Перейти к:
Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью поиска эффективных средств и методов формирования здоровья подрастающего поколения коренных народов Югры. Особенно важно решение данного вопроса в условиях средних общеобразовательных школ с интернатным проживанием детей в течение учебного года.
Цель исследования – оценить показатели физического развития, функционального и психоэмоционального состояния детей подросткового возраста из семей хантов, проживающих в течение учебного года в интернате при средней общеобразовательной школе; выделить факторы, которые могут негативно влиять на состояние здоровья воспитанников, а также организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа- интернат». В процессе работы выявлялись антропометрические и физиометрические показатели подростков 13–16 лет, проводилось тестирование психоэмоционального состояния (применялись АПК «Нейрософт»: Спиро-Спектр, НС-психотест эксперт). Анализ полученных результатов позволил сделать заключение о необходимости разработки Программ, ориентированных на создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», обеспечивающего сохранение высокого уровня физического и психического здоровья детей, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Ключевые слова
Для цитирования:
Пешкова Н.В., Викулов Е.А., Худи К.Ф. Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):77-84. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7
For citation:
Peshkova N.V., Vikulov E.A., Khudi K.F. Health formation improvement by physical education in children from Khanty families. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье детей является одним из основных приоритетов политики нашей страны. От состояния подрастающего поколения зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения. Именно в детском возрасте формируются физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. В связи с этим важно создать благоприятную среду для роста и развития каждого ребенка независимо от места его проживания [1].
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра относится к регионам с экстремальными климатогеографическими условиями, что, в свою очередь, существенным образом влияет на состояние здоровья человека, его психическое и физическое развитие [2]. В то же время ученые отмечают, что в популяции народов Севера, которые исторически проживают на данной территории, а именно ханты и манси, в процессе эволюции и естественного отбора генных комплексов сформированы различные фенотипические особенности, которые позволили успешно к ним адаптироваться [3][4].
Однако в последнее время отмечается с одной стороны снижение численности коренного населения, проживающего в ХМАО-Югре, с другой – увеличение заболеваемости детей и подростков, в том числе обусловленное изменяющимися условиями традиционного быта, урбанизацией и экологией, а также другими факторами.
В частности, необходимо обозначить, что многие дети-школьники из семей хантов, чьи родители ведут традиционный образ жизни на стойбищах и не имеют возможности ежедневного подвоза детей к месту учебы, живут в интернатах при средних общеобразовательных школах в отрыве от семьи и традиционного уклада жизни, что также может сказываться на их психологическом и физическом состоянии.
В связи с этим возрастает необходимость создания единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», в котором будут созданы условия, обеспечивающее гармоничное развитие воспитанников, формирование у подрастающего поколения коренных народов Югры ценностного отношения к здоровью, а также психофизической готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности (достаточный уровень физической подготовленности, стрессоустойчивость в отношении стрессогенных факторов социальной и природной среды и др.).
Для решения обозначенной задачи важно, в том числе, повысить эффективность физического воспитания, которая во многом зависит от того, насколько точно с позиции индивидуальных и групповых особенностей подбираются средства и методы воздействия. Качественно организованный процесс учебной и внеучебной работы по физической культуре позволяет улучшать физиологические резервы организма детей, снижать негативное воздействие экстремальных климатических условий и техногенных факторов, может рассматриваться как средство психоэмоциональной разгрузки [5].
В связи с обозначенным в исследовании проведена оценка показателей физического развития, функционального и психоэмоционального состояния детей подросткового возраста из семей хантов, проживающих в течение учебного года в интернате при средней общеобразовательной школе (далее – СОШ); представлены факторы, которые могут негативно влиять на состояние здоровья воспитанников, а также организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Данные, представленные в статье, получены в рамках комплексного научного исследования, проводимого Институтом профессионального образования коренных народов Югры при Сургутском государственном университете. Были обследованы дети из семей хантов 13–16 лет, обучающиеся в 6–10-х классах МБОУ «Русскинская СОШ», МБОУ «Угутская СОШ», МБОУ «Ляминская СОШ» Сургутского района (всего 106 человек; юноши 13–14 лет (далее – Ю13–14) – 34 чел.; девушки 13–14 лет (далее – Д13–14) – 37 чел.; юноши 15–16 лет (далее – Ю15–16) – 20 чел.; девушки 15–16 лет (далее – Д15–16) ‒ 15 чел., проживающие в течение учебного года в интернатах при СОШ.
