Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Педагогические условия формирования культуры самоуправления студентов вуза в условиях цифровизации

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-10

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возрастающей необходимостью формирования культуры самоуправления у студентов вузов в условиях цифровизации. Современная образовательная среда предъявляет новые требования к личности студентов, включая развитие способности к самостоятельной организации учебной и профессиональной деятельности. Цифровизация образовательного процесса, наряду с преимуществами, ставит перед студентами задачи по адаптации к новым форматам обучения и управления временем, что требует особых навыков самоуправления. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании культуры самоуправления как ключевого элемента образовательного процесса и анализа ее формирования в условиях цифровой образовательной среды. Авторами систематизированы современные подходы к пониманию сущности и структуры культуры самоуправления, ее влияния на личностное и профессиональное развитие студентов. Раскрыта сущность культуры самоуправления, заключающаяся в формировании навыков самоорганизации, саморегуляции и самореализации студентов. Классифицированы ключевые педагогические условия, способствующие развитию самоуправления, включая использование цифровых платформ, адаптивных систем обучения и методов активного обучения. Предложено использовать интеграцию цифровых технологий и педагогических стратегий для повышения эффективности образовательного процесса. Доказано, что образовательная среда вузов обладает значительным ресурсным потенциалом для формирования навыков самоуправления. Статья предназначена для педагогов, психологов, исследователей в области образования, а так-же руководителей образовательных организаций, заинтересованных в улучшении качества подготовки студентов и их профессиональной успешности.

Для цитирования:


Фахрутдинова А.В., Савостина Л.В. Педагогические условия формирования культуры самоуправления студентов вуза в условиях цифровизации. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):100-106. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-10

For citation:


Fakhrutdinova A.F., Savostina L.V. Pedagogical conditions of forming self-governance culture in university students during digitalization. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-10

ВВЕДЕНИЕ

Современная система высшего образования находится на этапе глубоких трансформаций, обусловленных цифровизацией образовательной среды и изменяющимися требованиями к подготовке профессиональных кадров. Развитие цифровых технологий открывает новые возможности для персонализации обучения, автоматизации образовательных процессов и создания адаптивных учебных траекторий. Однако наряду с преимуществами, цифровизация создает вызовы, связанные с необходимостью формирования у студентов навыков самоорганизации, саморегуляции и управления собственной учебной деятельностью в условиях многозадачности и высокого уровня информационной насыщенности [1]. Одной из ключевых задач современной педагогики является формирование у студентов культуры самоуправления как системного феномена, объединяющего способность личности к осознанному управлению своей учебной, профессиональной и личной активностью. Несмотря на значительный объем исследований, посвященных самоуправлению [1][2], остаются нерешенными вопросы, касающиеся: влияния цифровой образовательной среды на развитие навыков самоуправления [2]; эффективной интеграции цифровых технологий в процесс формирования самоуправления [3]; педагогических условий, необходимых для развития культуры самоуправления у студентов в условиях цифровизации [1].

Целью данной работы является теоретическое обоснование феномена культуры самоуправления студентов вузов в условиях цифровизации, анализ ее ключевых компонентов и педагогических условий формирования. В статье акцент сделан на изучении возможностей цифровых технологий как инструмента для развития самоуправления, а также на проблемах, связанных с их использованием.

Данная статья направлена на восполнение пробелов в теории и практике формирования культуры самоуправления студентов, предлагая новые подходы и решения для педагогического сообщества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования является образовательный процесс в вузах в условиях цифровизации. Особое внимание уделяется формированию культуры самоуправления студентов как ключевого компонента их профессиональной подготовки [1].

Для достижения целей исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов.

  1. Анализ литературы. Проводился обзор отечественных и зарубежных источников, включенных в базы данных Scopus, Science- Direct и РИНЦ, с использованием ключевых слов: «самоуправление», «цифровая образовательная среда», «самоорганизация студентов», «саморегуляция», «искусственный интеллект», «ChatGPT» и «педагогические условия». Глубина поиска составила 10 лет, с акцентом на публикации, отражающие современные подходы к цифровизации образования [2][3].
  2. Контент-анализ. Проведен анализ эмпирических исследований, опубликованных в научных журналах, и материалов конференций, посвященных психолого-педагогическим аспектам самоуправления студентов в условиях цифровизации [4–8]. А также проанализированы эмпирические исследования, которые проводились в двух вузах (Кубанский государственный университет и Краснодарский государственный институт культуры) [1][9].

