Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка в вузе

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье рассматривается искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка в вузе. Определены характеристики искусственного интеллекта. Отмечено, что применение искусственного интеллекта должно носить осознанный характер и не приводить к вытеснению традиционных методов обучения, видов деятельности. Выявлено, что искусственный интеллект представляет собой современный инструмент, позволяющий преподавателю автоматизировать ряд повседневных рабочих задач. Определено, что технологии искусственного интеллекта разнообразны по целям, задачам, направленности, которые можно использовать для генерирования текста, изображений, презентаций на базе уже имеющихся материалов, а также конструирования инновационного продукта. Выявлено, что технологии искусственного интеллекта доступны каждому преподавателю, однако необходимо учитывать целесообразность их применения в рамках конкретного вуза, программы, темы, при этом эффективным становится направленность искусственного интеллекта на визуализацию учебных материалов, их обновляемость, актуализацию под конкретную ситуацию. Сделан вывод о том, что применение искусственного интеллекта при обучении иностранному языку возможно для отработки лексики в диалоге, формирования навыков слушания, восприятия на слух речи разных людей. Применительно к изучению грамматики можно использовать искусственный интеллект для создания презентаций с анимацией.

Для цитирования:


Вариясова Е.В., Грамма Д.В. Искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка в вузе. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):24-31. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2

For citation:


Variyasova E.V., Gramma D.V. Artificial intelligence as optimization tool in professional training of foreign language teachers at university. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):24-31. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько лет происходит постоянная актуализация образовательного потенциала в вузе. Особой популярностью пользуются возможности искусственного интеллекта (ИИ).

Искусственный интеллект стремительно развивается и охватывает все новые сферы жизни общества. Как отмечают специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», многие исследователи, технологии ИИ постепенно начинают приобретать прикладной характер. При этом предназначение ИИ видится не только для деятельности вуза в целом, но и для работы преподавателей и методических служб. В частности, ИИ способствует персонализации обучения и адаптации его в соответствии с потребностями обучающегося, например для составления индивидуальных образовательных программ, учебных планов, программ повышения квалификации и т. д. с учетом уровня профессиональной подготовки. Искусственный интеллект, предпринимательское образование и практико-ориентированное обучение стали ключевыми трендами в образовании в 2024 г. [1].

Таким образом, целью данной статьи является изучить потенциал искусственного интеллекта как инструмента оптимизации работы преподавателя иностранного языка в вузе. Основные задачи этого исследования были сосредоточены на изучении научно-методических источников по проблеме исследования, на представлении характеристик ИИ с разных позиций, на описании опыта относительно преимуществ интеграции искусственного интеллекта в английский язык и работу преподавателей иностранного языка. Научная новизна заключается в обзоре современных инструментов искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в вузе на основе опыта работы преподавателей Сургутского государственного университета (СурГУ).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалом исследования послужили научно-методические источники 2022–2024 гг. по проблеме исследования. В качестве методов исследования выступили анализ, синтез, систематизация информации. Методологической базой исследования послужили работы российских и зарубежных авторов по проблеме внедрения искусственного интеллекта в качестве образовательных инструментов, в частности А. В. Резаева, Н. Д. Трегубовой [2] [3], Е. В. Смирнова [4], С. Курбановой, Н. П. Исмаиловой [5], С. Даггэн [6], A. Aler Tubella, M. Mora-Cantallops, J. C. Nieves [7] и др. Теоретическая значимость работы заключается в обзоре применения ИИ в качестве разных инструментов при обучении иностранному языку в современных динамичных условиях развития высшего образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные инструменты позволят преподавателям эффективнее организовать процесс обучения иностранному языку в вузе, развивать и совершенствовать свою профессиональную деятельность.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ определений ИИ разных исследователей позволил определить следующие характеристики ИИ.

  1. Процессуальность как сущностная характеристика.
  2. Персонализация обучения, работа с информацией и технологиями в целях обучения (А. В. Резаев, Н. Д. Трегубова) [2][3].
  3. Адаптивность к потребностям обучающихся, индивидуальным и групповым (С. Даггэн) [6].
  4. Усиление роли преподавателя как организатора деятельности (С. Рассел, П. Норвиг) [8].
  5. Повышение значимости интеллектуальных способностей, их максимизация (A. AlerTubella, M. Mora-Cantallops, J. C. Nieves) [7].
  6. Системность: способность анализировать, извлекать знания, структурировать информацию, принимать решения, обучаться, взаимодействовать с людьми (Е. В. Смирнов) [7].
  7. Интегративность: объединение знаний из разных наук для помощи человеку принимать решения (Д. В. Фишер, А. Н. Бурмистров, L. Floridi, J. Cowls) [9][10].

