Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью поиска эффективных средств и методов формирования здоровья подрастающего поколения коренных народов Югры. Особенно важно решение данного вопроса в условиях средних общеобразовательных школ с интернатным проживанием детей в течение учебного года.
Цель исследования – оценить показатели физического развития, функционального и психоэмоционального состояния детей подросткового возраста из семей хантов, проживающих в течение учебного года в интернате при средней общеобразовательной школе; выделить факторы, которые могут негативно влиять на состояние здоровья воспитанников, а также организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа- интернат». В процессе работы выявлялись антропометрические и физиометрические показатели подростков 13–16 лет, проводилось тестирование психоэмоционального состояния (применялись АПК «Нейрософт»: Спиро-Спектр, НС-психотест эксперт). Анализ полученных результатов позволил сделать заключение о необходимости разработки Программ, ориентированных на создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», обеспечивающего сохранение высокого уровня физического и психического здоровья детей, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Для цитирования:


Пешкова Н.В., Викулов Е.А., Худи К.Ф. Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):77-84. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7

For citation:


Peshkova N.V., Vikulov E.A., Khudi K.F. Health formation improvement by physical education in children from Khanty families. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье детей является одним из основных приоритетов политики нашей страны. От состояния подрастающего поколения зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения. Именно в детском возрасте формируются физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. В связи с этим важно создать благоприятную среду для роста и развития каждого ребенка независимо от места его проживания [1].

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра относится к регионам с экстремальными климатогеографическими условиями, что, в свою очередь, существенным образом влияет на состояние здоровья человека, его психическое и физическое развитие [2]. В то же время ученые отмечают, что в популяции народов Севера, которые исторически проживают на данной территории, а именно ханты и манси, в процессе эволюции и естественного отбора генных комплексов сформированы различные фенотипические особенности, которые позволили успешно к ним адаптироваться [3][4].

Однако в последнее время отмечается с одной стороны снижение численности коренного населения, проживающего в ХМАО-Югре, с другой – увеличение заболеваемости детей и подростков, в том числе обусловленное изменяющимися условиями традиционного быта, урбанизацией и экологией, а также другими факторами.

В частности, необходимо обозначить, что многие дети-школьники из семей хантов, чьи родители ведут традиционный образ жизни на стойбищах и не имеют возможности ежедневного подвоза детей к месту учебы, живут в интернатах при средних общеобразовательных школах в отрыве от семьи и традиционного уклада жизни, что также может сказываться на их психологическом и физическом состоянии.

В связи с этим возрастает необходимость создания единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», в котором будут созданы условия, обеспечивающее гармоничное развитие воспитанников, формирование у подрастающего поколения коренных народов Югры ценностного отношения к здоровью, а также психофизической готовности к осуществлению будущей профессиональной деятельности (достаточный уровень физической подготовленности, стрессоустойчивость в отношении стрессогенных факторов социальной и природной среды и др.).

Для решения обозначенной задачи важно, в том числе, повысить эффективность физического воспитания, которая во многом зависит от того, насколько точно с позиции индивидуальных и групповых особенностей подбираются средства и методы воздействия. Качественно организованный процесс учебной и внеучебной работы по физической культуре позволяет улучшать физиологические резервы организма детей, снижать негативное воздействие экстремальных климатических условий и техногенных факторов, может рассматриваться как средство психоэмоциональной разгрузки [5].

В связи с обозначенным в исследовании проведена оценка показателей физического развития, функционального и психоэмоционального состояния детей подросткового возраста из семей хантов, проживающих в течение учебного года в интернате при средней общеобразовательной школе (далее – СОШ); представлены факторы, которые могут негативно влиять на состояние здоровья воспитанников, а также организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Данные, представленные в статье, получены в рамках комплексного научного исследования, проводимого Институтом профессионального образования коренных народов Югры при Сургутском государственном университете. Были обследованы дети из семей хантов 13–16 лет, обучающиеся в 6–10-х классах МБОУ «Русскинская СОШ», МБОУ «Угутская СОШ», МБОУ «Ляминская СОШ» Сургутского района (всего 106 человек; юноши 13–14 лет (далее – Ю13–14) – 34 чел.; девушки 13–14 лет (далее – Д13–14) – 37 чел.; юноши 15–16 лет (далее – Ю15–16) – 20 чел.; девушки 15–16 лет (далее – Д15–16) ‒ 15 чел., проживающие в течение учебного года в интернатах при СОШ.

