Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3

Аннотация

 Статья посвящена особенностям психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальность исследования интеллектуальной недостаточности обусловлена тем, что большое количество детей в мире характеризуются сниженными когнитивными функциями, что влияет на их социализацию, обучение и качество жизни. Целью работы является исследование особенностей психического развития когнитивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.  Анализируются теоретические подходы к данной проблеме в современной психологии. Выделяются виды и формы интеллектуальной недостаточности у детей с различными психоневрологическими заболеваниями. Представлены результаты эмпирического исследования уровня развития вербально-логического мышления у учеников 3-го класса с интеллектуальной недостаточностью, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учеников 3-го класса общеобразовательной школы. В ходе проведенного исследования выявлены статистически значимые различия по уровню развития вербально-логического мышления, сформированности таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение между группами детей, посещающих детскую психосоциальную реабилитацию, и учениками общеобразовательной школы, где в первой группе выявленные показатели находятся на существенно более низком уровне. Полученные результаты могут быть использованы для организации психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие вербально-логического мышления. Статья предназначена для педагогов-психологов классического инклюзивного образования.

Об авторах

С. Д. Горьков
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск
Россия

магистрант



Ж. Г. Гаранина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск
Россия

кандидат психологических наук, доцент



Список литературы

1. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 6. С. 26–34.

2. Екжанова Е. А., Назарова Л. Л. Сравнительный анализ групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. 2023. № 4. С. 69–75.

3. Никольская О. С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14, № 4. С. 35–38.

4. Алехин А. Н., Беляева С. И. Особенности мышления современных дошкольников с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 3. С. 57–77. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120303.

5. Строганова Т. А., Орехова Е. В., Галюта И. А. Монотропизм внимания у детей с аутизмом // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 66–82.

6. Певзнер М. С., Ляпидевский С. С., Нейман Л. В. и др. Клиническая характеристика аномальных детей // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015. № 22. С. 39–94.

7. Белопольская Н. Л. Представления о психической норме и патологии: психологические критерии // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 3. С. 74–81.

8. Сергеева О. А., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернетконференций. 2015. Т. 5, № 5. С. 712.

9. Колягин В. В. Задержки психического развития, пограничные формы интеллектуальной недостаточности // Научное обозрение. Медицинские науки. 2022. № 3. С. 52–59.


Рецензия

Для цитирования:


Горьков С.Д., Гаранина Ж.Г. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):32-37. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3

For citation:


Gorkov S.D., Garanina Zh.G. Mental development features in children with intellectual disabilities. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-3

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)