Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»!

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Колонка главного редактора

Для цитирования:


Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):8-12.

Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала

«Северный регион: наука, образование, культура»!

Современную эпоху нередко называют «веком знаний», и это справедливо. Наука перестала быть прерогативой узких академических кругов и превратилась в ключевой двигатель глобального развития, напрямую влияющий на качество человеческой жизни. В этом контексте вызов для российской науки заключается в том, чтобы не просто адаптировать мировой интеллектуальный опыт, а активно участвовать в его создании, став неотъемлемой частью исследовательского пространства. Именно для решения этой масштабной задачи и был создан наш журнал. Мы проделали огромную работу по созданию и становлению журнала как значимой научной площадки в области истории, психологии и педагогики. На его страницах раскрывается широкий спектр проблем – от теоретико-методологических и историко-культурных вопросов до инновационных образовательных и управленческих практик, способствующих гармоничному развитию личности и общества. Особенно заметна тенденция к возрастанию интереса к региональным исследованиям: самобытность Севера, его историко-культурное наследие, уникальные образовательные практики и вызовы становятся предметом все более пристального внимания исследователей различных научных школ.

Редакционная коллегия журнала – это команда признанных ученых, теоретиков и практиков, среди которых кандидаты и доктора наук, ведущие преподаватели, эксперты в своей области, члены-корреспонденты и академики Российской академии наук. Благодаря последовательной работе коллектива, а также активному участию российских и зарубежных авторов журнал сохраняет свою популярность и признание в научных и образовательных кругах, способствует развитию региональной и международной научной коммуникации и служит надежной платформой для публикации значимых научных открытий и инновационных решений, определяющих будущее образования и науки северных территорий России.

Мы рады сообщить, что нашему научному журналу «Северный регион: наука, образование, культура» присвоена категория К2 в Перечне рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Это важное достижение подтверждает высокий уровень публикационной активности и научной значимости журнала.

Мы уверены, что наше издание продолжит быть открытой и доступной площадкой для свободного обмена мыслями, идеями и научными достижениями, где каждый исследователь, практик и студент сможет найти материалы, которые вдохновят на новые достижения и откроют новые горизонты в гуманитарной сфере.

Напомню, что 2025 год в Югре объявлен губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Р. Н. Кухаруком Годом исторического наследия. Сохранение исторического наследия – это многогранная работа по осмыслению уроков истории, передаче духовного и нравственного опыта последующим поколениям. Осознанное отношение к наследию позволяет извлекать ценностные ориентиры из исторического контекста, избегая повторения ошибок и развиваясь на прочном фундаменте традиций. В работе исследователей Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, вошедшей в раздел по отечественной истории, представлена характеристика процесса образования и развития сети поселков городского типа на территории Западной Сибири в период с момента появления данной категории населенных пунктов в типологической структуре поселений в середине 1920-х гг. до последней Всероссийской переписи населения, проходившей в 2020 г. Проанализированы причины возникновения селений названной категории, по данным всесоюзных и всероссийских переписей населения 1920–2020-х гг. прослежена динамика и темпы изменения количества поселков городского типа в разные исторические периоды, выделены основные этапы их развития. Впервые рассмотрены особенности образования и количественное соотношение сети поселков в различных административно-территориальных единицах региона. Определено влияние политических и социально-экономических факторов на структурную трансформацию сети в 1990–2000-е гг., выразившуюся в ее количественном сокращении, депопуляции населения, превращении около трети характеризуемых поселков в населенные пункты сельского типа. Сделан вывод о высоком уровне дезурбанизации в Алтайском крае, Тюменской и Томской областях, где сеть поселков городского типа за столетие своего существования сократилась более чем на 50 % за счет преобразования ее структурных единиц в села.

Цель статьи автора из Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана – провести сравнительный анализ «Кондиций» «верховников» и конституционного проекта Н. И. Панина, уделив особое внимание выраженным в них политическим идеям, правовым аспектам и историческому значению. Главной задачей является определение степени оригинальности конституционных проектов Н. И. Панина, разрабатывались они исключительно на основе западных моделей (преимущественно шведских и английских), или же в них прослеживалось творческое переосмысление как европейского, так и российского политического опыта, включая идеи предшественников. На основе архивных и опубликованных источников научно-исследовательской литературы автор приходит к выводу, что именно эти документы стали важнейшими политическими проектами, которые появились во второй четверти и второй половине XVIII в.