Для оценки физического развития и функционального состояния подростков измерялись показатели: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, динамометрия, жизненная емкость легких (Спиро-Спектр, ООО «Нейрософт»); высчитывались индексы массы тела, Пинье, Вервека – Воронцова, жизненный индекс.

Для оценки психоэмоционального состояния воспитанников использовался цветовой тест Люшера (онлайн-тестирование НС-психотест эксперт ООО «Нейрософт»); методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, авторы Л. А. Кургунский, Т. А. Немчинов [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Физическое развитие детей является одним из основных показателей состояния здоровья. Своевременное проводимое динамическое наблюдение за физическим развитием растущего организма необходимо для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития и является важным диагностическим критерием. Полученные в ходе обследования показатели, характеризующие физическое развитие подростков представлены в табл. 1, 2.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что показатели девушек в отдельных возрастных группах существенно не отличаются, тогда как у юношей наблюдается существенный рост среднегрупповых значений длины и массы тела на 8,8 см и 4,6 кг соответственно. Аналогичная тенденция наблюдается и в динамометрии, где показатели группы Ю15–16 отличаются от Ю13–14 на 7 кг, тогда как у девушек прирос значений составил только 1 кг.

Оценка состояния физического развития подростков из семей хантов также проводилась посредством индексов физического развития (табл. 2).

Среднегрупповые показатели индекса массы тела как у девушек, так и у юношей соответствуют нормативным значениям [7].

Индекс Пинье характеризует крепость телосложения. Он объективно оценивает не только пропорциональность, но и тип телосложения обследуемых. Согласно индексу Пинье, в группе Д13–14 преобладает слабое и очень слабое телосложение – 62,1 %, тогда как у девушек 15–16 лет у 25,0 % зафиксировано очень крепкое телосложение наряду с таким же процентом слабого. У юношей как в группе Ю13–14, так и Ю15–16 преобладают крепкое и слабое телосложение 50,0 и 23,5, 35,0 и 40,0 % соответственно.

Для характеристики направленности ростовых процессов и типа телосложения использовался индекс «стении» Вервека – Воронцова (рис. 1).

Определение превалирующей направленности роста тела с помощью индекса «стении» Вервека – Воронцова выявило гармоничное соотношение линейных и поперечных процессов роста у большинства девушек и юношей в группах, что соответствует мезоморфии. Преобладание процессов поперечного роста зафиксировано в большей степени у девушек группы Д15–16, при этом наибольший процент школьников с выраженной брахиморфией представлен в группе Ю13–14.

Распределение индивидуальных значений жизненного индекса подростков по уровням представлено на рис. 2.

Жизненная емкость легких является комплексным показателем, характеризующим не только физическое развитие, но и максимальную площадь дыхательной поверхности легких, обеспечивающих газообмен и указывающей на аэробные возможности системы внешнего дыхания, жизненный индекс является отражением синергизма между развитием дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата [9]. У значительной доли обследованных детей жизненный индекс соответствует низкому и ниже среднего уровням, что свидетельствует о рассогласованном развитии дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата. Высокий уровень развития жизненного индекса представлен практически у 1/5 подростков в группах Ю15–16 – 20,0 %, Д13–14 – 18,9 %.

Психоэмоциональное состояние воспитанников может существенно влиять не только на самочувствие, но и на умственную и физическую работоспособность детей, эффективность их учебной деятельности. К сожалению, согласно результатам, полученным посредством цветового теста Люшера, у большинства подростков всех возрастных групп выявлено наличие проявлений стрессового состояния (рис. 3).

Только у небольшой группы подростков-юношей, а именно 5,5 % у Ю13–14 и 11,7 % у Ю15–16, не было констатировано проявлений стрессового характера. К сожалению, у девушек по сравнению с юношами отмечается более высокий уровень напряженности и несколько сниженный уровень эмоционального тонуса (рис. 4, 5).

