достигаться с помощью коррекционно-педагогических приемов и методов обучения.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 6. С. 26–34.
2. Екжанова Е. А., Назарова Л. Л. Сравнительный анализ групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 69–75.
3. Никольская О. С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 35–38.
4. Алехин А. Н., Беляева С. И. Особенности мышления современных дошкольников с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 57–77. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120303.
5. Строганова Т. А., Орехова Е. В., Галюта И. А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 66–82.
6. Певзнер М. С., Ляпидевский С. С., Нейман Л. В. и др. Клиническая характеристика аномальных детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. № 22. С. 39–94.
7. Белопольская Н. Л. Представления о психической норме и патологии: психологические критерии // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 74–81.
8. Сергеева О. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2015. Т. 5, № 5. С. 712.
9. Колягин В. В. Задержки психического развития, пограничные формы интеллектуальной недостаточности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2022. № 3. С. 52–59.
Об авторах
С. Д. ГорьковРоссия
магистрант
Ж. Г. Гаранина
Россия
кандидат психологических наук, доцент
Рецензия
Для цитирования:
Горьков С.Д., Гаранина Ж.Г. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):32-37. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3
For citation:
Gorkov S.D., Garanina Zh.G. Mental development features in children with intellectual disabilities. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3








