Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАННОСТИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГРЫ В ПАРТИЙНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 1941–1944 ГГ.

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена несколькими причинами: усилением научного интереса к региональной истории в экстремальных условиях Великой Отечественной войны, дискуссионным характером в постсоветской историографии оценок национальной политики первых десятилетий советской власти, а также сохраняющейся потребностью в изучении источниковой базы по данной проблеме. Цель статьи заключается в исследовании и осмыслении исторического опыта проведения национальной политики и создания региональной системы народного образования партийными органами Ханты-Мансийского национального округа в военное время. На основании анализа архивных документальных источников сформулированы выводы об острой нехватке руководящих национальных кадров и их низкой доле среди руководящих работников Югры по сравнению с другими национальными административно-территориальными образованиями в составе СССР, низком уровне грамотности и культуре быта среди аборигенного населения в исследуемый период, а также отсутствии влияния проблем национальной политики и образования на участие жителей округа, в том числе коренного населения Югры, в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Об авторе

Е. В. Лешукова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат исторических наук, старший преподаватель



Список литературы

1. Лю Сяньчжун. Плюсы и минусы политики «коренизации» СССР в 1920-е годы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 1. С. 41–49.

2. Двенадцатый съезд Российской Коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет. 17–25 апреля 1923 г. М. : Красная новь. 1923. 705 с.

3. Долженко Ю. Ю. Периодизация национального образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 180–193.

4. Кирилюк Д. В. Коренизация «на бумаге»: этничность и национальное школьное образование в Самаровском районе Югры в конце 1920-х –начале 1930-х гг. // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3. С. 56–61.

5. Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера : постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 10.12.1930 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик : сайт. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3682.htm (дата обращения: 18.11.2023).

6. Телишев И. Год работы в остяцкой школе // Советский Север. 1932. № 5. С. 125–130.

7. Хозяйственное и культурное строительство в Остяко-Вогульском национальном округе за пятилетие и дальнейшие задачи. Доклад председателя Остяко-Вогульского Окрисполкома товарища Кошелева на объединенном юбилейном пленуме Окрисполкома и Окружкома ВКП(б) 25 февраля 1937 года // Ханты-Манси Шоп (Шой). 1937. № 32. 2 марта. С. 2.

8. Великому вождю, учителю и другу, товарищу Сталину от участников Объединенного Юбилейного пленума Окружного Исполнительного Комитета и Окружного Комитета ВКП (б) Остяко-Вогульского национального округа // Ханты-Манси Шоп (Шой). 1937. № 32. 2 марта. С. 1.

9. Алексеева Л. В. Северо-Западная Сибирь в 1917–1941 гг.: политическая, экономическая и культурная трансформация : моногр. Нижневартовск : Изд-во НВГУ. 2006. 390 с.

10. Долженко Ю. Ю. История развития национального образования коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа Югры: ханты и манси // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Ч. 3. С. 33–39.

11. Казакова Н. С. Государственная политика по просвещению населения Ханты-Мансийского национального округа в 1931–1941 гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2009. 22 с.

12. Фролова Н. В. Государственная политика в области историко-обществоведческого образования в школах Севера Западной Сибири в 1920–1930 годы : автореф. дис. … канд. ист. наук. Сургут, 2016. 23 с.

13. Чумак Е. Г. Становление и развитие системы образования обско-угорских народов Северо-Западной Сибири в 1920–1950-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2008. 22 с.

14. Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (ГИАОО). Ф. П-17. Оп. 1 Д. 3997.

15. ГИАОО. Ф. Р-347 Оп. 21 Д. 147.

16. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1 Д. 3423.

17. Чумак Е. Г. Процесс становления письменности и разработки учебников на родных языках в Ханты-Мансийском округе в 20–50-е гг. ХХ века. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-stanovleniyapismennosti-i-razrabotki-uchebnikov-na-rodnyh-yazykah-v-hanty-mansiyskom-okruge-v-20-50-e-gg-hhveka (дата обращения: 18.11.2023).

18. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области" (ГБУТО ГАСПИТО). Ф. 107 Оп. 1 Д. 619.

19. Лешукова Е. В. Практика военно-оборонной работы по подготовке боевых резервов для РККА в 1941–1943 гг. на территории Ханты-Мансийского национального округа // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2023. Т. 8. № 3. С. 33–41.

20. Лешукова Е. В. Фильтрационные дела югорских солдат – участников Великой Отечественной войны как исторический источник // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2020. Т. 5. № 2. С. 82–86.


Рецензия

Для цитирования:


Лешукова Е.В. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАННОСТИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГРЫ В ПАРТИЙНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 1941–1944 ГГ. Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(4 (56)):35-42. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5

For citation:


Leshukova E.V. ISSUES OF NATIONAL POLICY AND THE LEVEL OF LITERACY OF THE INDIGENOUS POPULATION OF UGRA ACCORDING TO PARTY POLITICAL DOCUMENTATION OF 1941. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(4 (56)):35-42. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)