Таблица 1

Показатели, характеризующие физическое развитие детей подросткового возраста

Группа

Длина тела (см)

Масса тела (кг)

Окружность грудной клетки (см)

Динамометрия ведущая рука (кг)

M ± m

Min

Max

M ± m

Min

Max

M ± m

Min

Max

M ± m

Min

Max

Д

13–14

152,3 ± 0,91

140

168

45,71 ± 1,54

35

75

80,36 ± 1,09

70

100

18,23 ± 0,77

9

30,38

Д

15–16

151,3 ± 0,99

144

158

47,29 ± 1,78

39

60,55

83,53 ± 1,38

74

94

19,61 ± 1,22

13

29,9

Ю

13–14

153,2 ± 1,24

139

175,5

46,46 ± 1,84

33,7

73,5

77,38 ± 1,5

68

100

22,22 ± 0,91

11,16

34,02

Ю

15–16

162 ± 1,21

154

173,5

51,1 ± 2,41

33,5

85

80,52 ± 1,83

66

103

29,56 ± 1,56

15

42

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Показатели индексов физического развития детей подросткового возраста (M ± m)

Наименование показателя

Группа

Д13–14

Д15–16

М13–14

М15–16

Индекс массы тела

19,63 ± 0,56

20,66 ± 0,78

19,7 ± 0,65

19,40 ± 0,78

Индекс Пинье

26,26 ± 2,29

20,51 ± 3,06

29,35 ± 2,88

30,36 ± 3,65

Индекс Вервека – Воронцова

0,9 ± 0,02

0,86 ± 0,02

0,92 ± 0,02

0,9 ± 0,03

Жизненный индекс

59,54 ± 2,53

49,72 ± 3,14

66,37 ± 13,32

64,35 ± 5,1

Примечание: составлено авторами.

Рис. 1. Распределение подростков по типу телосложения на основании индекса Вервека – Воронцова (в %)

Примечание: составлено авторами.

Рис. 2. Процентное распределение уровней показателя жизненного индекса подростков

Примечание: составлено авторами по Р. И. Айзман [8].

Рис. 3. Процентное распределение результатов цветового теста Люшера

Примечание: составлено авторами.

Рис. 4. Результаты тестирования по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (девушки)

Примечание: составлено авторами.

Рис. 5. Результаты тестирования по методике оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (юноши)

Примечание: составлено авторами.

На основании результатов комплексного исследования физического развития, функционального и психоэмоционального состояния подростков, проведенных педагогических наблюдений можно сделать заключение, что необходимо:

1) оптимизировать школьно-средовые условия, позволяющие повысить объем двигательной активности школьников;

2) повышать уровень компетенций воспитателей и учителей в вопросах реализации здоровьеформирующих технологий в учебной и внеучебной деятельности;

3) расширять возможности для организации самостоятельной физической активности школьников, в том числе с использованием современных фиджитал-технологий;

4) систематизировать работу образовательных учреждений в вопросах сохранения культурного наследия коренных народов Югры в различных видах деятельности.

Обозначенное выше позволит снизить негативное воздействие факторов, которые могут оказывать влияние на состояние здоровья детей из семей хантов, проживающих в интернатах при СОШ, а именно:

– сниженный объем двигательной активности;

– недостаточность мероприятий по профилактике нарушений зрения, осанки, плоскостопия; по закаливанию с целью противодействия простудным заболеваниям; по повышению осведомленности детей в отношении вредных привычек (курение, питание фастфудом и др.);

– психоэмоциональный дискомфорт, связанный с разлукой с родителями;

– ограничения в отношении досуговой деятельности во внеучебное время;

‒ средовые условия проживания детей.

При выделении организационно-педагогических условий, позволяющих обеспечить создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», считаем целесообразным обозначить: ОПУ-организации, ОПУ-обеспечения и ОПУ-коммуникации.

ОПУ-организации представляют собой совокупность условий, созданных в образовательном учреждении, для осуществления интегративной здоровьесберегающей деятельности всех субъектов, участвующих в данном процессе.

К ОПУ-организации можно отнести:

– разработку локальных документов, определяющих основы организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;

– сопровождение и оказание методической помощи учителям и воспитателям;

– совместную разработку индивидуальными и групповыми субъектами управления основных направлений здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, проведение здоровьеформирующих мероприятий;

– организацию интегративного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на интересы и потребности школьников, обеспечение возможности для улучшения показателей здоровья в учебной и внеучебной деятельности;

– разработку и реализацию «инструментов» морального и материального стимулирования организаторов и участников здоровьеформирующих мероприятий в образовательном учреждении.