Применение ИИ в рамках преподавания на современном этапе изучается многими авторами.

С. Курбанова, Н. П. Исмаилова считают ИИ как инструмент дифференциации, конструктуризации и структуризации образовательного контента, целей, задач, траекторий развития
обучающихся по уровню подготовки, сложности, объему, креативности, мотивации и т. д. [5].

Д. В. Агальцова, Ю. Е. Валькова считают, что технологии ИИ способны помочь преподавателю выполнять рутинные рабочие задачи, автоматизировать работу с данными, курсами, повторяющимися действиями, а также активизировать их творческий потенциал посредством генерации текстов, презентаций, видеоматериалов и т. д. [11].

В работах А. К. Шереметьевой, А. В. Рудник указывается на то, что ИИ обладает огромным потенциалом, способным ставить цели, принимать решения, анализировать данные и предлагать пути улучшения ситуации [12].

В свою очередь, О. В. Родионов, Н. В. Тамп, Н. А. Шобонов, М. Н. Булаева, С. А. Зиновьева утверждают, что использование ИИ в образовательном пространстве вуза способствует решению следующих задач:

– выявление уровня знаний, компетенций обучающихся;

– адаптация учебного материала к возможностям и потребностям обучающихся;

– предоставление обратной связи в режиме преподаватель – студент, тем самым представлена возможность увидеть свои достижения, трудности и получить рекомендации;

– работа в реальном времени без ограничений;

– автоматизация обучения за счет делегирования ИИ функций обратной связи, консультирования и наставничества [13][14].

Н. С. Гаркуша, Ю. С. Городова, Е. В. Вовк, А. А. Супрун считают, что основным преимуществом ИИ является решение проблемы вариативности материалов [15][16]. В свою очередь, М. В. Авершина говорит о том, что повышается роль преподавателя как интегратора идей, процессов, что неизменно приводит к повышению качества обучения [17].

В исследовании И. С. Лукинского, И. А. Гор-
шенева, А. В. Суминой отмечается негативная сторона такого подхода, поскольку теряется навык самостоятельной работы с литературой, анализа информации, тем самым ИИ вытесняет необходимые базовые навыки [18]. В связи с этим стоит обратить внимание на факт перенасыщения информационной средой, когда недавние школьники сталкиваются с четко поставленными задачами, которые необходимо решить посредством ИИ и интернета. В результате обучающиеся используют стихийно наработанные за время неконтролируемого в школьные годы стратегии и тактики поиска и работы с информацией [19][20]. В данном случае выигрывают те инструменты, которые позволяют не применять значительные усилия для решения учебной задачи, а экономят время, оставляя его не для творческого развития, а для снижения умственных операций при интересном времяпрепровождении. Таким образом, самостоятельное решение учебных задач, познавательная активность, самообучение, работа с литературой снижаются, что приводит к деградации личности. Применительно к преподавателю ИИ целесообразно рассматривать как инструмент, помогающий актуализировать, видоизменить, сделать более визуально привлекательными учебные материалы и само обучение. Однако при работе с обучающимися важно понимать, что применение ИИ должно быть целесообразным и направлено на повышение качества подготовки обучающихся.

На основании проанализированных источников целесообразно отметить, что применение ИИ должно носить осознанный характер и не приводить к вытеснению традиционных методов обучения, видов деятельности.

Исходя из теоретических положений, технологии ИИ могут применяться в качестве разных инструментов при обучении иностранному языку в вузе.

  1. Как ассистент для разработки учебных материалов.

Применение ИИ позволяет значительно ускорить процесс создания новых тестов, лекций и образовательных программ. Для этой цели возможным представляется решение следующих задач:

– разработка образовательных концепций, в частности в случае, когда существует пространство «чистого листа», а также необходимо создать новый продукт: нейросети могут проанализировать описание целевой аудитории, определить наиболее интересные темы и определить структуру планируемого курса [21];

– разработка нового образовательного контента, например, посредством ИИ возможно написать тексты занятий, лекций и подобрать примеры, составить проверочные задания и тесты, создать диалоги и сценарии для видеоматериалов, вебинаров и т. д., кроме того, ИИ можно использовать для работы с визуальной составляющей образовательных программ для генерации изображений и видео; 

– улучшение имеющихся методических материалов, например, ИИ может дать рекомендации по структуре, содержанию и дизайну образовательной программы, курса посредством анализа материалов по критериям последовательности изложения информации, соответствия целевой аудитории, уровню интереса потенциальной аудитории к содержанию курса [22].

В качестве примеров можно привести следующие программы ИИ.

iSpring Suite Max выполняет роль конструктора интерактивных курсов, выполняя трансформацию текста в дикторскую озвучку более чем на 50 иностранных языках. Кроме того, можно выбрать голос диктора, подобрать тембр и тональность, скорость, расставить ударения и паузы. Данный инструмент используется преподавателями СурГУ для разработки совместных проектов, учебных материалов по дисциплине «Иностранный язык».

