ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА)
https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-42-47
Аннотация
Поступление в вуз человека с инвалидностью чаще всего обусловлено не столько интересом к определенному роду профессиональной деятельности, сколько стремлением к самоактуализации и личностному росту. Право выбора образовательной программы и места обучения остается за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, так как большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных субъектах Российской Федерации. Представлены результаты исследования реального содержания инклюзии в вузовской среде с использованием общественной экспертизы по выявлению лучших практик и «узких» мест, анализа проведения закупок социальных услуг, мониторинг вузов по сравнительным показателям. Обосновано значение тьюторских форм в сопровождении студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторах
И. Ю. МалковаРоссия
доктор педагогических наук, профессор
E-mail: malkovoi@yandex.ru
О. С. Терентьева
Россия
старший преподаватель
E-mail: olga_zhigalkovich@mail.ru
Список литературы
1. Вяльцева М. В. Тьюторская модель в системе подготовки бакалавра социальной работы в вузах США // Ученые записки РГСУ. 2014. № 1. С. 90–96.
2. Бочкарева С. И. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С.71–72.
3. Косоплечев А. В. Роль тьютора в условиях реформирования системы высшего образования // Социал. политика и социология. 2012. № 4. С. 221–229.
4. Разуваев И. С. Тьюторские технологии в педагогическом сопровождении профессионального самоопределения студентов бакалавриата // Вестн. высш. шк. 2018. № 2. С. 46–49.
5. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. СПб : Питер, 2004. 316 с.
6. Лебедева С. С. Актуальные социально-педагогические технологии работы с инвалидами // Учен. записки СПбГИПСР. 2011. Т. 15, вып. 1. С. 7–10.
7. Зиновьева В. И. Формирование модели саморазвивающейся системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в ТУСУРе // Социальная работа: образование и практика. Томск : Изд-во ТУСУРа, 2001. С. 129–137.
8. Зайцев Д. В. В центре внимания – студент-инвалид // Высш. образование в России. 2009. № 5. С. 134–140.
9. Жигарева Н. П. Трудовое обучение инвалидов в контексте образовательной среды в реабилитационном пространстве // Вестн. УМО вузов России по образованию в области социальной работы. 2010. № 2. С. 63–69.
10. Сильные люди. Группа АНО. Томский межвузовский центр социальной и культурной адаптации студентов с инвалидностью «Интегро» // ВКон-такте : сайт. URL: https://vk.com/integro.tomsk.
Рецензия
Для цитирования:
Малкова И.Ю., Терентьева О.С. ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ВУЗОВ Г. ТОМСКА). Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(2 (50)):42-47. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-42-47
For citation:
Malkova I.Yu., Terenteva O.S. PROBLEMS AND CONDITIONS OF INCLUSION OF DISABLED PEOPLE INTO THE ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (FOLLOWING THE RESEARCH OF TOMSK INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION). Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(2 (50)):42-47. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-2-42-47