Сопровождение педагогов в работе с обучающимися в условиях инонациональной языковой среды
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-10
Аннотация
Статья посвящена вопросам научно-методического сопровождения педагогов, работающих с обучающимися-инофонами в условиях инонациональной языковой среды. Цель исследования заключается в разработке комплексного подхода к поддержке педагогов, направленного на преодоление профессиональных дефицитов в работе с обучающимися-инофонами. В качестве методологической основы используется контент-анализ предыдущих исследований и структурирование направлений сопровождения. Авторы выделяют четыре группы дефицитов педагогов: организационно-педагогические, дидактические, методические и психологические. Для их восполнения предлагается модель сопровождения, включающая обучающее, консультационное, адаптационное, информационное, психологическое и другие направления. Новизна работы заключается в разработке тематики модулей повышения квалификации, методики разработки дифференцированных заданий на основе таксономии SOLO, модели персонифицированной программы обучения и сопровождения, а также стратегий рефлексивных практик. Основные выводы подчеркивают необходимость системной поддержки педагогов, которая не только повышает качество образования, но и способствует социальной интеграции и укреплению межкультурного взаимопонимания. Предложенные инструменты и методы могут быть внедрены в программы дополнительного образования.
Об авторах
Ю. Б. ДроботенкоРоссия
доктор педагогических наук, профессор
Н. А. Назарова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Список литературы
1. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6. С. 14–21.
2. Барышева Ю. С., Волжанцева Е. В. Социокультурная адаптация детей мигрантов в России: интеграционные культурные мероприятия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 207–219.
3. Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направление деятельности // Калининградский вестник образования. 2022. № 3. С. 14–24.
4. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Профессиональные дефициты педагогов в работе с обучающимися-инофонами // Письма в Эмиссию. Оффлайн. 2024. № 12.
5. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Личностно-ориентированные технологии сопровождения обучающихся в инонациональной языковой среде // Казанская наука. 2024. № 10. С. 161–165.
6. Giraldo Aristizábal F. A diagnostic study on teachers’ beliefs and practices in foreign language assessment // Íkala, Revista de Lenguaje y Cultura. 2018. Vol. 23, no. 1. P. 25–44. https://doi.org/10.17533/udea.ikala.v23n01a04.
7. Квон Г. М., Вакс В. Б., Поздеева О. Г. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Концепт. 2018. № 11. С. 1039–1051.
8. Кузнецова Е. Детей освободили от уроков. URL: https://expert.ru/obshchestvo/detey-osvobodili-oturokov/ (дата обращения: 28.08.2025).
9. Ростовцева В. А., Омельченко Е. А. Компетенции педагогов, работающих с детьми-инофонами: из опыта изучения // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2023. № 2. С. 207–213.
Рецензия
Для цитирования:
Дроботенко Ю.Б., Назарова Н.А. Сопровождение педагогов в работе с обучающимися в условиях инонациональной языковой среды. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):111-121. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-10
For citation:
Drobotenko Yu.B., Nazarova N.A. Supporting teachers in working with students in foreign language environment. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(4):111-121. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-4-10