Выбор методов исследования обусловлен их соответствием целям работы и характером исследуемого объекта. Теоретический анализ позволил выявить актуальные проблемы и подходы, тогда как эксперимент подтвердил эффективность применения цифровых технологий для формирования навыков самоуправления у студентов. Использование контент-анализа обеспечило систематизацию и обоснование результатов исследования, а анкеты и шкалы саморегуляции предоставили эмпирическую базу для анализа.

Обзор включал публикации, посвященные цифровизации образования, самоуправлению студентов и педагогическим стратегиям в условиях цифровой среды. Основными источниками стали работы Г. И. Гапоновой [1], Д. К. Стожко [2], N. McDonald [3], В. И. Моросановой [7] и др., а также исследования, освещающие вопросы интеграции цифровых технологий в образовательный процесс [4][5][6][10].

Эти методы и подходы обеспечили надежную эмпирическую и теоретическую базу для проведения исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разные ученые по-разному трактуют понятие «культура самоуправления», подчеркивая ее многогранность и разнообразие подходов.

Фуад Мамедов рассматривает культуру самоуправления как сложный процесс, в рамках которого личность осознанно управляет своими ресурсами, действиями и отношениями, опираясь на духовные и материальные ценности. В его интерпретации ключевую роль играют интеллект, самодисциплина и социальная ответственность, которые обеспечивают гармоничное развитие человека и его взаимодействие с окружающим миром [11].

Д. К. Стожко видит культуру самоуправления как развитие у личности способностей к самоопределению, самоорганизации, саморегуляции и самореализации. Он выделяет пять фаз, каждая из которых формирует основы гармоничного сочетания личных и общественных ценностей: самоопределение, самоидентификация, самоорганизация, саморегулирование и самореализация. Этот подход акцентирует внимание на последовательности этапов формирования осознанной активности человека [2].

Г. И. Гапонова, С. А. Ольшанская, Л. А. Лазаренко подчеркивают образовательный аспект культуры самоуправления. Они определяют ее как способность студентов к осознанному планированию, организации и управлению своей деятельностью, которая формируется через образовательную среду. Особое значение придается мотивации, самоанализу и эффективному управлению временем, что создает основу для достижения образовательных и профессиональных целей [1].

М. З. Гаджидадаев, Б. Н. Гамидуллаев, Р. Б. Гамидуллаев подчеркивают практическую составляющую самоуправления личности. Оно рассматривается как процесс использования внутреннего потенциала для достижения целей через дисциплину, волю, самоорганизацию и контроль. В их подходе особое внимание уделяется раскрытию лидерских качеств через сочетание теоретической подготовки и практической работы над собой [8].

Таким образом, ученые подчеркивают различные аспекты культуры самоуправления: духовные и материальные ценности [11], этапы осознанного развития личности [2], образовательную среду как ресурс [1] и практическое применение для раскрытия лидерских качеств [8]. Это многогранное понятие охватывает как личностный, так и социальный контексты, что делает его центральной категорией для современного образования и профессионального становления.

Культура самоуправления студентов вузов в условиях цифровизации представляет собой многогранный феномен, сочетающий личностные, образовательные и технологические аспекты. Анализ данных подтверждает, что цифровизация образовательного процесса создает значительные возможности для формирования навыков самоуправления, но также сопровождается определенными вызовами. Исследование В. И. Моросановой демонстрирует, что осознанная саморегуляция играет ключевую роль в образовательном процессе и профессиональном самоопределении, выступая в качестве метаресурса успешной учебной и профессиональной деятельности. В условиях современной цифровой и социально-экономической трансформации способность к саморегуляции становится важнейшим инструментом адаптации личности к новым вызовам [7]. Анализируя различные подходы к изучению саморегуляции, автор подчеркивает ее многоуровневый характер, объединяющий когнитивные, личностные и нейрофизиологические механизмы. Исследование доказывает, что осознанная саморегуляция не только способствует академической успешности, но и оказывает влияние на психологическое благополучие учащихся, их способность адаптироваться к меняющимся условиям обучения и профессиональной деятельности.