Статья авторов из г. Санкт-Петербурга посвящена анализу теоретических подходов и методов исследования, которые применяют современные ученые при изучении истории гигиены детства. Важной практической и теоретической базой для научных публикаций являются фундаментальные труды ученых, в том числе концепции П. Бурдье, посвященные вопросам повседневной жизни, социального пространства и социальным отношениям в целом. Анализ работ российских и зарубежных специалистов показал, что теория модернизации благодаря своей многовекторности и многофункциональности может служить методологической основой при изучении в том числе истории гигиены детства. На примере конкретных публикаций рассмотрена роль разнообразных общенаучных и специальных методов. Кроме традиционных анализа, синтеза, дедукции и индукции специалисты продуктивно применяют специальные методы, которые в зависимости от содержания, объекта, предмета, цели и задач исследования способствуют созданию объективной и целостной картины процесса эволюции истории гигиены детства. В статье показано, что каждый из применяемых методов выполняет свои функции для изучения конкретно-исторических сюжетов.

Предлагаю вашему вниманию обзор статей по возрастной психологии. В статье авторов Сургутского государственного университета анализируются результаты исследования удовлетворенности трудом работников инженерно-технического профиля одного из градообразующих предприятий города Сургута. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью удерживать на предприятии опытные кадры, обладающие комплексом необходимых на конкретном производстве компетенций, что в условиях возникшего в последние годы на российских предприятиях кадрового голода является эффективной альтернативой поиску и подготовке новых кадров. Полученные в ходе исследования результаты позволяют констатировать, что имеющиеся в настоящее время на градообразующем предприятии социально-психологические условия в достаточно высокой степени удовлетворяют опытные инженерно-технические кадры и в целом способствуют квалифицированному выполнению ими своих профессиональных обязанностей. При этом авторами отмечается некоторая тенденция к недостаточной востребованности профессиональных компетенций женщин, работающих в инженерной сфере, что несколько снижает показатель их удовлетворенности по ряду параметров, а также, возможно, приводит к определенным экономическим потерям для предприятия.

Целью работы ученых из г. Саранска является исследование особенностей психического развития когнитивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальность исследования интеллектуальной недостаточности обусловлена тем, что большое количество детей в мире характеризуются сниженными когнитивными функциями, что влияет на их социализацию, обучение и качество жизни. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме в современной психологии. Выделяются виды и формы интеллектуальной недостаточности у детей с различными психоневрологическими заболеваниями. Полученные результаты могут быть использованы для организации психокоррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, направленной на развитие вербально-логического мышления. Статья предназначена для педагогов-психологов классического инклюзивного образования.

В разделе по физической культуре и профессиональной физической подготовке представлена статья ученых г. Тюмени, результаты которой направлены на выявление двигательной активности взрослого населения, проживающего в Тюмени, и его отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Цель исследования – выявление отношения населения зрелого возраста с различными режимами двигательной активности к здоровью и физкультурно-спортивной деятельности. В процессе исследования определялась реальная физкультурно-спортивная активность взрослого населения, его ценностные ориентации и мотивы занятий физической культурой и спортом. Проведенное исследование позволило выявить, что у значительной части взрослого населения г. Тюмени отношение к физкультурно-спортивной деятельности положительное, а двигательная активность у 15 % высокая, у трети – регулярно-умеренная и у 23,2 % – сниженная. В иерархии жизненных ценностей преобладают «здоровье» и «интересная работа». Ведущими мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью являются желание укрепить здоровье, поднять жизненный тонус и стремление совершенствовать свое телосложение.

В разделе по общей педагогике, истории педагогики и образования представлено несколько статей. В статье авторов из Сургутского государственного педагогического университета исследуются технологии профессиональной ориентации на творческие специальности в условиях цифровой трансформации. Целью работы является выявление возможностей применения современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам. Авторы применяют концептуальное моделирование, сравнительный анализ отечественных и зарубежных технологий, анкетирование и экспертный опрос. Особое внимание уделяется технологиям «Вербатория» и «Пункт Б», которые демонстрируют высокую эффективность в сокращении списка подходящих профессий и повышении уверенности обучающихся в выборе профессионального направления. Научная новизна исследования заключается в выявлении возможностей реализации технологий нейрометрии и цифрового анализа данных, обеспечивающих объективность (электроэнцефалография против самоотчетов), и в дальнейшем – в определении структурных компонентов интегративной модели профориентации, которая преодолевает ключевые ограничения традиционных диагностических методов профориентации. Выводы подчеркивают значимость комплексного использования современных технологий профессиональной ориентации с учетом результатов диагностик природной предрасположенности к талантам и оценочно-диагностического инструментария для определения готовности обучающихся к выбору профессии.

