КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Колонка главного редактора
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
В статье рассматривается история создания первых учебных заведений на территории Югры – латинских и русских (славяно-русских) школ, предназначенных, преимущественно, для детей духовенства. Отмечено, что попытки организации системы образования во второй поло-
вине XVIII – начале ХIХ веков нельзя назвать в полной мере успешными. К началу XIX века лишь около четверти детей духовенства мужского пола состояли в учебных заведениях различных типов. Налаживанию работы школ мешали отсутствие подготовленных педагогических кадров, нехватка учебной литературы, разбросанность приходов по огромной территории, недостаток финансирования, бедность священно- и церковнослужителей, неиспользование достижений педагогической науки в практической деятельности. Однако этот не очень удачный опыт оказал влияние на процесс создания в регионе образовательных учреждений в последующий период
Актуальность статьи состоит в том, что в научной литературе проблема появления учебных заведений на Обском Севере XIX – начала ХХ веков рассматривается в общем контексте истории образования. Но вопросы, связанные с деятельностью Сургутского мужского училища,
организованного на базе казачьей школы, представляют большой интерес, так как позволяют выделить инициаторов, участников и наблюдателей. В статье затрагиваются темы, связанные не только
с системой образования и воспитания, но и с отношением городского общества одного из важных населенных пунктов севера Тобольской губернии к учебным заведениям для мальчиков, указывается на осознание разными слоями общества необходимости увеличения численности грамотных людей для развития края как в имперский период, так и в советский.
Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью системы образования на Севере Западной Сибири в дореволюционный период. История школьного образования в границах современного Ханты-Мансийского автономного округа еще только в становлении своей источниковой и научной базы. Основой для исследования послужили документы текущей отчетности Сосьвинского прихода, которые содержат материал, позволяющий реконструировать этапы истории создания и деятельности одной из типичных приходских школ региона, рассказать о ее первых учителях и благотворителях. Вопросы становления образования рассмотрены в контексте истории православных приходов Березовского уезда. Процесс школьного строительства связан также с реализацией указа 1884 года о повсеместной организации церковно-приходских школ. Делается вывод о том, что у русского населения края (священников, купцов, мещан) существовала потребность в школьном образовании и распространении грамотности. Подчеркивается особая роль в материальном обеспечении сосьвинской школы представителей рода Бешкильцевых.
Образование в годы Великой Отечественной войны оставалось одной из первоочередных задач в организации повседневной жизни тыловых городов. Зачастую местные власти оказывались в ситуации, когда количество школьников превышало возможности существовавшей в провинциальных городах образовательной системы. Целью данной статьи является реконструкция процесса организации обучения школьников в городе, который находился в глубоком тылу, переполненном эвакуированными жителями. Опираясь на фонды исторического архива Омской области и воспоминания детей войны, автор показывает особенности, возникавшие в работе школ в условиях военной повседневности, отражает коррективы, которые вносила война в содержание обучения, и влияние этих особенностей на воспоминания детей войны.
Актуальность статьи обусловлена несколькими причинами: усилением научного интереса к региональной истории в экстремальных условиях Великой Отечественной войны, дискуссионным характером в постсоветской историографии оценок национальной политики первых десятилетий советской власти, а также сохраняющейся потребностью в изучении источниковой базы по данной проблеме. Цель статьи заключается в исследовании и осмыслении исторического опыта проведения национальной политики и создания региональной системы народного образования партийными органами Ханты-Мансийского национального округа в военное время. На основании анализа архивных документальных источников сформулированы выводы об острой нехватке руководящих национальных кадров и их низкой доле среди руководящих работников Югры по сравнению с другими национальными административно-территориальными образованиями в составе СССР, низком уровне грамотности и культуре быта среди аборигенного населения в исследуемый период, а также отсутствии влияния проблем национальной политики и образования на участие жителей округа, в том числе коренного населения Югры, в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Статья представляет собой аналитическое описание состояния школьного образования в Ларьякском районе (ныне Нижневартовский район) Ханты-Мансийского округа с 1945 по 1962 годы в соответствии с предложенной периодизацией изучаемых процессов. В центре внимания – условия, повлиявшие на развитие школьного образования в отдаленном и слаборазвитом с экономической точки зрения районе округа, задачи, стоявшие перед государственными школами Югры и их выполнение. В статье выявлены общие тенденции, присущие сфере образования региона и отдельно взятого района. На основе введения в научный оборот новых документов охарактеризованы материальное положение школ, их количество, численность контингента учащихся, численный и кадровый состав учителей, состояние всеобщего обучения, проанализированы результаты выполнения поставленных государством задач в деле развития школьного образования в районе, выявлены проблемы к началу эпохи нефтегазового освоения края.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования проблемы институционализации высшего образования в Бурятии, а также повышения его значения в подготовке профессиональных кадров для экономики региона. Цель статьи заключается в комплексном научном исследовании процессов институционализации системы высшего образования в Бурятии в 1960–1980-е гг. В процессе исследования проанализирована динамика развития высшего образования в разрезе развития направлений подготовки и количества подготовленных кадров. Проведенное исследование показало, что вузы за годы своего существования сыграли решающую роль в подготовке профессиональных кадров для республики и стали основой общественного, экономического и культурного роста
Актуальность изучения вопроса повседневной жизни учителей Ленинграда обусловлена тем, что исследование затрагивает один из аспектов региональной истории, позволяет углубить значение роли личности в истории России и региона. Цель работы состоит в изучении такой стороны повседневной жизни ленинградских педагогов в 1982–1991 годы, как досуговая деятельность. На основе данных, полученных в результате интервьюирования учителей, удалось установить, что досуговая деятельность педагогов в этот период отличалась разнообразием имевшихся хобби и увлечений, зависела от количества свободного времени и предпочтений.
В статье при помощи историко-генетического метода, а также метода дискурс-анализа исследуется история создания первой гимназии в городе Сургуте в 1990–1991 годах. Автором сформулирована идея о том, что на примере общественных дискуссий, развернувшихся в городе Сургуте вокруг создания гимназии в это время, в одном кейсе можно увидеть признаки двух самостоятельных кризисов: городского кризиса и кризиса советской государственности. Их одновременное действие определило остроту, содержание и результаты обсуждения вопроса об открытии общеобразовательной гимназии в городе. Исследование основано на материалах архивов Сургута, Ханты-Мансийска и Тюмени, а также газеты «Сургутская трибуна».