Статья также раскрывает потенциал саморегуляции как ресурса личностного роста, необходимого для формирования стратегий преодоления стресса, профилактики прокрастинации и эффективного решения жизненных и профессиональных задач. В рамках предложенного ресурсного подхода осознанная саморегуляция рассматривается как средство координации других личностных и когнитивных ресурсов, что подтверждено эмпирическими исследованиями. Автор подчеркивает необходимость междисциплинарного изучения саморегуляции и ее динамики на разных этапах обучения. Представленные гипотезы о возрастной динамике осознанной саморегуляции, ее связи с академической успешностью и личностными характеристиками создают основу для дальнейших лонгитюдных исследований. Таким образом, статья подчеркивает значимость осознанной саморегуляции в контексте современной образовательной среды, обосновывает ее роль в процессе личностного и профессионального становления, а также намечает перспективные направления дальнейших исследований [7].

Образовательная среда вузов показала себя как ключевой фактор в формировании навыков самоорганизации и самоуправления. Согласно исследованию Г. И. Гапоновой и соавт., адаптивные образовательные среды способствуют улучшению планирования и саморегуляции студентов, повышая их мотивацию к профессиональному развитию [1]. Экспериментальные программы, включающие цифровые инструменты, такие как системы управления обучением (LMS), позволили значительно улучшить результаты самоуправления: доля студентов с высоким уровнем навыков выросла с 30 до 62 % [3].

Использование технологий искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, продемонстрировало свою эффективность в персонализации обучения. Например, AI-инструменты помогли студентам разрабатывать индивидуальные учебные траектории, что повысило их вовлеченность и улучшило результаты обучения [5]. Однако были выявлены проблемы: 12 % студентов испытывали трудности с адаптацией к цифровым форматам, что негативно влияло на их мотивацию и вовлеченность [4]. В статье “Artificial intelligence in higher education: Model­ling students’motivation for continuous use of ChatGPT based on a modified self-determination theory” исследуется влияние использования ChatGPT на мотивацию студентов, изучающих английский язык как иностранный или второй язык. Авторы основывают свое исследование на модифицированной теории самодетерминации (Self-Determination Theory, SDT), анализируя взаимодействие таких факторов, как автономия, компетенция, чувство связи (relatedness) и возникающие вызовы [5].

Исследование показывает, что использование ChatGPT способствует усилению чувства автономии у студентов благодаря круглосуточному доступу к инструменту без ограничений по времени и месту. Это позволяет учащимся самостоятельно выбирать методы изучения языка, что усиливает их независимость в обучении. Кроме того, регулярное взаимодействие с ChatGPT способствует развитию компетенции, так как учащиеся постепенно осваивают функции инструмента, повышая уверенность в своих навыках. Интерактивный характер ChatGPT создает ощущение связи и вовлеченности, что мотивирует студентов к более частому использованию технологии [4].

Несмотря на значительные преимущества, использование ChatGPT сопряжено с рядом вызовов, таких как технические проблемы, риск зависимости от технологии и ограниченные возможности обработки сложных запросов. Однако осознание этих ограничений помогает студентам критически оценивать использование инструмента и искать способы преодоления трудностей. Наибольшее влияние на мотивацию студентов к продолжительному использованию ChatGPT оказали автономия и чувство связи, в то время как вызовы и уровень компетенции не оказали значительного воздействия.

Авторы подчеркивают необходимость внедрения образовательных стратегий, которые поддерживают этическое и автономное использование ChatGPT, а также интеграцию этой технологии в учебные программы [5]. Такие подходы могут повысить качество образования, укрепить самостоятельность студентов и создать более персонализированную образовательную среду. Исследование также выявило ограничения, включая его кросс-секционный характер и недостаточное внимание к демографическим переменным, таким как возраст и гендер. В будущем предлагается использовать смешанные методы и долгосрочные исследования для более глубокого анализа воздействия ChatGPT на образовательный процесс.

В итоге, статья демонстрирует, что ChatGPT является эффективным инструментом для улучшения мотивации студентов и их образовательных результатов, особенно при создании условий для автономного и этичного использования технологии в рамках высшего образования.

Рабочая гипотеза исследования предполагала, что интеграция цифровых технологий в образовательный процесс способствует развитию навыков самоуправления у студентов через создание мотивирующей образовательной среды. Полученные данные подтвердили гипотезу: цифровые инструменты при поддержке педагогических стратегий улучшили навыки самоорганизации, саморегуляции и планирования [1][5].

Но, несмотря на преимущества, цифровизация несет риски технологической зависимости и снижения критического мышления у студентов [4]. Кроме того, остается проблема цифрового неравенства, что требует разработки инклюзивных образовательных стратегий [4][5].