Целью исследования ученых из г. Горловка и г. Тарко-Сале является выявление проблем в нормативно-правовом регулировании российского образования посредством контент-анализа научных публикаций. Анализ проводился на основе выборки из крупнейшей научной электронной библиотеки России за период с 2020 по 2024 год. Для выявления ключевых проблем использовался метод контент-анализа. Исследование систематизирует и структурирует выявленные недостатки текущего законодательства, раскрывая пробелы, противоречия и несоответствия современным реалиям развития образования. Анализируются причины возникновения указанных недостатков и предлагаются определенные меры по их устранению. Результаты исследования предлагают конкретные рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности и качества функционирования образовательной системы России. Предложения ориентированы на устранение реальных барьеров, препятствующих успешной модернизации образовательного пространства страны. В результате были выявлены проблемы необходимости актуализации законодательства в соответствии с современными требованиями, недостаточной гибкости нормативных актов и нехватки механизмов эффективного контроля. Это подтверждает гипотезу о необходимости пересмотра и совершенствования действующей системы правового регулирования.

В раздел по методологии и технологии профессионального образования вошла статья авторов из Сургутского государственного университета, в которой рассматривается искусственный интеллект как инструмент оптимизации в профессиональной подготовке преподавателя иностранного языка в вузе. Определены характеристики искусственного интеллекта. Отмечено, что применение искусственного интеллекта должно носить осознанный характер и не приводить к вытеснению традиционных методов обучения, видов деятельности. Выявлено, что искусственный интеллект представляет собой современный инструмент, позволяющий преподавателю автоматизировать ряд повседневных рабочих задач. Определено, что технологии искусственного интеллекта разнообразны по целям, задачам, направленности, которые можно использовать для генерирования текста, изображений, презентаций на базе уже имеющихся материалов, а также конструирования инновационного продукта. Выявлено, что технологии искусственного интеллекта доступны каждому преподавателю, однако необходимо учитывать целесообразность их применения в рамках конкретного вуза, программы, темы, при этом эффективным становится направленность искусственного интеллекта на визуализацию учебных материалов, их обновляемость, актуализацию под конкретную ситуацию. Сделан вывод о том, что применение искусственного интеллекта при обучении иностранному языку возможно для отработки лексики в диалоге, формирования навыков слушания, восприятия на слух речи разных людей. Применительно к изучению грамматики можно использовать искусственный интеллект для создания презентаций с анимацией.

Актуальность статьи доктора педагогических наук из г. Сургута обусловлена важностью приоритетных направлений и эффективных практик государственной политики в сфере образования коренных малочисленных народов Севера на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Представлен комплексный обзор правовых, программных и организационных механизмов, способствующих сохранению этнокультурной идентичности, развитию кадрового потенциала, языкового и профессионального наследия коренных народов. Особое внимание уделено инновационным практикам цифровизации образовательной среды, вопросам кадрового обеспечения и созданию новых образовательных институтов, ориентированных на потребности коренных малочисленных народов Севера. Описываются успешные проекты, направленные на профориентацию, модернизацию образовательных траекторий, укрепление связей между работодателями, образовательными организациями и сообществами коренных народов. В качестве выводов даны конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательной политики и интеграции современных технологий в практику подготовки специалистов для традиционных отраслей и современного сектора региональной экономики.

Благодарим авторов, рецензентов и всех, кто вносит вклад в развитие издания.

Приглашаем исследователей к публикации своих работ в журнале «Северный регион: наука, образование, культура»!

Сергей Михайлович Косенок,

главный редактор, доктор педагогических наук, профессор,

ректор Сургутского государственного университета

 

Об авторе

С. М. Косенок
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

главный редактор, доктор педагогических наук, профессор, ректор Сургутского государственного университета



Рецензия

Для цитирования:


Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(3):8-12.

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)