Preview

Северный регион: наука, образование, культура

Расширенный поиск

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера

https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-5

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Статья посвящена исследованию запросов на физическую активность среди школьников, представляющих коренные малочисленные народы Севера, которые обучаются и проживают в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение учебного года. Основная цель исследования заключается в выявлении потребностей обучающихся в физической активности в рамках внеурочной деятельности. В основе статьи лежат социологические данные (n = 241), собранные в 2023 году среди учащихся из коренных малочисленных народов Севера. Анализ ответов респондентов, контент-анализ и статистическая информация об образовательных учреждениях о программах внеурочной деятельности позволили сделать вывод о том, что в школах-интернатах удовлетворяются потребности воспитанников в физической активности. Содержимое действующих программ внеурочной деятельности, помимо эстетических, познавательных и духовных аспектов, включает физкультурно-спортивное направление, которое пользуется популярностью среди школьников всех групп. Спортивные установки в общеобразовательных учреждениях отражают общероссийский тренд на популяризацию физической активности среди населения. На примере нескольких школ-интернатов (Полноватская, Казымская, Угутская) рассматривается системный подход к вовлечению школьников в спортивную среду, особенно в соревнования по северному многоборью. Также выявлены потребности учащихся в создании современной спортивной инфраструктуры (на примере Угутской СОШ) для удовлетворения их двигательных запросов. Поскольку данное исследование запросов на физическую активность основано на субъективном восприятии самих обучающихся школ-интернатов автономного округа и проводится впервые, оно может быть полезным для руководителей образовательных учреждений и педагогов, занимающихся физическим развитием.

Для цитирования:


Ткачук Н.В. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):60-68. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-5

For citation:


Tkachuk N.V. Monitoring extracurricular activities effectiveness among students from indigenous minorities of the North. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-5

ВВЕДЕНИЕ

В России более половины (50 %) населения занимаются спортом и вовлечены в здоровый образ жизни [1]. 2024 г. отмечен ростом спортивной активности части граждан нашей страны. Весте с тем Всемирная организация здравоохранения в своем докладе резюмирует, что образ жизни 80 % подростков и 25 % взрослых не соответствует рекомендованным ВОЗ уровням физической активности, и это влияет не только на отдельных лиц, но и на семьи, на службы здравоохранения и общество в целом [2]. О тревожных тенденциях спада уровня физической активности среди молодежи (в возрасте от 11 до 17 лет) во всем мире описывается на обширных исследованиях (1,6 млн чел.) из 146 стран в рамках кампании «Больше активных людей для более здорового мира» [3–4]. В зарубежных странах в официальных директивах по вопросам образования укрепления здоровья включен термин «физическая грамотность» как целостное обучение на протяжении всей жизни, приобретаемое и применяемое в контексте движения и физической активности [5].

Сегодня возникает необходимость повышения вовлечения подрастающего поколения в регулярные спортивные массовые занятия [6][7], и в этом образовательные учреждения занимают ключевые позиции. Культивирование физической активности и спорта среди подрастающего поколения влияет на формирование здорового поведения и социального благополучия в обществе.

Этническое многообразие нашей страны четко отражается в этноспорте, основанном на аутентичности. Историческое расселение в экстремальных климатогеографических условиях, традиционное бытование коренных малочисленных народов Севера всегда были тесно связаны с физической активностью задолго до организованного этноспорта. Ряд работ демонстрируют исторический путь игровых традиций представителей из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) [8–12].

Цель данного исследования заключается в выявлении потребностей обучающихся в физической активности в рамках внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях с интернатом.

Для достижения этой цели автор сформулировал следующие задачи:

– определить наличие или отсутствие профилактических и информационно-оздоровительных мероприятий;

– оценить доступность кружковой (секционной) работы в школе-интернате;

– описать способы вовлечения учащихся в физическую активность.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Применялись описательный метод на основе данных представительной (репрезентативной) выборки, качественно-количественный анализ содержания документов (Стратегия, локальные документы и справочная информация образовательных организаций).

Для сбора первичных данных был разработан лист-опросник. Техника анкетного опроса состояла из закрытых и открытых вопросов. Всех без исключения принявших участие в опросе было 256 человек – обучающиеся 5–11-х классов средних общеобразовательных школ (СОШ). Исходя из задач мониторинга и концепции исследования в массиве данных этническая самоидентификация опрошенных выступает главной для выделения выборочной совокупности, следовательно, часть выборочной совокупности представили опрошенные из числа КМНС в количестве 241 респондента. Статистический анализ данных выполнен с использованием программы «Vortex».

На основе социологического материала получено представление о потребностях школьников в физической активности, связанной с отдельными соревновательными видами.