Kandinsky генерирует изображения по текстовому запросу в рамках описания на 20 стилях и дорисовки готовых изображений. Данная программа позволяет иллюстрировать курс и создавать персонажей. Например, при изучении темы «My university» на основе загруженных изображений можно сгенерировать видеоролик про преимущества обучения в СурГУ. 

CopyMonkey позволяет сгенерировать пост, письмо, статью, описание к видеоматериалам на основе прописанной темы и структуры. Данный AI-копирайтер помогает в написании текстов для перевода на иностранный язык по таким темам, как «Science and Technology», «Environmental problems».

Beautiful позволяет создавать презентации за счет расстановки объектов на слайде, подбора картинок, добавления анимации и переходов. Это удобный инструмент при подготовке презентаций по темам «Great Britain», «The USA».

Нейросеть TOME помогает улучшить текст уже готовых слайдов, и сама сгенерировать изображения без дополнительного запроса.

  1. Как инструмент для тренировки в образовательном процессе.

Технологии ИИ позволяют создавать виртуальных помощников и для преподавателей, и для обучающихся. Основной акцент делается на возможность взаимодействовать с ИИ от лица любых персонажей и на любые темы. Например, Perplexity направлена на создание тренировочных кластеров по развитию коммуникативных навыков. В рамках обучения иностранному языку целесообразно проводить аудирование и отрабатывать лексику со специалистами разных профессий, персонажами литературных произведений. Одним из примеров можно назвать создание симулятора собеседования с кадровым специалистом на тему «Собеседование», с врачом на тему «Прием у врача» и т. д. Для повышения интереса обучающихся к изучению темы «Кино. Искусство. Музыка» можно попросить ИИ обсудить какой-либо вопрос от имени знаменитого художника, музыканта и т. д., причем выглядеть это будет именно как диалог. Для организации такой деятельности необходимо четко определить контекст, содержание знаний персонажа и обучающихся.

В качестве практики можно использовать ИИ как собеседника на конкретную тему с целью отработки лексики. При этом вопросы могут усложняться.

  1. Как инструмент для создания интерактивных игр, тестов, упражнений [23].

Система ИИ обрабатывает информацию, которую ей предоставляет преподаватель (это может быть учебный контент, сайт), далее создает к данному материалу тест для конкретной аудитории и разных типов.

В своей работе преподаватели иностранных языков СурГУ применяют приложение Online Crossword Maker для создания кроссвордов по темам «Healthy lifestyle», «Modern lifestyle».

Практические тесты, созданные ChatGPT, можно использовать в дополнение к традиционным методам обучения. Можно создавать тесты для закрепления материала по пройденным темам.

  1. Как инструмент для оценки работы обучающихся [24].

В качестве примера можно привести Gradescope AI, который позволяет обучающимся оценивать друг друга, давать обратную связь. Gradescope использует комбинацию машинного обучения (ML) и искусственного интеллекта, чтобы процесс выставления оценок экономил время преподавателя для оценки экзаменов и домашних заданий, а также для подготовки проектов.

Еще одним примером можно назвать Century Tech – он представляет собой платформу искусственного интеллекта, которая использует когнитивную нейронауку и анализ данных для создания индивидуальных планов обучения для студентов, отслеживания прогресс обучающихся с распознаванием пробелом в обучении, формирования личных рекомендаций [25].

Анализ возможностей и перспектив применения ИИ в вузе показал, что при обучении иностранному языку становятся значимыми следующие положения:

– направленность ИИ на решение конкретных учебно-методических задач;

– применение ИИ в рамках обучения аудирования, отработки лексики;

– автоматизация рутинных задач преподавателя;

– повышение интереса к изучению иностранного языка;

– повышение познавательной активности и актуализация знаний обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы.

  1. ИИ представляет собой современный инструмент, позволяющий преподавателю автоматизировать ряд повседневных рабочих задач.
  2. Технологии ИИ разнообразны по целям, задачам, направленности. Их можно использовать для генерирования текста, изображений, презентаций на базе уже имеющихся материалов, а также конструирования инновационного продукта – программы, курса.
  3. Технологии ИИ доступны каждому преподавателю, однако необходимо учитывать целесообразность их применения в рамках конкретного вуза, программы, темы. Эффективным становится направленность ИИ на визуализацию учебных материалов, их обновляемость, актуализацию под конкретную ситуацию.
  4. Применение ИИ при обучении английскому языку возможно для отработки лексики в диалоге, формирования навыков слушания, восприятия на слух речи разных людей. Применительно к изучению грамматики можно использовать ИИ для создания презентаций с анимацией.

