СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-3
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью уделить внимание развитию сельской школы и уровню компетентности педагогов сельской школы. В статье раскрыта специфика профессиональной деятельности педагогов сельской школы и проблемы, возникающие в их работе. Цель статьи заключается в выявлении особенностей профессиональной деятельности сельского учителя и путей совершенствования его профессиональной компетентности. В статье авторы уточнили сущность понятий «профессиональная компетентность», «сельский учитель», «профессиональная компетентность учителя сельской школы», «повышение квалификации учителя», «персонализация». Достоинствами исследования являются анализ специфики работы сельской школы, а также выявление путей совершенствования профессиональной компетентности учителя в сельской школе в виде повышения квалификации и проектирования индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога. Сформированная профессиональная компетентность позволяет учителю в сельской школе эффективно организовывать и управлять образовательным процессом, тем самым обеспечивая оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.
Об авторах
Э. Ф. НасыроваРоссия
доктор педагогических наук, профессор
Е. Э. Курдина
Россия
эксперт отдела диагностики и консультирования
Список литературы
1. Сидоров С. В. Основные этапы развития отечественных сельских школ : сайт педагога-исследователя. URL: https://si-sv.com/publ/16-1-0-33 (дата обращения: 24.05.2024).
2. Байбородова Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня. URL: https://si-sv.com/Innovatsii/bajborodova_selskaja-malochisl-shkola.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
3. Лукина А. К. Формирование компетентности специалистов в области социально-педагогического проектирования педагогических инноваций в селе. Красноярск : Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2007. 188 с.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016). Доступ из СПС «Гарант».
5. Колиниченко А. В., Колиниченко А. В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 552–554.
6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. : Знание, 1985. 33 с.
7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Академия, 2004. 320 с.
8. Белова С. Н. Диагностика и устранение профессиональных дефицитов педагогических работников образовательной организации: управленческий аспект // Шамовские педагогические чтения : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 22–25 января 2022 года. М. : Изд-во НШУОС, «5 за знания», Ч. 2. 2022. С. 22–29.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 308 с.
10. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 6–11.
11. Лукьянова М. И. Теоретический анализ феномена готовности учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в понятийном поле категории «профессионально-педагогическая компетентность» // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 110–123.
12. Галеева Н. Л. Пять ключевых компетенций учителя // Директория : сайт. URL: https://direktoria.org/blog/pyat-klyuchevykh-kompetentsiy-uchitelya/ (дата обращения: 15.05.2024).
13. Шерайзина Р. М. Профессиональное становление учителя сельской школы в процессе непрерывного образования: Теорет.-методол. аспект : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994. 349 с.
14. Белова С. Н. Нормативно-правовое и организационно-методическое сопровождение персонализированного обновления и повышения уровня профессиональной компетентности учителя школы // Шамовские чтения : сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21–25 января 2023 года. М. : «5 за знание», 2023. Ч. 2. С. 21–30.
15. Ефлова З. Б., Шерайзина Р. М. Сельская школа современной России и зарубежья // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 31–42.
16. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. Собкин В. С., Адамчук Д. В. К вопросу о профессиональном развитии педагога – повышение квалификации и членство в педагогических сообществах // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1, № 2 (2). С. 20–40.
18. Подчалимова Г. Н., Белова С. Н. Методика персонализированного повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации ДПО // Педагогика. 2021. Т. 85, № 4. С. 72–80.
Рецензия
Для цитирования:
Насырова Э.Ф., Курдина Е.Э. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(2):36-44. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-3
For citation:
Nasyrova E.F., Kurdina E.E. IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-3