Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетенции будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1

Аннотация

В работе исследуется актуальная проблема формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать оригинальную трехэтапную методику проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры как условие формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов. Методологическим основанием является компетентностный подход, метод проектного обучения, главная область применения которых – развитие самостоятельности, креативности, инициативности обучающихся через организацию собственной творческой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрены этапы проектно-творческой деятельности и формируемая этнокультурная компетенция будущих педагогов. В ходе эксперимента реализован творческий проект, выполнение которого предполагало знакомство с традиционными орнаментами хантов и манси, выполнение заданий по их расшифровке и трактовке, самостоятельную творческую работу, использование орнаментов обских угров в практической деятельности для украшения предметов быта. Экспертная и независимая оценки в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность примененной методики.

Об авторах

О. Ю. Муллер
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат педагогических наук, доцент



Н. А. Ротова
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
Россия

кандидат педагогических наук, доцент



Список литературы

1. Мартиросян С. А., Овруцкая Г. К. Становление гражданского общества в контексте диалога культур // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. С. 64.

2. Петрякова С. Ю., Долгова И. М. Проблемы обучения иностранных студентов в вузе. С. 42–44. URL: http://lib.ugsha.ru:8080/bitstream/123456789/25469/1/2021-02-42-44.pdf (дата обращения: 25.05.2024).

3. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2–10.

4. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. М. : Моск. психол.-социал. ин., 1999. 342 с.

5. Грицко А. А. Этнокультурная компетенция в системе компетенций практического психолога образования // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2010. № 4–1. С. 162–167.

6. Степанова А. П. Теория орнамента. Ростов н/Д. : Феникс, 2011. 149 с.

7. Соколова З. П. Ханты и манси : взгляд из XXI века. М. : Наука, 2009. 755 с.

8. Шешкин П. Е., Шабалина А. Д. Мансийские орнаменты. СПб. : Просвещение, 1993. 88 с.

9. Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 158 с.

10. Чупахина А. Э. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. IX Междунар. науч.-практич. конф., 15 января 2018 г., г. Пенза. В 4 ч. Ч. 4. Пенза : Наука и Просвещение, 2018. С. 100–102.


Рецензия

Для цитирования:


Муллер О.Ю., Ротова Н.А. Формирование этнокультурной компетенции будущих педагогов в процессе проектно-творческой деятельности на основе изучения орнаментов коренных народов Югры. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(3):11-23. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1

For citation:


Muller O.Yu., Rotova N.A. Formation of ethnocultural competence of future teachers in the process of project-creative activities based on the ornaments study of the indigenous peoples of Yugra. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(3):11-23. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-3-1

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)