PRE-SCHOOL ETHNOCULTURAL EDUCATION IN THE TERRITORIES OF TRADITIONAL USE OF NATURAL RESOURCES OF THE INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF UGRA: THE CASE OF THE EDUCATIONAL PROJECT “NOMADIC KINDERGARTENS”
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-5
Abstract
The paper describes an online form of pre-school education for children of the indigenous small-numbered peoples of the North, organized in nomadic camps. The purpose of the study is to demonstrate how parents of preschoolers participating in the project “Nomadic kindergartens” assess its performance. The questionnaire survey data obtained in 2023 are used in the paper. It has been proved that a key factor is a socio-psychological one. As the child grows and reaches preschool/primary school age, the online format of education in nomadic camps allows adapting it to new social conditions and consider its ethnocultural component during the education.
About the Author
N. V. TkachukRussian Federation
Scientific Researcher
References
1. О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020–2024 годы : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.08.2020 № 465-рп // Консорциум «Кодекс» : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 10.04.2023).
2. Корниенко О. Г. Уходящая натура: что осталось за кадром. Воронеж : Издат-Принт, 2016. 298 с.
3. Ткачук Н. В. Проект «Стойбищная школа – сад» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 1. С. 129–136.
4. Сайнакова Т. А. Мобильное электронное образование в стойбищной школе-саде // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 100–102.
5. Лаптева Г. П. Развитие речи дошкольников на IT-стойбище – «Стойбищная школа-сад» // Кочевье: создание условий для сохранения и развития языков коренных малочисленных народов : cборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, Якутск, 20 апреля 2023 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. С. 63–66.
6. Галямов А. А. Актуальность реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинга 2022 года) // Социодинамика. 2022. № 12. С. 59–67.
7. Во всероссийском конкурсе «Расскажи о своей кочевой школе» приняли участие 155 детей и их наставники из 7 регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Сургутский район // Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : сайт. URL: https://www.admsr.ru/press/releases/268/393700/ (дата обращения: 11.03.2024).
8. Сургутский район презентовал проект стойбищной школы на международной выставке // Администрация сельского поселения Русскинская : сайт. URL: https://russadm.ru/2022/09/16547/ (дата обращения: 11.03.2024).
9. Комарова Е. Небесный человек // Учительская газета. 2001. № 1. URL: https://ug.ru/nebes nyjchelovek/(дата обращения: 27.02.2024).
10. Савина Н. В. Стойбищная школа-сад как оптимальный вариант формы организации образования коренных малочисленных народов севера // Образование и права личности: Глобальные и региональные проблемы и перспективы: Препринты и тезисы докладов и сообщений Международного Конгресса, Ханты-Мансийск, 22–24 августа 2000 года. Том 1. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. Ч. 1. С. 86–89.
Review
For citations:
Tkachuk N.V. PRE-SCHOOL ETHNOCULTURAL EDUCATION IN THE TERRITORIES OF TRADITIONAL USE OF NATURAL RESOURCES OF THE INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF UGRA: THE CASE OF THE EDUCATIONAL PROJECT “NOMADIC KINDERGARTENS”. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):54-61. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-5