Для оценки физического развития и функционального состояния подростков измерялись показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия, жизненная емкость легких (Спиро-Спектр, ООО «Нейрософт»); высчитывались индексы массы тела, Пинье, Вервека – Воронцова, жизненный индекс.
Для оценки психоэмоционального состояния воспитанников использовался цветовой тест Люшера (онлайн-тестирование НС-психотест эксперт ООО «Нейрософт»); методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, авторы Л. А. Кургунский, Т. А. Немчинов [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Физическое развитие детей является одним из основных показателей состояния здоровья. Своевременное проводимое динамическое наблюдение за физическим развитием растущего организма необходимо для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития и является важным диагностическим критерием. Полученные в ходе обследования показатели, характеризующие физическое развитие подростков представлены в табл. 1, 2.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что показатели девушек в отдельных возрастных группах существенно не отличаются, тогда как у юношей наблюдается существенный рост среднегрупповых значений длины и массы тела на 8,8 см и 4,6 кг соответственно. Аналогичная тенденция наблюдается и в динамометрии, где показатели группы Ю15–16 отличаются от Ю13–14 на 7 кг, тогда как у девушек прирос значений составил только 1 кг.
Оценка состояния физического развития подростков из семей хантов также проводилась посредством индексов физического развития (табл. 2).
Среднегрупповые показатели индекса массы тела как у девушек, так и у юношей соответствуют нормативным значениям [7].
Индекс Пинье характеризует крепость телосложения. Он объективно оценивает не только пропорциональность, но и тип телосложения обследуемых. Согласно индексу Пинье, в группе Д13–14 преобладает слабое и очень слабое телосложение – 62,1 %, тогда как у девушек 15–16 лет у 25,0 % зафиксировано очень крепкое телосложение наряду с таким же процентом слабого. У юношей как в группе Ю13–14, так и Ю15–16 преобладают крепкое и слабое телосложение 50,0 и 23,5, 35,0 и 40,0 % соответственно.
Для характеристики направленности ростовых процессов и типа телосложения использовался индекс «стении» Вервека – Воронцова (рис. 1).
Определение превалирующей направленности роста тела с помощью индекса «стении» Вервека – Воронцова выявило гармоничное соотношение линейных и поперечных процессов роста у большинства девушек и юношей в группах, что соответствует мезоморфии. Преобладание процессов поперечного роста зафиксировано в большей степени у девушек группы Д15–16, при этом наибольший процент школьников с выраженной брахиморфией представлен в группе Ю13–14.
Распределение индивидуальных значений жизненного индекса подростков по уровням представлено на рис. 2.
Жизненная емкость легких является комплексным показателем, характеризующим не только физическое развитие, но и максимальную площадь дыхательной поверхности легких, обеспечивающих газообмен и указывающей на аэробные возможности системы внешнего дыхания, жизненный индекс является отражением синергизма между развитием дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата [9]. У значительной доли обследованных детей жизненный индекс соответствует низкому и ниже среднего уровням, что свидетельствует о рассогласованном развитии дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата. Высокий уровень развития жизненного индекса представлен практически у 1/5 подростков в группах Ю15–16 – 20,0 %, Д13–14 – 18,9 %.
Психоэмоциональное состояние воспитанников может существенно влиять не только на самочувствие, но и на умственную и физическую работоспособность детей, эффективность их учебной деятельности. К сожалению, согласно результатам, полученным посредством цветового теста Люшера, у большинства подростков всех возрастных групп выявлено наличие проявлений стрессового состояния (рис. 3).
Только у небольшой группы подростков-юношей, а именно 5,5 % у Ю13–14 и 11,7 % у Ю15–16, не было констатировано проявлений стрессового характера. К сожалению, у девушек по сравнению с юношами отмечается более высокий уровень напряженности и несколько сниженный уровень эмоционального тонуса (рис. 4, 5).
