УЧЕНЬЕ – СВЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКИХ ШКОЛ)
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4
Аннотация
Образование в годы Великой Отечественной войны оставалось одной из первоочередных задач в организации повседневной жизни тыловых городов. Зачастую местные власти оказывались в ситуации, когда количество школьников превышало возможности существовавшей в провинциальных городах образовательной системы. Целью данной статьи является реконструкция процесса организации обучения школьников в городе, который находился в глубоком тылу, переполненном эвакуированными жителями. Опираясь на фонды исторического архива Омской области и воспоминания детей войны, автор показывает особенности, возникавшие в работе школ в условиях военной повседневности, отражает коррективы, которые вносила война в содержание обучения, и влияние этих особенностей на воспоминания детей войны.
Об авторе
М. С. НосоваРоссия
кандидат исторических наук, старший преподаватель
Список литературы
1. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника : Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 // Официальный интернет-портал правовой информации : сайт. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 21.11.2023).
2. Иванов В. Н. Развитие школьного образования в СССР в годы Великой Отечественной войны // Голос минувшего. 2017. № 1–2. С. 42–58.
3. Черник В. Э. Школа в годы Великой Отечественной войны // Мир образования – образование в мире. 2008. № 2 (30). С. 180–195.
4. Щетинина Н. П. Проблема осуществления всеобуча в общеобразовательных школах Рязани в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) (к 75-летию со дня победы) // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 2 (54). С. 103–111.
5. Владимирова Е. Д. Организация образования в школах и вузах Сталинградской области в период Великой Отечественной войны // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. № 1 (838). С. 135–146.
6. Ешпанов В. С. К изучению отечественного опыта: школьное образование в годы Великой Отечественной войны (по материалам Актюбинской области) // Наука и образование: новое время. 2018. № 5 (28). С. 145–155.
7. Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (ГИАОО).Ф. П-17. Оп. 1. Д. 2772.
8. ГИАОО. Ф. 1272. Оп. 1. Д. 228.
9. Полевые материалы автора. Воспоминания Шарапова П. И., 1930 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.
10. ГИАОО. Ф. П-17. Оп.1. Д. 3346.
11. ГИАОО. Ф. Р-468, Оп. 2, 4, св. 6.
12. Полевые материалы автора. Воспоминания Потапова В. И., 1935 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.
13. Полевые материалы автора. Воспоминания Никитиной Л. А., 1933 г.р., записаны Носовой М. С. в 2019 г.
14. Омская правда. 1941. № 247.
15. Омская правда. 1944. № 107.
16. Омская правда. 1941. № 201.
17. Полевые материалы автора. Воспоминания Затевановой В. И., 1939 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.
18. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 3346.
19. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 169.
20. Юный патриот // Омская правда. 1941. № 156.
21. Юные патриоты // Омская правда. 1941. № 183.
22. Сельское хозяйство в школах // Омская правда. 1941. № 307.
23. Омская правда. 1942. № 165.
24. ГИАОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 3347.
25. ГИАОО. Ф.П-17. Оп. 1. Д. 3913.
26. Омская правда. 1942. № 95.
27. Омская правда. 1942. № 79.
28. Омская правда. 1943. № 181.
29. Первые месяцы в женской школе // Омская правда. 1943. № 140.
30. Омская правда. 1942. № 181.
31. Полевые материалы автора. Воспоминания Кирт А. М., 1933 г.р., записаны Носовой М. С. в 2018 г.
32. Полевые материалы автора. Воспоминания Иванушкиной С. Н., 1936 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.
33. Полевые материалы автора. Воспоминания Потапова В. И., 1935 г.р., записаны Носовой М. С. в 2020 г.
34. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 334.
35. ГИАОО. Ф. Р-1272. Оп. 1. Д. 280.
36. ГИАОО. О. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1413.
37. ГИАОО. Ф. П-4. Оп. 1. Д. 1648.
38. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1. Д. 2786.
Рецензия
Для цитирования:
Носова М.С. УЧЕНЬЕ – СВЕТ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКИХ ШКОЛ). Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(4 (56)):29-34. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4
For citation:
Nosova M.S. KNOWLEDGE IS POWER: ORGANIZATION OF SCHOOLS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (USING THE EXAMPLE OF OMSK SCHOOLS). Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(4 (56)):29-34. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-4