Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-73-79

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, актуализирующие проблему необходимости формирования олимпийской культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе в вузе. Для получения результатов были использованы: теоретический анализ и обобщение научных трудов; анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Физическая культура и спорт»; анализ результатов конкретного социологического исследования, в котором приняли участие 2838 обучающихся из 28 вузов Российской Федерации. Было выявлено, что изменения, происходящие в обществе, отражаются и на олимпийском спорте, который все в большей степени коммерциализируется и дегуманизируется под влиянием внешних условий. Это приводит к снижению его гуманистической направленности и возможностей в эффективной социализации и всестороннем развитии современной молодежи. В связи с этим актуализируется вопрос более широкой трансляции принципов и ценностей олимпизма и олимпийского движения, особенно среди подрастающего поколения. Ключевая роль в этом отводится специалистам по физической культуре и спорту, которые в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками призваны не только формировать систему знаний в области истории Олимпийских игр, Олимпийской Хартии, но и содействовать их отражению в реальном поведении молодых людей как в спорте, так в жизни. Вышесказанное возможно в случае формирования у обучающихся физкультурных направлений подготовки олимпийской культуры личности, которая будет проявляться в готовности к трансляции основополагающих ценностей и принципов олимпизма и олимпийского движения.

Об авторах

Л. И. Лубышева
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Россия

доктор педагогических наук, профессор

E-mail: fizkult@teoriya.ru



Н. В. Пешкова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

доктор педагогических наук, доцент

E-mail: peshkova_nv@surgu.ru



Список литературы

1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015. № 996-р. Доступ из СПС «КонсултантПлюс».

2. Банников А. М., Банникова Н. А. Фундаментальные принципы и ценности олимпизма и их распространение через региональные олимпийские академии // Физ. культура, спорт – наука и практика. 2016. № 1. С. 44‒51.

3. Визитей Н. Н., Манолаки В. Г. Спорт и идея олимпизма (философско-культурологический анализ проблемы) // Наука и спорт: современ. тенденции. 2013. № 1. С. 57‒68.

4. Лубышева Л. И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования. URL: http://lib.sportedu.ru /GetText.idc?TxtID=910.

5. Столяров В. И. Ценности современного олимпийского движения: идеалы и реалии // Наука в олимпийском спорте. 2014. № 3. С. 76‒82.

6. Самыгин С. И., Любецкий Н. П., Самыгин П. С. Спортивная этика и трансформация ценностей олимпийского спорта в контексте воздействия на социализацию современной российской молодежи // Гуманитар., социал.-эконом. и обществ. науки, 2016. № 6–7. С. 98‒102.

7. Олимпийская Хартия (редакция от 17.07.2020 г.). URL: https://olympic.kz/files/1600145068.pdf.

8. Баринов С. Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 8 (66). С. 7‒13.

9. Ефременков К. Н., Ефременкова И. А., Ковылин М. М. Формирование ценностных ориентаций студентов при реализации модели олимпийского образования в условиях высшего физкультурного образования // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 61‒65.

10. Григорьев О. А., Стеблецов Е. А. Олимпийское образование будущих бакалавров физической культуры // Олимпизм: истоки, традиции, современность : сб. статей Всерос. с междунар. участ. очно-заочной науч-практ. конф. Воронеж : ИПЦ «Научная книга». 2017. С. 30‒31.

11. Гонежук Г. Я., Куваева А. А., Шагуч А. А. Олимпийские ценности как содержание аксиологического воспитания будущих спортивных педагогов по физической культуре и спорту // Вестн. Майкоп. гос. технолог. ун-та. 2014. № 2. С. 79‒83.

12. Горбатых О. В., Яцынин А. И. Формирование олимпийских знаний у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на основе инфокоммуникационных технологий // Теория и практика физ. культуры. 2007. № 12. С. 30‒34.

13. Лубышева Л. И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе // Теория и практика физ. культуры. 1999. № 12. С. 23‒25.

14. Дивинская Е. В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно ориентированного подхода : моногр. Волгоград, 2012. 167 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(1 (49)):73-79. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-73-79

For citation:


Lubysheva L.I., Peshkova N.V. ON DEVELOPENT OF OLYMPIC CULTURE IN FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALISTS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(1 (49)):73-79. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-73-79

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)