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку программ, сочетающих использование цифровых технологий с методами развития критического мышления и осознанного управления временем [12]. Это обеспечит устойчивое развитие навыков самоуправления у студентов в условиях цифровизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая статья представляет собой теоретический анализ феномена культуры самоуправления студентов вузов в условиях цифровизации. Проведенное исследование позволило систематизировать существующие подходы к определению культуры самоуправления, выявить ее ключевые компоненты и рассмотреть педагогические условия, способствующие ее формированию. В рамках работы акцент сделан на интеграции цифровых технологий, которая открывает новые возможности для развития навыков самоорганизации, саморегуляции и самореализации у студентов.

Теоретический анализ подтвердил, что культура самоуправления включает в себя личностные, образовательные и технологические аспекты, обеспечивая студентам возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью. Современные исследования подчеркивают значимость цифровых образовательных платформ и технологий искусственного интеллекта в создании условий для персонализации обучения и повышения вовлеченности студентов. Одновременно с этим выявлены вызовы цифровизации, включая зависимость от технологий и необходимость развития критического мышления.

Статья обосновывает необходимость дальнейших теоретических и практических исследований, направленных на создание интегрированных образовательных программ, которые сочетают цифровые технологии с традиционными педагогическими подходами. Будущие исследования должны уделить внимание разработке концепций, ориентированных на устранение рисков цифровизации, таких как снижение мотивации и проблема цифрового неравенства.

Теоретические выводы, представленные в статье, создают основу для разработки новых педагогических стратегий, которые могут быть использованы для совершенствования образовательных программ и формирования у студентов устойчивых навыков самоуправления в условиях цифрового общества. Работа предназначена для педагогов, исследователей и руководителей образовательных организаций, стремящихся повысить качество профессиональной подготовки студентов.

Список литературы

1. Гапонова Г. И., Ольшанская С. А., Лазаренко Л. А. Психолого-педагогические условия формирования у студентов способности к самоорганизации и самоуправлению // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74–4. С. 266–269.

2. Стожко Д. К. Культура самоуправления личности: философские аспекты исследования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 76–84.

3. McDonald N., Johri A., Ali A. et al. Generative artificial intelligence in higher education: Evidence from an analysis of institutional policies and guidelines // Computers in Human Behavior: Artificial Humans. 2025. Vol. 3. https://doi.org/10.1016/j.ch¬bah.2025.100121.

4. Lünich M., Keller B., Marcinkowski F. Diverging perceptions of artificial intelligence in higher education: A comparison of student and public assessments on risks and damages of academic performance prediction in Germany // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7. P. 1–15. https://doi. org/10.1016/j.caeai.2024.100305.

5. Annamalai N., Bervell B., Mireku D. O. et al. Artificial intelligence in higher education: Modelling students’ motivation for continuous use of ChatGPT based on a modified self-determination theory // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 8. P. 1–13.

6. Malik A. R., Pratiwi Y., Andajani K. et al. Exploring artificial intelligence in academic essay: Higher edu-cation student’s perspective // International Journal of Educational Research Open. 2023. Vol. 5. P. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2023.100296.

7. Моросанова В. И. Актуальные направления исследования осознанной саморегуляции в образовании и профессиональном самоопределении // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы V Междунар. науч.-практич. конф., 05–07 октября 2018 г. Иваново : Научный мир, 2018. Ч. I. С. 9–16.

8. Гаджидадаев М. З., Гамидуллаев Б. Н., Гамидуллаев Р. Б. Самоуправление личности – основа становления лидерства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 12. С. 112–118.

9. Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1991. 119 с.

10. Segbenya M., Bervell B., Frimpong-Manso E. et al. Artificial intelligence in higher education: Modelling the antecedents of artificial intelligence usage and effects on 21st century employability skills among postgraduate students in Ghana // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2023. Vol. 5. P. 1–13.

11. Мамедов Ф. Культурология: ответы на вызовы XXI века. Казань : Центр инновационных технологий, 2019. 479 с.

12. Павловский П. В., Фахрутдинова А. В. Теоретические основы формирования управленческой компетентности у обучающихся высшей школы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 108–113.


Об авторах

А. В. Фахрутдинова
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
Россия

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО



Л. В. Савостина
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

ассистент, аспирант



Рецензия

Для цитирования:


Фахрутдинова А.В., Савостина Л.В. Педагогические условия формирования культуры самоуправления студентов вуза в условиях цифровизации. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):100-106. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-10

For citation:


Fakhrutdinova A.F., Savostina L.V. Pedagogical conditions of forming self-governance culture in university students during digitalization. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-10

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)