Тема физического воспитания детей из коренных малочисленных народов Севера, основанного на традиционных знаниях, вызывает особый интерес благодаря исследованиям В. И. Прокопенко, концепциям А. В. Кыласова и системе физического воспитания, разработанной на основе этнопедагогики Н. И. Синявского и О. Э. Фынтынэ.

В последнее время в общеобразовательных школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которые включают интернаты и обучают детей из коренных малочисленных народов Севера, наблюдается активное использование этнопедагогического опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 2022 г. начато региональное исследование, направленное на оценку удовлетворенности качеством образования и условиями проживания обучающихся коренных малочисленных народов в школах-интернатах с круглосуточным пребыванием. Это исследование проводится в формате мониторинга. Социологические данные, собранные на основе самооценок участников образовательного процесса (обучающихся и их законных представителей), позволяют отслеживать предпочтения и изменения в оценках. По итогам исследования были опубликованы несколько статей описательного характера, основанных на эмпирических данных о степени удовлетворенности качеством образования среди обучающихся из числа КМНС [13, 14].

В анкетировании приняли участие обучающиеся 12 общеобразовательных школ, в структуре которых есть подразделение «Интернат»:

– МБОУ «Русскинская СОШ» (Сургутский район);

– МБОУ «Угутская СОШ» (Сургутский район);

– МАОУ «Сосьвинская СОШ» (Березовский район);

– МБОУ «Ляминская СОШ» (Сургутский район);

– МАОУ «Казымская СОШ» (Белоярский район);

– МБОУ «Полноватская СОШ» (Белоярский район);

– МБОУ «Варьеганская ОСШ» (Нижневартсовкий район);

– МКОУ «Алтайская СОШ» (Кондинский район);

– МАОУ «Тегинская СОШ» (Березовский район);

– МБОУ «Чехломеевская ОШ» (Нижневартсовкий район);

– МБОУ «Корликовская ОСШ» (Нижневартсовкий район);

– «Луговская СОШ» (Кондинский район).

В выборочной совокупности (n = 241) по этнической самоидентификации преобладают представители ханты – 78 %, затем манси – 12,4 %, ненцы – 3,7 %. Не ответили на вопрос о своей национальности – 6,2 %. Половозрастной состав опрошенных представлен следующим образом: 12–13 лет обучающиеся 5–6-х классов (26,6 и 20,7 % соответственно); в возрасте 14–15 лет 12,4 % указали, что учатся в 7 классе, ученики 8–9-х классов составили 18,3 и 12,4 % соответственно, наименьшее число опрошенных – ученики 10–11-х классов (3,7 и 0,4 % соответственно) в возрастном отрезке 17–18 лет. Среди опрошенных – мальчики 49,4 %, девочки 47,7 %, остальные (2,9 %) вопрос о половой принадлежности пропустили.

Существенное значение для выявления впечатлений об удовлетворенности имеют ответы детей на вопрос «Нравится ли Вам жить в интернате?». Воспитанники в возрастных отрезках 12–13 лет (2,9 %), 14–15 лет (2,1 %) на вопрос ответили «Нет». Оценку «Да, нравится» выбрала значительная часть – 74,7 % от числа опрошенных. Для 18,3 % респондентов данный вопрос оказался затруднительным. Придают значение своей учебе в школе-интернате («учусь с интересом») 44,4 % учащихся, о снижении интереса к учебе выразили в основном учащиеся 6-х классов (8,7 %).

Содержательная часть анкеты включает вопросы о наличии либо отсутствии профилактических и информационно-оздоровительных мероприятий (лекции, семинары, тренинги по вопросам профилактики заболеваний и здорового образа жизни) в школе-интернате, вопросы о доступности кружковой (секционной) работы, спортивных клубов при школе. Классификация вопросов кроме закрытых была представлена открытыми на предмет удовлетворенности/неудовлетворенности среди учащихся организацией внеурочной деятельности, ряд вопросов на предмет выявления спектра дополнительных внеурочных занятий, а также вопросы с целью выявления содержания свободного времяпровождения обучающимися школ-интернатов.

Выяснилось, что профилактические мероприятия о здоровом образе жизни в школах-интернатах имеют систематический характер и направлены на формирование ценностных установок у подрастающего поколения. Так, в структурном подразделении «Интернат» Сосьвинской школы в рамках комплексного проекта «Здоровье – наш выбор!» воспитанники активно участвуют в тематических викторинах [15]. В школьной практике физического воспитания школьников играют большую роль организационно-методические условия. В качестве положительных примеров, направленных на повышение интереса у школьников в физической активности, приведем школы-интернаты в Полновате, Сосьве, Казыме, Тегах. Обучающиеся данных школ имеют спортивный опыт в выездных соревновательных мероприятиях в масштабах округа [16–20], в 2024 г. впервые приняли участие в Арктических играх школьников по северному многоборью [21].

