Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

ПРОТИВОРЕЧИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-2-46-53

Аннотация

На основании изученного материала авторы выделяют принципы, отражающие подходы к осуществлению гражданского воспитания и характеризующие условия, которые обеспечивают эффективность данного процесса. Цель статьи – рассмотреть противоречия, закономерности и принципы гражданского воспитания образовательного процесса, определить педагогические условия и современные перспективные направления. Основными методами исследования являются сравнительный анализ исторической, социологической, политологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала. Методы исследования: теоретические (анализ, систематизация, обобщение) и эмпирические (анкетирование, тестирование).
По результатам анкетирования, позволяющего выявить установку студентов на «слепой» или «конструктивный» патриотизм, студенты разрабатывали и реализовывали проекты, направленные на развитие у них качеств, присущих «конструктивному» патриотизму, формированию социальной активности и гражданской ответственности. Использование теоретических методов указывает на противоречия и проблемы формирования гражданственности молодого поколения как одной из социально значимых государственных задач; эмпирический метод исследования позволил выявить проблемы в данном направлении с целью дальнейшей коррекции воспитательного процесса в вузах.

Об авторах

О. Ю. Муллер
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: olga_megion@mail.ru



И. А. Кудрейко
Донецкий национальный университет, Донецк
Россия

кандидат филологических наук, доцент

E-mail: i.kudreiko@donnu.ru



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 31.01.2023).

2. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 25.01.2023).

3. Федеральный проект «Патриотическое воспитание». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ projects/patriot/ (дата обращения: 20.01.2023).

4. Кудрейко И. А. Воспитательный аспект формирования профессионально значимых качеств будущих учителей словесности: сущность и ключевые положения // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12. № 6. С. 63–83.

5. Кудрейко И. А. Базовые компоненты патриотического воспитания бакалавров славянской филологии // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12. № 7. С. 125–134.

6. Ревенко Н. Л. Гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль, методика // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 5. С. 57–68.

7. Болдырев И. И. Гражданско-патриотическое воспитание: категориально-понятийный аппарат исследования // Перспективы науки. 2021. № 11 (146). С. 120–122.

8. Терентьев А. А. Ислам и проблемы национализма и патриотизма. URL: https://idmedina.ru/books/ materials/?3746 (дата обращения: 20.01.2023).

9. Sullivan, J. L., Fried, A., Dietz, M. G. Patriotism, Politics, and the Presidential Election of 1988. American Journal of Political Science. 1992; 36(1):200–234.

10. Кошкин А. В. Горизонт диалектики. СПб. : Аврора, 2020. 176 с.

11. Салехи М. З. Гражданское воспитание как форма проявления демократизации и процесса нациестроительства в России // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия. Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 258–264.

12. Николаева Т. В. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление системы воспитания // Качество профессионального образования: новые перспективы : мат-лы межрегион. науч.-практич. конф. 2021. С. 141–148.

13. Исмаилова З. К., Байбаева М. Х., Мукимов Б. Р. Общие закономерности и принципы воспитания // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 934–937.

14. Никовская Л. И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) // Вестн. Ин-та социологии. 2015. № 1. С. 139–155.

15. Пугачева Н. Б., Фролов И. В. Принципы гражданского воспитания // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10. Ч. 2. С. 142–143.

16. Макеева И. А. Научно-методический анализ практики гражданского воспитания на современном этапе: состояние, проблемы // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2018. № 3. С. 152–158.

17. Николаев М. Н. Основные факторы гражданского воспитания учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 88–90.


Рецензия

Для цитирования:


Муллер О.Ю., Кудрейко И.А. ПРОТИВОРЕЧИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Северный регион: наука, образование, культура. 2023;(2 (54)):46-53. https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-2-46-53

For citation:


Muller O.Yu., Kudreiko I.A. CONTRADICTIONS, PATTERNS AND PRINCIPLES OF CIVIC EDUCATION IN THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(2 (54)):46-53. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-2-46-53

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)