Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ КО ВРЕМЕНИ

https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-39-46

Аннотация

Способность управлять своим временем является одним из важных и необходимых условий для качественной и эффективной трудовой деятельности педагогических работников. В этом плане актуальным является вопрос отношения ко времени, в котором отражаются характерологические и личностные особенности учителей. Цель исследования – выявление личностных и характерологических особенностей педагогов с временной зависимостью, свободой, инфантилизмом как феноменами отношения к времени. Выборку исследования составили 157 педагогов – учителей-предметников общеобразовательных школ городов Ханты-Мансийска, Кургана и Сочи. В исследовании применяли авторские психодиагностические разработки: шкалу «Отношение к времени», опросник «Субъективная оценка классов опасности личности», также применяли методику Леонграда – Шмишека для оценки акцентуаций характера. В качестве статистических методов использовали: первичные описательные статистики, критерий сравнения, множественный регрессионный анализ. Выявленные регрессионные модели феноменов отношения ко времени показали, что у педагогов с «временным инфантилизмом» выражено приподнятое настроение, сочетающееся с ярким его внешним выражением, а также хорошие адаптивные и общие способности, стремление к сотрудничеству, ответственность, искренность, в сочетании с непереносимостью монотонной работы. У участников исследования с «временной свободой» доминирующими характеристиками являются серьезность, ответственность, добросовестность, аккуратность, стремление к порядку и организованности, готовность к взаимопомощи, предпочтение индивидуальной работы, осознание и хорошее владение своими способностями, что может сочетаться с высокомерием, чувством статуса и власти, педантизмом. Характеристиками педагогов с временной зависимостью являются педантичность, аккуратность, пунктуальность, внимательность к деталям и мелочам, самодисциплина в сочетании с независимостью, избирательностью в общении, предпочтением индивидуальной работы и принятия решений, ориентацией на исполнение конкретных поручений, но без проявления инициативы, а также заботой о своей общественной репутации, хорошим осознанием социальных требований.

Об авторах

С. В. Духновский
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Россия

доктор психологических наук, профессор

E-mail: dukhnovskysv@mail.ru



В. А. Мищенко
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Россия

доктор педагогических наук, профессор

E-mail: vam7405@mail.ru



А. В. Миронов
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск
Россия

кандидат психологических наук, доцент

E-mail: milan109@yandex.ru



Список литературы

1. Духновский С. В., Мищенко В. А., Миронов А. В. Отношение ко времени как индикатор профессионально-психологического благополучия научно-педагогических работников // Кадровик. 2022. № 1.

2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 304 с.

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев. : Наукова Думка, 1984. 207 с.

4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб. : Речь, 2010. 352 с.

5. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М. : Наука, 1988. С. 216–230.

6. Нестерова С. Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. С. 159–169.

7. Горькая Ж. В. Социокультурный анализ психологии восприятия времени // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2014. № 9. С.245–250.

8. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А. Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 3. С.17–23.

9. Печерская С. А. Психологическое время как психологический аспект здоровья личности // Вестн. ун-та. 2014. № 21. С. 292–297.

10. Нестик Т. А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен // Изв. Иркутск. гос. ун-та. Сер. Психология. 2015. Т. 14. С. 10–30.

11. Забелина Е. В. Время в восприятии современной молодежи: отражение культуры постмодернизма // Гуманитар. науки. 2018. № 4. С. 17–23.

12. Кузьмина О. В. Методика диагностики личностных дезорганизаторов времени // Психолог. исслед. 2011. № 6.

13. Духновский С. В. Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 4 (21). С. 59–66.

14. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики личностных свойств. СПб., 2003. 49 с.

15. Духновский С. В. Психологическая надежность и кадровая безопасность (на примере государственной гражданской и муниципальной службы) : моногр. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2018. 314 с.


Рецензия

Для цитирования:


Духновский С.В., Мищенко В.А., Миронов А.В. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ КО ВРЕМЕНИ. Северный регион: наука, образование, культура. 2022;(1 (49)):39-46. https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-39-46

For citation:


Dukhnovskii S.V., Mishchenko V.A., Mironov A.V. PERSONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS OF MATURE AGE WITH DIFFERENT ATTITUDES TO TIME. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2022;(1 (49)):39-46. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-39-46

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)