Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

УЧЕНЬЕ – СВЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКИХ ШКОЛ)

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4

Аннотация

Образование в годы Великой Отечественной войны оставалось одной из первоочередных задач в организации повседневной жизни тыловых городов. Зачастую местные власти оказывались в ситуации, когда количество школьников превышало возможности существовавшей в провинциальных городах образовательной системы. Целью данной статьи является реконструкция процесса организации обучения школьников в городе, который находился в глубоком тылу, переполненном эвакуированными жителями. Опираясь на фонды исторического архива Омской области и воспоминания детей войны, автор показывает особенности, возникавшие в работе школ в условиях военной повседневности, отражает коррективы, которые вносила война в содержание обучения, и влияние этих особенностей на воспоминания детей войны.

Об авторе

М. С. Носова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск
Россия

кандидат исторических наук, старший преподаватель



Список литературы

1. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника : Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 21.11.2023).

2. Иванов В. Н. Развитие школьного образования в СССР в годы Великой Отечественной войны // Голос минувшего. 2017. № 1–2. С. 42–58.

3. Черник В. Э. Школа в годы Великой Отечественной войны // Мир образования – образование в мире. 2008. № 2 (30). С. 180–195.

4. Щетинина Н. П. Проблема осуществления всеобуча в общеобразовательных школах Рязани в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) (к 75-летию со дня победы) // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2 (54). С. 103–111.

5. Владимирова Е. Д. Организация образования в школах и вузах Сталинградской области в период Великой Отечественной войны // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 1 (838). С. 135–146.

6. Ешпанов В. С. К изучению отечественного опыта: школьное образование в годы Великой Отечественной войны (по материалам Актюбинской области) // Наука и образование: новое время. 2018. № 5 (28). С. 145–155.

7. Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (ГИАОО).Ф. П-17. Оп. 1. Д. 2772.

8. ГИАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 228.

9. Полевые материалы автора. Воспоминания Шарапова П. И., 1930 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.

10. ГИАОО. Ф. П-17. Оп.1. Д. 3346.

11. ГИАОО. Ф. Р-468, Оп. 2, 4, св. 6.

12. Полевые материалы автора. Воспоминания Потапова В. И., 1935 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.

13. Полевые материалы автора. Воспоминания Никитиной Л. А., 1933 г.р., записаны Носовой М. С. в 2019 г.

14. Омская правда. 1941. № 247.

15. Омская правда. 1944. № 107.

16. Омская правда. 1941. № 201.

17. Полевые материалы автора. Воспоминания Затевановой В. И., 1939 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.

18. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 3346.

19. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 169.

20. Юный патриот // Омская правда. 1941. № 156.

21. Юные патриоты // Омская правда. 1941. № 183.

22. Сельское хозяйство в школах // Омская правда. 1941. № 307.

23. Омская правда. 1942. № 165.

24. ГИАОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3347.

25. ГИАОО. Ф.П-17. Оп. 1. Д. 3913.

26. Омская правда. 1942. № 95.

27. Омская правда. 1942. № 79.

28. Омская правда. 1943. № 181.

29. Первые месяцы в женской школе // Омская правда. 1943. № 140.

30. Омская правда. 1942. № 181.

31. Полевые материалы автора. Воспоминания Кирт А. М., 1933 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.

32. Полевые материалы автора. Воспоминания Иванушкиной С. Н., 1936 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.

33. Полевые материалы автора. Воспоминания Потапова В. И., 1935 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.

34. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 334.

35. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 280.

36. ГИАОО. О. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1413.

37. ГИАОО. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1648.

38. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 2786.


Рецензия

Для цитирования:


Носова М.С. УЧЕНЬЕ – СВЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКИХ ШКОЛ). Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(4 (56)):29-34. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4

For citation:


Nosova M.S. KNOWLEDGE IS POWER: ORGANIZATION OF SCHOOLS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (USING THE EXAMPLE OF OMSK SCHOOLS). Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(4 (56)):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)