Необходимо также отметить, что хотя технологии искусственного интеллекта предлагают множество преимуществ, их использование в высшем образовании может вызвать споры, которые потенциально могут препятствовать их оптимальному использованию. В перспективе дальнейших исследований планируется применить комплексный подход к предмету исследования, провести анализ взглядов преподавателей и студентов относительно недостатков использования ИИ в образовательном контексте.

Список литературы

1. Williamson B. The social life of Al in education // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. Vol. 34. P. 97–104. https://doi.org/10.1007/s40593-023-00342-5.

2. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03.

3. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 6. С. 19–37. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37.

4. Смирнов Е. В. Проблема искусственного интеллекта: онтологические и гносеологические аспекты : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Магнитогорск, 2012. 23 с.

5. Курбанова З. С., Исмаилова Н. П. Нейросети в контексте цифровизации образования и науки // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3. С. 309–311. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-3100-309-311.

6. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / ред. С. Ю. Князева; пер. с англ. А. В. Паршакова. М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 44 с.

7. Aler Tubella A., Mora-Cantallops M., Nieves J. C. How to teach responsible Al in higher education: challenges and opportunities // Ethics and Information Technology. 2024. Vol. 26. https://doi.org/10.1007/s10676-023-09733-7.

8. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход / пер. с англ. и ред. К. А. Птицына. 2-е изд. М. : ИД Вильямс, 2006. 1407 с.

9. Фишер Д. В., Бурмистров А. Н. Использование искусственного интеллекта в системе образования // Неделя науки СПБПУ : материалы науч. конф. с междунар. участием, 14–19 ноября 2016 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. Т. 2. С. 370–372.

10. Floridi L., Cowls J. A unified framework of five principles for Al in society // Ethics, Governance, and Policies in Artificial Intelligence. Philosophical Studies Series. Cham: Springer; 2021. Vol. 144. https://doi.org/10.1007/978-3-030-81907-1_2.

11. Агальцова Д. В., Валькова Ю. Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2. С. 5–7. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-5-7.

12. Шереметьева А. К., Рудник А. В. Искусственный интеллект и сознание: соотношение и правовое регулирование // Научная Россия: теории, проблемы и вызовы : материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 9 ноября 2022 г., г. Хабаровск. Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2023. С. 111–113.

13. Родионов О. В., Тамп Н. В. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. С. 64–74.

14. Шобонов Н. А., Булаева М. Н., Зиновьева С. А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–4. С. 288–290.

15. Гаркуша Н. С., Городова Ю. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 1. С. 6–23. https://doi.org/10.52944/PORT.2023.52.1.001.

16. Вовк Е. В., Супрун А. А. Искусственный интеллект и цифровая педагогика как тренд современной образовательной среды высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–2. С. 84–86.

17. Авершина М. В. Искусственный интеллект в современном образовании // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 483–488.

18. Лукинский И. С., Горшенева И. А., Сумина А. В. Использование искусственного интеллекта в качестве инструмента оптимизации научной деятельности: pro et contra // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 99–102. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-99-102.

19. Паршутин И. А., Деулин Д. В. Применение технологий искусственного интеллекта студентами вузов в учебной деятельности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023) : сб. ст. IV междунар. науч.-практ. конф., 16–17 ноября 2023 г., г. Москва. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2023. С. 176–184.

20. Рольгайзер А. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. по материалам XXXII Междунар. науч.-практич. конф., 21–22 апреля 2022 г., г. Чебоксары. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 243–248.

21. Тоцкая И. В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 67–73.

22. Мантуленко В. В., Мантуленко А. В. Искусственный интеллект в образовании: противоречия в использовании // Концепт. 2024. № 6. С. 221–237. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11092.

23. Weidmann A. E. Artificial intelligence in academic writing and clinical pharmacy education: consequences and opportunities // International Journal of Clinical Pharmacy. 2024. Vol. 46. P. 751–754. https://doi.org/10.1007/s11096-024-01705-1.

24. Zawacki-Richter O., Marin V. I., Bond M. et al. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education – where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16. https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0.

25. Schiff D. Education for AI, not AI for education: The role of education and ethics in national Al policy strategies // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32. P. 527–563. https://doi.org/10.1007/s40593-021-00270-2.


Об авторах

Е. В. Вариясова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат филологических наук, доцент



Д. В. Грамма
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат филологических наук, доцент



Рецензия

Для цитирования:


Вариясова Е.В., Грамма Д.В. Искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка в вузе. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):24-31. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2

For citation:


Variyasova E.V., Gramma D.V. Artificial intelligence as optimization tool in professional training of foreign language teachers at university. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(3):24-31. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-3-2

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)