Preview

Severny region: nauka, obrazovanie, kultura

Advanced search

ISSUES OF NATIONAL POLICY AND THE LEVEL OF LITERACY OF THE INDIGENOUS POPULATION OF UGRA ACCORDING TO PARTY POLITICAL DOCUMENTATION OF 1941

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5

Abstract

The relevance of the article is due to the following reasons: the increased research interest in regional history under extreme conditions of the Great Patriotic War; the controversy that exists in post-Soviet historiography over assessment of the Soviet national policy during the first decades of the Soviet
regime; and the continuing need for studying historical records on the issue. The purpose of the article is to study and consider the historical experience in running national policy and creating a regional system of public education by the political parties of the Khanty-Mansiysk National Okrug in time of war. Based on the analysis of archival documents, the author has concluded that there was critical shortage of national leadership and its share among the leaders of Ugra was low as compared to other national administrative-territorial entities within the USSR. The level of literacy and culture of everyday life among the indigenous population during the studied period was low. However, neither the issues of the national policy nor the low level of literacy prevented the indigenous population of Ugra from participation in the anti-Nazis fight.

About the Author

E. V. Leshukova
Surgut State University, Surgut
Russian Federation


References

1. Лю Сяньчжун. Плюсы и минусы политики «коренизации» СССР в 1920-е годы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 1. С. 41–49.

2. Двенадцатый съезд Российской Коммунистической партии (большевиков). Стенографический отчет. 17–25 апреля 1923 г. М. : Красная новь. 1923. 705 с.

3. Долженко Ю. Ю. Периодизация национального образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югры // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 180–193.

4. Кирилюк Д. В. Коренизация «на бумаге»: этничность и национальное школьное образование в Самаровском районе Югры в конце 1920-х –начале 1930-х гг. // Северный регион: наука, образование, культура. 2018. № 3. С. 56–61.

5. Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера : постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета от 10.12.1930 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик : сайт. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3682.htm (дата обращения: 18.11.2023).

6. Телишев И. Год работы в остяцкой школе // Советский Север. 1932. № 5. С. 125–130.

7. Хозяйственное и культурное строительство в Остяко-Вогульском национальном округе за пятилетие и дальнейшие задачи. Доклад председателя Остяко-Вогульского Окрисполкома товарища Кошелева на объединенном юбилейном пленуме Окрисполкома и Окружкома ВКП(б) 25 февраля 1937 года // Ханты-Манси Шоп (Шой). 1937. № 32. 2 марта. С. 2.

8. Великому вождю, учителю и другу, товарищу Сталину от участников Объединенного Юбилейного пленума Окружного Исполнительного Комитета и Окружного Комитета ВКП (б) Остяко-Вогульского национального округа // Ханты-Манси Шоп (Шой). 1937. № 32. 2 марта. С. 1.

9. Алексеева Л. В. Северо-Западная Сибирь в 1917–1941 гг.: политическая, экономическая и культурная трансформация : моногр. Нижневартовск : Изд-во НВГУ. 2006. 390 с.

10. Долженко Ю. Ю. История развития национального образования коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа Югры: ханты и манси // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 4 (80). Ч. 3. С. 33–39.

11. Казакова Н. С. Государственная политика по просвещению населения Ханты-Мансийского национального округа в 1931–1941 гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2009. 22 с.

12. Фролова Н. В. Государственная политика в области историко-обществоведческого образования в школах Севера Западной Сибири в 1920–1930 годы : автореф. дис. … канд. ист. наук. Сургут, 2016. 23 с.

13. Чумак Е. Г. Становление и развитие системы образования обско-угорских народов Северо-Западной Сибири в 1920–1950-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2008. 22 с.

14. Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области» (ГИАОО). Ф. П-17. Оп. 1 Д. 3997.

15. ГИАОО. Ф. Р-347 Оп. 21 Д. 147.

16. ГИАОО. Ф. П-17. Оп. 1 Д. 3423.

17. Чумак Е. Г. Процесс становления письменности и разработки учебников на родных языках в Ханты-Мансийском округе в 20–50-е гг. ХХ века. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-stanovleniyapismennosti-i-razrabotki-uchebnikov-na-rodnyh-yazykah-v-hanty-mansiyskom-okruge-v-20-50-e-gg-hhveka (дата обращения: 18.11.2023).

18. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области" (ГБУТО ГАСПИТО). Ф. 107 Оп. 1 Д. 619.

19. Лешукова Е. В. Практика военно-оборонной работы по подготовке боевых резервов для РККА в 1941–1943 гг. на территории Ханты-Мансийского национального округа // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2023. Т. 8. № 3. С. 33–41.

20. Лешукова Е. В. Фильтрационные дела югорских солдат – участников Великой Отечественной войны как исторический источник // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2020. Т. 5. № 2. С. 82–86.


Review

For citations:


Leshukova E.V. ISSUES OF NATIONAL POLICY AND THE LEVEL OF LITERACY OF THE INDIGENOUS POPULATION OF UGRA ACCORDING TO PARTY POLITICAL DOCUMENTATION OF 1941. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(4 (56)):35-42. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2023-4-5

Views: 70


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)