ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-16-23
Аннотация
Предмет исследования данной статьи – педагогическая поддержка старших школьников с повышенным уровнем тревожности. Цель статьи – обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогической поддержки старших школьников с повышенным уровнем тревожности. Использованы как теоретические методы исследования (метод анализа, систематизации и обобщения теоретических и исследовательских данных), так и эмпирические (методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности). Авторами даны рекомендации в части построения педагогической поддержки данной группы учащихся, выделены обязательные этапы педагогической поддержки.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ГризодубУкраина
кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: natalyagrizodub@mail.ru
И. В. Сотникова
Украина
ассистент
E-mail: sotnikova.i.v@yandex.ru
Список литературы
1. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. : Наука, 1998. 336 с.
2. Черепкова Н. В. Особенности проявления тревожности в условиях школы. М. : Астрель, 2013. 216 с.
3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Москов. психолого-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
4. Гризодуб Н. В. Реализация педагогических условий формирования готовности студентов колледжа технического профиля к самостоятельной работе по биологии // Вестн. Акад. граждан. защиты. 2018. Вып. 4 (16). С. 8–13.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. М.: МПСИ, 2001. 349 с.
6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. : Юрайт, 2022. 336 с.
7. Горнова Н. В. Профессионально-личностное становление будущего учителя : моногр. Балаково, 1999. 108 с.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 53000 слов / под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : Оникс : ООО «Издательство Мир и образование», 2007. 640 с.
9. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка // Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М. : Инноватор, 1995. 58 с.
10. Психология развития / под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энцик. сл. В 6 т. / под общ. ред. А. В. Петровского. М. : ПЕР СЭ, 2005. 176 с.
11. Гризодуб Н. В. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе самостоятельной работы // Вестн. Донец. национал. ун-та : научн. журн. Сер. Б. Гуманитар. науки. 2020. № 1. С. 171–176.
12. Сотникова И. В. Методы исследования тревожности у подростков с разными типами темперамента // Вестн. студенч. науч. об-ва; Донецк. национал. ун-т». Донецк: ДонНУ, 2020. Вып. 12, том 1: Естественные науки. С. 97–101.
13. Крылова Н. Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Народ. образование. 2000. № 3. С. 91–97.
14. Юсфин С. М. Педагогическая поддержка в школе // Народ. образование. 1998. № 4. С.112–115.
15. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 287 с.
16. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность. М., 2008. С. 85–99.
17. Полонский В. М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. М. : Народ. образование, 2017. 838 с.
18. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. ; Рига: Эксперимент, 2000. 186 с.
19. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб. : Речь, 2004. 248 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гризодуб Н.В., Сотникова И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(1 (49)):16-23. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-16-23
For citation:
Grizodub N.V., Sotnikova I.V. PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PUPILS WITH A HIGH ANXIETY LEVEL IN THE EDUCATIONAL PROCESS. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(1 (49)):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-16-23