Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-1-5

Аннотация

В статье показана актуальность психолого-педагогической работы по нивелированию агрессивных тенденций обучающихся младшего школьного возраста на основе полученных диагностических данных с учетом специфики семейного воспитания. Цель статьи заключается в сравнительном анализе проявлений агрессии у младших школьников из полных и неполных семей. Описаны результаты констатирующего эксперимента, позволившего выявить виды (вербальная, физическая, инструментальная, альтруистическая, аутоагрессия) и уровни (высокий, средний, низкий) агрессии, которые свойственны обучающимся. Доказано, что у школьников из неполных семей агрессия встречается чаще, чем у детей из полных семей. Мальчики из неполных семей более агрессивны, чем мальчики из полных семей. В агрессии девочек выявлены незначительные различия. Показана необходимость сопровождения обучающихся и их семей посредством реализации коррекционно-развивающей программы и семейного клуба.

Об авторе

С. В. Истомина
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск
Россия

кандидат психологических наук, доцент



Список литературы

1. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 104–113.

2. Авдеева Н. Н. и др. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

3. Анисимова Т. А. Агрессия и её проявления у младших школьников // NovaUm.Ru. 2022. № 36. С. 118–122. URL: http://novaum.ru/public/p2366?ysclid=lqoqtwyafb505097130 (дата обращения: 28.12.2023).

4. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 128–136.

5. Мосина Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 30–34.

6. Федотова Е. А., Брутова М. А. К вопросу о проявлении агрессии в поведении младших школьников // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи : материалы Междунар. науч. конф., 15 февраля 2023 г., Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2023. С. 121–124.

7. Антонов А. С., Третяк Э. В. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков // Интерактивная наука. 2020. № 3 (49). С. 35–40.

8. Кириленко И. Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 26 с.

9. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. СПб. : Речь, 2006. 336 с.

10. Купченко В. Е., Зинченко С. Н. Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2022. № 3. С. 26–33.

11. Самединова Э. Э. Роль семьи в преодолении агрессии младшего школьника // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : сборник трудов II Всерос. науч.-практ. конф., 06–17 декабря 2019 г., г. Евпатория. Евпатория : Ариал, 2020. С. 183–187.

12. Голубченко А. И., Сухоруков И. С. Коррекция агрессии младших школьников в условиях современной школы // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 21–22 мая 2019 г., г. Курск. Курск : Курский государственный университет, 2020. С. 236–239.


Рецензия

Для цитирования:


Истомина С.В. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(1):35-41. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-1-5

For citation:


Istomina S.V. FEATURES OF AGGRESSION IN ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN FROM ONE- AND TWO-PARENT FAMILIES. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(1):35-41. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-1-5

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)