Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-6-12

Аннотация

Цель исследования – опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности формирования информационной компетентности будущих педагогов средствами когнитивной визуализации. Методы, используемые при проведении исследования: литературный обзор, опытно-экспериментальная работа, сравнение, анализ, обобщение. Основу проведенного исследования составляют ментальные карты как вид когнитивно-визуальных технологий. Представлены эмпирические данные, влияющие на эффективность формирования информационной компетентности будущих педагогов средствами когнитивной визуализации. Анализ экспериментальных данных позволяет установить приоритеты в разработке методик и технологий проведения занятий с будущими педагогами с использованием когнитивно-визуальных технологий. Эксперимент охватывал четыре пробных теста, в результате которых были установлены средние баллы, отражающие уровень подготовки студентов контрольной и экспериментальной групп к промежуточной аттестации. Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что ментальные карты в обучении студентов педагогического направления являются эффективным способом, повышающим уровень подготовки к промежуточной аттестации, и, соответственно, уровень информационной компетентности у студентов, изучающих дисциплину «Педагогика».

Об авторах

А. Р. Камалеева
Институт педагогики, психологии и социальных проблем, Казань
Россия

доктор педагогических наук, доцент
E-mail: kamaleyeva_kazan@mail.ru



О. Ю. Муллер
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: olga_megion@mail.ru



Список литературы

1. Сергеев С. Ф., Бершадский М. Е., Чоросова О. М. и др. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога : моногр. Якутск : Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2016. 337 с.

2. Камалеева А. Р. Научно-методические основы когнитивной дидактики // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 2 (36). С. 160–169.

3. Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям : моногр. М. : Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

4. Кондратенко О. А. Развивающий потенциал когнитивно-визуальных технологий в обучении студентов // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 4 (24). С. 8.

5. Ручкова Н. А., Ледовских И. А. Определение понятия «Творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестн. Костромск. гос. ун-та. 2010. № 3. С. 310–316.

6. Виноградов С. Н. Система Шаталова: очерк теории и практики. М. : Изд-во Школа Шаталова, 2019. 52 с.

7. Селеменев С. В. Инфографика в школе // Информатика и образование. 2011. № 9. С. 38–44.

8. Балашов Ю. В. Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). Москва : Буки-Веди, 2014. С. 62–65.

9. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Когнитивная теория метафоры: новые горизонты // Изв. Уральск. федер. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 1 (110). С. 6–13.

10. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Камалеева А.Р., Муллер О.Ю. КОГНИТИВНО-ВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(3 (51)):6-12. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-6-12

For citation:


Kamaleeva A.R., Muller O.Yu. COGNITIVE AND VISUAL TECHNOLOGIES AS A WAY OF DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL COMPETENCE IN STUDENTS STUDYING PEDAGOGY. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(3 (51)):6-12. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-3-6-12

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)