ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЙ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ
https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-61-72
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена тем, что современные задачи высшего профессионального образования уже не решить пассивным освоением здоровьесберегающих компетенций средствами физического воспитания и обучения студентов под руководством преподавателей. Необходим анализ и активизация ресурсов самих студентов, поразному относящихся к проблемам здоровьесбережения, к занятиям физической культурой и спортом, к жизни в целом, обладающих разным уровнем компетенций в здоровьесбережении (от минимальных, предполагающих здоровьесберегающую активность под управлением со стороны, до самостоятельного здоровьесбережения внутри и вне образовательного процесса). Методологической основой исследования выступает деятельностно-компетентностный подход. Цель исследования – изучение стратегий активности студентов, различающихся по отношению к здоровьесбережению и занятиям физической культурой и спортом. Выделено несколько основных направлений жизненной активности студентов вузов, описаны стратегии здоровьесбережения как более или менее самостоятельной, структурированной и осознанной деятельности. Здоровьесберегающая активность человека рассматривается как совокупность упорядоченных действий и операций, синергетически нацеленных на поддержание, укрепление и восстановление физического, психического, нравственного и социального здоровья, защиту и повышение качества, благополучия и длительности его жизни. Практическая значимость и перспективы исследования связаны с разработкой интегративной модели, на основе которой могут быть созданы и реализованы результативные программы здоровьесбережения субъектов образовательных отношений, а также с разработкой рекомендаций по оптимизации и активизации физической активности студентов в контексте ценности заботы о здоровье. Сферой приложения результатов исследования является совершенствование, повышение результативности программ подготовки специалистов в высшей школе.
Об авторах
А. И. КоробченкоРоссия
кандидат исторических наук, доцент
E-mail: korobchenko-1968@mail.ru
Р. С. Лыженкова
Россия
старший преподаватель
E-mail: tina051@yandex.ru
Г. М. Голубчиков
Россия
преподаватель
E-mail: atletsport@mail.ru
М. Р. Арпентьева
Россия
доктор психологических наук, доцент, внештатный эксперт
E-mail: mariam_rav@mail.ru
Список литературы
1. Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 4 (11). С. 14–36.
2. Сейранов С. Г., Золотов М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов вузов ; Рос. гос. акад. физ. культуры. М. : РГАФК, 2004. 426 с.
3. Ridley M. Student Development (A Personal View) // Exploring the Information Ecology. Toronto, ON : ORION. November 15, 2012. P. 1. URL: http://michaelridley.ca/; https://www.orion.on.ca/newsevents/ blog/student-development-a-personal-view/ (accessed 21. 12.2021).
4. Sevinç S., Gizir C. A. Factors negatively affecting university adjustment from the views of first-year university students: the case of Mersin University // Educational Sciences: Theory & Practice. 2014. Vol. 14. № 4. P. 1301–1308. DOI 10.12738/estp. 2014.4.2081.
5. Shamionov R. M., Grigoryeva M. V., GrininaE. S. Characteristics of academic adaptation and subjective well-being in university students with chronic diseases // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. Vol. 10. № 3. Р. 816–831. DOI 10.3390/ejihpe10030059.
6. Zimmermann G. Erlebnispädagogik im christlichen Kontext // Selbstglauben / Hrsg. F. Karcher, P. Freudenberger-Lötz, G. Zimmermann. Neukirchen-Vluyn : Neukirchener-Verlag, 2017. P. 121–132.
7. Голубчикова М. Г., Коробченко А. И. Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода // Наука о человеке: гуманитар. исслед. 2019. № 2 (36). С. 125–131.
8. Голубчикова М. Г., Федотова Е. Л., Харченко С. А., Голубчиков Г. М., Арпентьева М. Р. Учебно-профессиональная самостоятельность и умение учить // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 2 (42). С. 20–40.
9. Мальков О. А., Говорухина А. А. Персонифицированное здоровьесбережение: возможности образовательной среды // Вестн. Набережночелнин. гос. пед. ун-та. 2021. № 2 (31). С. 127–130.
10. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психологическое сопровождение первокурсников. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерал. ун-та, 2022. 260 с.
11. Чередніченко А. В. Аналіз термінальних життєвих цінностей групп студентів харківських вищих навчальних закладів // Слобожанський науково-спортивний вісник. 2014. № 3. С. 116–120.
12. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни. С-Пб. : Питер Пресс, 1995. 172 с.
13. Формування здорового способу життя молодi / пiд. ред. Чуракова М. С. К. : Просвiта, 2000. 297 с.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999, 2001. 478 с.
15. Аршинова В. В., Арпентьева М. Р., Кузнецова Н. В., Новаков А. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 106–114.
Рецензия
Для цитирования:
Коробченко А.И., Лыженкова Р.С., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЙ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(1 (49)):61-72. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-61-72
For citation:
Korobchenko A.I., Lyzhenkova R.S., Golubchikov G.M., Arpenteva M.R. STUDENTS’ ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE CONTEXT OF LIFE STRATEGIES. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(1 (49)):61-72. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-61-72