Искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка в вузе
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2
Аннотация
В статье рассматривается искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка в вузе. Определены характеристики искусственного интеллекта. Отмечено, что применение искусственного интеллекта должно носить осознанный характер и не приводить к вытеснению традиционных методов обучения, видов деятельности. Выявлено, что искусственный интеллект представляет собой современный инструмент, позволяющий преподавателю автоматизировать ряд повседневных рабочих задач. Определено, что технологии искусственного интеллекта разнообразны по целям, задачам, направленности, которые можно использовать для генерирования текста, изображений, презентаций на базе уже имеющихся материалов, а также конструирования инновационного продукта. Выявлено, что технологии искусственного интеллекта доступны каждому преподавателю, однако необходимо учитывать целесообразность их применения в рамках конкретного вуза, программы, темы, при этом эффективным становится направленность искусственного интеллекта на визуализацию учебных материалов, их обновляемость, актуализацию под конкретную ситуацию. Сделан вывод о том, что применение искусственного интеллекта при обучении иностранному языку возможно для отработки лексики в диалоге, формирования навыков слушания, восприятия на слух речи разных людей. Применительно к изучению грамматики можно использовать искусственный интеллект для создания презентаций с анимацией.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ВариясоваРоссия
кандидат филологических наук, доцент
Д. В. Грамма
Россия
кандидат филологических наук, доцент
Список литературы
1. Williamson B. The social life of Al in education // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. Vol. 34. P. 97–104. https://doi.org/10.1007/s40593-023-00342-5.
2. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03.
3. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19–37. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.
4. Смирнов Е. В. Проблема искусственного интеллекта: онтологические и гносеологические аспекты : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2012. 23 с.
5. Курбанова З. С., Исмаилова Н. П. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3. С. 309–311. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-3100-309-311.
6. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С. Ю. Князева; пер. с англ. А. В. Паршакова. М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 44 с.
7. Aler Tubella A., Mora-Cantallops M., Nieves J. C. How to teach responsible Al in higher education: challenges and opportunities // Ethics and Information Technology. 2024. Vol. 26. https://doi.org/10.1007/s10676-023-09733-7.
8. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход / пер. с англ. и ред. К. А. Птицына. 2-е изд. М. : ИД Вильямс, 2006. 1407 с.
9. Фишер Д. В., Бурмистров А. Н. Использование искусственного интеллекта в системе образования // Неделя науки СПБПУ : материалы науч. конф. с междунар. участием, 14–19 ноября 2016 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. Т. 2. С. 370–372.
10. Floridi L., Cowls J. A unified framework of five principles for Al in society // Ethics, Governance, and Policies in Artificial Intelligence. Philosophical Studies Series. Cham: Springer; 2021. Vol. 144. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81907-1_2.
11. Агальцова Д. В., Валькова Ю. Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2. С. 5–7. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-5-7.
12. Шереметьева А. К., Рудник А. В. Искусственный интеллект и сознание: соотношение и правовое регулирование // Научная Россия: теории, проблемы и вызовы : материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 9 ноября 2022 г., г. Хабаровск. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2023. С. 111–113.
13. Родионов О. В., Тамп Н. В. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. С. 64–74.
14. Шобонов Н. А., Булаева М. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–4. С. 288–290.
15. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 6–23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001.
16. Вовк Е. В., Супрун А. А. Искусственный интеллект и цифровая педагогика как тренд современной образовательной среды высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–2. С. 84–86.
17. Авершина М. В. Искусственный интеллект в современном образовании // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 483–488.
18. Лукинский И. С., Горшенева И. А., Сумина А. В. Использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности: pro et contra // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 99–102. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-99-102.
19. Паршутин И. А., Деулин Д. В. Применение технологий искусственного интеллекта студентами вузов в учебной деятельности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023) : сб. ст. IV междунар. науч.-практ. конф., 16–17 ноября 2023 г., г. Москва. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. С. 176–184.
20. Рольгайзер А. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. по материалам XXXII Междунар. науч.-практич. конф., 21–22 апреля 2022 г., г. Чебоксары. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 243–248.
21. Тоцкая И. В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 67–73.
22. Мантуленко В. В., Мантуленко А. В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Концепт. 2024. № 6. С. 221–237. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11092.
23. Weidmann A. E. Artificial intelligence in academic writing and clinical pharmacy education: consequences and opportunities // International Journal of Clinical Pharmacy. 2024. Vol. 46. P. 751–754. https://doi.org/10.1007/s11096-024-01705-1.
24. Zawacki-Richter O., Marin V. I., Bond M. et al. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0.
25. Schiff D. Education for AI, not AI for education: The role of education and ethics in national Al policy strategies // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32. P. 527–563. https://doi.org/10.1007/s40593-021-00270-2.
Рецензия
Для цитирования:
Вариясова Е.В., Грамма Д.В. Искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка в вузе. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):24-31. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2
For citation:
Variyasova E.V., Gramma D.V. Artificial intelligence as optimization tool in professional training of foreign language teachers at university. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):24-31. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2