ОПУ-обеспечения включают комплекс условий, сопровождающих подготовку и непосредственное привлечение школьников к участию в мероприятиях, ориентированных на формирование здорового образа жизни, психофизической готовности к последующему профессиональному обучению.

К ОПУ-обеспечения относятся:

– развитие школьного самоуправления в области физкультурно-спортивной деятельности;

– расширение возможности участия школьников в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами;

– всестороннее изучение и применение этнокультурных традиционных средств и методов физического воспитания хантов [10].

ОПУ-коммуникации обусловлены современными требованиями к организации непосредственного взаимодействия в системах «учитель – школьник», «воспитатель – воспитанник», «школьник – школьник», «учитель – родитель».

К ОПУ-коммуникации относятся:

– применение активных и интерактивных методов обучения и воспитания, стимулирующих развитие коммуникативных навыков, способности к взаимодействию, личностной рефлексии школьников, в том числе связанной со здоровьем;

– всестороннее и актуальное информационное обеспечение здоровьеформирования в рамках учебного и внеучебного процессов как непосредственно для школьников, так и педагогических работников и родителей воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные в процессе проведенного исследования результаты свидетельствуют о том, что показатели физического развития подростков из семей хантов имеют свои особенности, которые необходимо учитывать как при оценке состояния организма, так и при подборе средств и методов воздействия в процессе физического воспитания.

Также выявлено, что психоэмоциональное состояние подростков требует коррекции, которая возможна средствами физкультурно-оздоровительной деятельности за счет выделения в процессе физической активности эндорфинов, снижения стресса и тревожности, улучшения сна.

Выделенные организационно-педагогические условия могут стать основной для разработки программ, ориентированных на создание единого здоровьеформирующего пространства «школа-интернат», обеспечивающего сохранение высокого уровня физического и психического здоровья детей, формирования у них ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Шабунова А. А. Здоровье детей – дело общее (по результатам мониторинга здоровья детей) // Экономические и социальные перемены в регионе. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 16. С. 52–62.

2. Койносов А. П. Закономерности возрастного морфофункционального развития детей на Севере при различных режимах двигательной активности : дис. … д-ра мед. наук. Курган, 2009. 302 с.

3. Литовченко О. Г., Ишбулатова М. С. Физическое развитие детей 9–11 лет – уроженцев Среднего Приобья // Экология человека. 2015. № 6. С. 20−23.

4. Байтрак О. А., Мещеряков В. В., Тепляков А. А. Особенности показателей физического развития детей этнических хантов // Вестник СурГУ. Медицина. 2021. № 1. С. 31–35. https://doi. org/10.34822/2304-9448-2021-1-31-35.

5. Вишневский В. А., Апокин В. В., Сердюков Д. В. и др. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза. М. : Науч.- изд. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. 347 с.

6. Барканова О. В. Методика диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск : Литера-принт, 2009. Вып. 2. 237 с.

7. Щербакова М. А. Физическое развитие детей и подростков: методические рекомендации. Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2017. 56 c.

8. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. и др. Комплексная оценка здоровья участников образовательного процесса. М. : Юрайт, 2025. 207 с.

9. Ефимова Н. В., Мыльникова И. В Характеристика физического развития детей Ямало-Ненецкого автономного округа // Экология человека. 2017. № 4. С. 20–25.

10. Красильников В. П. Национальное физическое воспитание хантов: традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 55–58.


Об авторах

Н. В. Пешкова
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

доктор педагогических наук, доцент



Е. А. Викулов
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

старший преподаватель



К. Ф. Худи
Сургутский государственный университет, Сургут
Россия

магистрант



Рецензия

Для цитирования:


Пешкова Н.В., Викулов Е.А., Худи К.Ф. Актуализация здоровьеформирования детей из семей хантов средствами физического воспитания. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):77-84. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7

For citation:


Peshkova N.V., Vikulov E.A., Khudi K.F. Health formation improvement by physical education in children from Khanty families. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-7

Просмотров: 58


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)