MENTORSHIP IN PROJECT-BASED ACTIVITIES AS A WAY OF CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY (THROUGH THE EXAMPLE OF SOCIALLY ORIENTED PROJECTS)
https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-2-20-29
Abstract
The purpose of the article is to characterize the ways of creation of educational environment that allows students to develop their skills in project-based activities and strengthen traditional Russian spiritual and moral values in them by the means of mentorship. The main tasks of the study were the following: to give a more exact definition to the concept of “pedagogical conditions”; to look into the mentoring experience in higher education; to analyze projects and determine perspectives for mentorship through the example of socially oriented projects; to characterize organizational and pedagogical conditions that allow developing skills in project-based activities and strengthening traditional Russian spiritual and moral values in students.
About the Author
S. M. KosenokRussian Federation
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor
E-mail: smkosenok@gmail.com
References
1. Патутина Н. А. Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании // Науковедение. 2014. Выпуск 5 (24). С. 170. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 31.03.2023).
2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
3. Шарапова И. В., Игнатович В. К. Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка // Педагогика: история, перспективы. T. 3. № 1. 2020. С. 48–58.
4. Плетнева Е. Н. Педагогические условия формирования управляемой поглощенности учебной деятельностью в школе и вузе // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 4. С. 85–87. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=2874 (дата обращения: 31.03.2023.).
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. № 4. 2016. С. 315–319.
6. Харланова Е. М. Субъектно-средовый подход как теоретико-методологическая стратегия исследования развития социальной активности будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 134–137.
7. Дубовицкая С. В., Беккер И. Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия Пензен. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 631–638.
8. Ясвин В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратов. Ун-та. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып.1. С. 80–90.
9. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19882 (дата обращения: 25.03.2023).
10. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 28.03.2023).
11. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися : Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019. № Р-145. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/02/Raspo ryazhenie-Minprosveshheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-Ob.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
12. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. URL: http://ioc.rybadm.ru/ news/nastavnik/met_rekomen.pdf (дата обращения: 28.03.2023.).
13. Путин назвал наставничество частью национального культурного кода в России. URL: https://ria.ru/20220901/nastavnichestvo-18138144 97.html (дата обращения: 25.03.2023).
14. Президент России Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника. URL: https://edu. gov.ru/press/6613/prezident-rossii-vladimir-putin-dal-start-godu-pedagoga-i-nastavnika/ (дата обращения: 31.03.2023).
15. Косенок С. М. Проектное управление в университете // Вестн. Сургут. гос. ун-та. 2022. № 3 (37). С. 16–22.
16. Косенок С. М., Безуевская В. А. Проектное управление в университете – ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 595–604.
17. Отчет о результатах самообследования. Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет». URL: https://www.surgu.ru/publish/document/reportEduDocLink/otchet_po_samoobsledovaniu_2022.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
18. Никольский В. Н., Неслуховская А. В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь. 2020. № 1. С. 135–143.
19. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502 (дата обращения: 31.03.2023).
20. Потенко Т. А., Мухина Д. В., Асатрян Г. Р. Организационно-педагогические условия формирования предпринимательских компетенций обучающихся педагогических направлений // Педагогика и просвещение. 2019. № 3. С. 16–25. URL: https://nbpublish.com/ppmag/contents_2019_3.html#30376 (дата обращения: 10.04.2023).
21. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/ (дата обращения: 10.04.2023).
Review
For citations:
Kosenok S.M. MENTORSHIP IN PROJECT-BASED ACTIVITIES AS A WAY OF CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT A UNIVERSITY (THROUGH THE EXAMPLE OF SOCIALLY ORIENTED PROJECTS). Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2023;(2 (54)):20-29. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2312-377X-2023-2-20-29