Таблица 1
Показатели, характеризующие физическое развитие детей подросткового возраста
Группа | Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) | Динамометрия ведущая рука (кг) | ||||||||
M ± m | Min | Max | M ± m | Min | Max | M ± m | Min | Max | M ± m | Min | Max | |
Д 13–14 | 152,3 ± 0,91 | 140 | 168 | 45,71 ± 1,54 | 35 | 75 | 80,36 ± 1,09 | 70 | 100 | 18,23 ± 0,77 | 9 | 30,38 |
Д 15–16 | 151,3 ± 0,99 | 144 | 158 | 47,29 ± 1,78 | 39 | 60,55 | 83,53 ± 1,38 | 74 | 94 | 19,61 ± 1,22 | 13 | 29,9 |
Ю 13–14 | 153,2 ± 1,24 | 139 | 175,5 | 46,46 ± 1,84 | 33,7 | 73,5 | 77,38 ± 1,5 | 68 | 100 | 22,22 ± 0,91 | 11,16 | 34,02 |
Ю 15–16 | 162 ± 1,21 | 154 | 173,5 | 51,1 ± 2,41 | 33,5 | 85 | 80,52 ± 1,83 | 66 | 103 | 29,56 ± 1,56 | 15 | 42 |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 2
Показатели индексов физического развития детей подросткового возраста (M ± m)
Наименование показателя | Группа | |||
Д13–14 | Д15–16 | М13–14 | М15–16 | |
Индекс массы тела | 19,63 ± 0,56 | 20,66 ± 0,78 | 19,7 ± 0,65 | 19,40 ± 0,78 |
Индекс Пинье | 26,26 ± 2,29 | 20,51 ± 3,06 | 29,35 ± 2,88 | 30,36 ± 3,65 |
Индекс Вервека – Воронцова | 0,9 ± 0,02 | 0,86 ± 0,02 | 0,92 ± 0,02 | 0,9 ± 0,03 |
Жизненный индекс | 59,54 ± 2,53 | 49,72 ± 3,14 | 66,37 ± 13,32 | 64,35 ± 5,1 |
Примечание: составлено авторами.
Рис. 1. Распределение подростков по типу телосложения на основании индекса Вервека – Воронцова (в %)
Примечание: составлено авторами.
Рис. 2. Процентное распределение уровней показателя жизненного индекса подростков
Примечание: составлено авторами по Р. И. Айзман [8].
Рис. 3. Процентное распределение результатов цветового теста Люшера
Примечание: составлено авторами.
Рис. 4. Результаты тестирования по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (девушки)
Примечание: составлено авторами.
Рис. 5. Результаты тестирования по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (юноши)
Примечание: составлено авторами.
На основании результатов комплексного исследования физического развития, функционального и психоэмоционального состояния подростков, проведенных педагогических наблюдений можно сделать заключение, что необходимо:
1) оптимизировать школьно-средовые условия, позволяющие повысить объем двигательной активности школьников;
2) повышать уровень компетенций воспитателей и учителей в вопросах реализации здоровьеформирующих технологий в учебной и внеучебной деятельности;
3) расширять возможности для организации самостоятельной физической активности школьников, в том числе с использованием современных фиджитал-технологий;
4) систематизировать работу образовательных учреждений в вопросах сохранения культурного наследия коренных народов Югры в различных видах деятельности.
Обозначенное выше позволит снизить негативное воздействие факторов, которые могут оказывать влияние на состояние здоровья детей из семей хантов, проживающих в интернатах при СОШ, а именно:
– сниженный объем двигательной активности;
– недостаточность мероприятий по профилактике нарушений зрения, осанки, плоскостопия; по закаливанию с целью противодействия простудным заболеваниям; по повышению осведомленности детей в отношении вредных привычек (курение, питание фастфудом и др.);
– психоэмоциональный дискомфорт, связанный с разлукой с родителями;
– ограничения в отношении досуговой деятельности во внеучебное время;
‒ средовые условия проживания детей.
При выделении организационно-педагогических условий, позволяющих обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», считаем целесообразным обозначить: ОПУ-организации, ОПУ-обеспечения и ОПУ-коммуникации.
ОПУ-организации представляют собой совокупность условий, созданных в образовательном учреждении, для осуществления интегративной здоровьесберегающей деятельности всех субъектов, участвующих в данном процессе.
К ОПУ-организации можно отнести:
– разработку локальных документов, определяющих основы организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;
– сопровождение и оказание методической помощи учителям и воспитателям;
– совместную разработку индивидуальными и групповыми субъектами управления основных направлений здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, проведение здоровьеформирующих мероприятий;
– организацию интегративного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на интересы и потребности школьников, обеспечение возможности для улучшения показателей здоровья в учебной и внеучебной деятельности;
– разработку и реализацию «инструментов» морального и материального стимулирования организаторов и участников здоровьеформирующих мероприятий в образовательном учреждении.
ОПУ-обеспечения включают комплекс условий, сопровождающих подготовку и непосредственное привлечение школьников к участию в мероприятиях, ориентированных на формирование здорового образа жизни, психофизической готовности к последующему профессиональному обучению.
К ОПУ-обеспечения относятся:
– развитие школьного самоуправления в области физкультурно-спортивной деятельности;
– расширение возможности участия школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами;
– всестороннее изучение и применение этнокультурных традиционных средств и методов физического воспитания хантов [10].
ОПУ-коммуникации обусловлены современными требованиями к организации непосредственного взаимодействия в системах «учитель – школьник», «воспитатель – воспитанник», «школьник – школьник», «учитель – родитель».
К ОПУ-коммуникации относятся:
– применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания, стимулирующих развитие коммуникативных навыков, способности к взаимодействию, личностной рефлексии школьников, в том числе связанной со здоровьем;
– всестороннее и актуальное информационное обеспечение здоровьеформирования в рамках учебного и внеучебного процессов как непосредственно для школьников, так и педагогических работников и родителей воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в процессе проведенного исследования результаты свидетельствуют о том, что показатели физического развития подростков из семей хантов имеют свои особенности, которые необходимо учитывать как при оценке состояния организма, так и при подборе средств и методов воздействия в процессе физического воспитания.
Также выявлено, что психоэмоциональное состояние подростков требует коррекции, которая возможна средствами физкультурно-оздоровительной деятельности за счет выделения в процессе физической активности эндорфинов, снижения стресса и тревожности, улучшения сна.
Выделенные организационно-педагогические условия могут стать основной для разработки программ, ориентированных на создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», обеспечивающего сохранение высокого уровня физического и психического здоровья детей, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Шабунова А. А. Здоровье детей – дело общее (по результатам мониторинга здоровья детей) // Экономические и социальные перемены в регионе. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 16. С. 52–62.
2. Койносов А. П. Закономерности возрастного морфофункционального развития детей на Севере при различных режимах двигательной активности : дис. … д-ра мед. наук. Курган, 2009. 302 с.
3. Литовченко О. Г., Ишбулатова М. С. Физическое развитие детей 9–11 лет – уроженцев Среднего Приобья // Экология человека. 2015. № 6. С. 20−23.
4. Байтрак О. А., Мещеряков В. В., Тепляков А. А. Особенности показателей физического развития детей этнических хантов // Вестник СурГУ. Медицина. 2021. № 1. С. 31–35. https://doi. org/10.34822/2304-9448-2021-1-31-35.
5. Вишневский В. А., Апокин В. В., Сердюков Д. В. и др. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза. М. : Науч.- изд. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. 347 с.
6. Барканова О. В. Методика диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск : Литера-принт, 2009. Вып. 2. 237 с.
7. Щербакова М. А. Физическое развитие детей и подростков: методические рекомендации. Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. 56 c.
8. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. и др. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса. М. : Юрайт, 2025. 207 с.
9. Ефимова Н. В., Мыльникова И. В Характеристика физического развития детей Ямало-Ненецкого автономного округа // Экология человека. 2017. № 4. С. 20–25.
10. Красильников В. П. Национальное физическое воспитание хантов: традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 55–58.
Об авторах
Н. В. ПешковаРоссия
доктор педагогических наук, доцент
Е. А. Викулов
Россия
старший преподаватель
К. Ф. Худи
Россия
магистрант
Рецензия
Для цитирования:
Пешкова Н.В., Викулов Е.А., Худи К.Ф. Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):77-84. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7
For citation:
Peshkova N.V., Vikulov E.A., Khudi K.F. Health formation improvement by physical education in children from Khanty families. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7