Из ответов школьников известно, что в системе внеурочных программ образовательных организаций, имеющих в структуре интернат, предусмотрены и проводятся кружковые (секционные) занятия. Каждая образовательная организация предлагает своим воспитанникам не менее 7–8 программ внеурочной деятельности по различным направлениям. Всего таких направлений насчитывается не менее десяти, часть из них относится к декоративно-прикладному искусству (ДПИ), другая часть представляет кружковые занятия с этносоставляющим компонентом («Мастерская по обучению традиционным ремеслам» (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты, изготовление национальных кукол, сувениров), «Мастерская по обучению охотоведению, рыболовству, оленеводству»), знакомство с этнографией в объединениях «Этноклуб», «Этномузей». Во внимании педагогов программы, в основе которых предусмотрено раскрытие творческого потенциала воспитанников («Фольклорно-театральный кру­жок», «Вокально-танцевальный кружок», творческий коллектив по подготовке к традиционным праздникам обских угров и ненцев). Их в разной степени посещают воспитанники школ-интернатов. Кроме этого, содержание кружковой (секционной) работы в структурных подразделениях «Интернат» наполнено занятиями физкультурно-оздоровительной направленности: «Быстрее, выше и сильнее», «Северное многоборье» (МАОУ «СОШ с. Казым»), «Игровые виды спорта» (МБОУ «Угутская СОШ», «Хореография» (МБОУ «Ляминская средняя общеобразовательная школа»), «Готов к труду и обороне» (ГТО) (МБОУ «Русскинская СОШ»), «Подвижные игры» (МБОУ «Чехломеевская ОШ»), «Северное многоборье» (МАОУ «СОШ им. И. Ф. Пермякова с. Полноват»). В ранжировании ответов по посещаемости второе место после кружка ДПИ, который выбрали в основном девочки (14,5 %), занимает секция по национальным видам спорта или «Северное многоборье» (14,1 %), в этом числе 10 % ответов мальчиков, 4,1 % – девочек. В рамках внеурочной деятельности обучающиеся знакомятся с видами спорта, которые исторически складывались в этнических группах представителей из числа КМНС: прыжки через нарты, метание топора, бег с палкой, тройной национальный прыжок, метание тынзяна на хорей.

В системе традиционной культуры обских угров и сомадийцев подвижные упражнения были связаны с промысловой деятельностью добытчиков (охота, рыболовство, оленеводство) и традиционно считались мужским занятием физической активности. Женщина следовала запретам – запрещалось трогать мужские промысловые орудия (топор, тынзян, нож) и перешагивать через них. Для женщин были предусмотрены нож, топор, нарты. Как мы можем наблюдать сейчас по множеству новостных спортивных сюжетов, в национальных видах спорта гендерные различия не имеют первоначального значения, связанного с ограничениями, основанными на традициях и особенностях нематериальной культуры обских угров и ненцев. Технически сложная дисциплина «Метание тынзяна на хорей» сегодня стала обязательной и для девушек [22].

Таким образом, принципы состязательности, соревновательности в аутентичных видах спорта увлекают современных школьников вне зависимости от пола.

Анализируя анкетные данные, можно отметить, что школьники – воспитанники интернатов свой досуг преобладающе связывают с прогулками (14,4 %), другие 2,5 % как мальчики, так и девочки 5, 7, 9, 10-х классов Казымской, Полноватской, Русскинской, Ляминской школ содержательно свой досуг видят в занятиях спортом. Организационная деятельность структурного подразделения «Интернат» регламентируется и подкреплена Положением образовательной организации, согласно которому в выходные дни досуговая часть включает спортивный час [23].

Судя по ответам на вопрос «По каким учебным предметам Вам необходимы дополнительные занятия?», школьники замотивированы подготовкой к успешной сдаче единого государственного экзамена и видят необходимость в дополнительных занятиях по отдельным предметам (математика (28,1 %), русский язык/литература (18,8 %), иностранный (английский) язык (7,8 %), история (4,7 %), биология (4,7 %), физика (1,6 %) и в заключение указали школьный предмет – физическая культура (1,6 %)).

Запросы на физическую активность учащиеся выразили, когда им были заданы вопросы: «Что бы вы предложили изменить в работе школы-интерната?», «Какие бы вы знания хотели получить дополнительно?», «Как бы вам хотелось проводить свободное время?». Большинство опрошенных школьников удовлетворены предлагаемым спектром кружковой деятельности (48,1 %), чем не удовлетворены (7,1 %). Самооценки обучающихся об удовлетворенности внеурочного воспитательного процесса в стенах школы-интерната дополнены ожиданиями на развитие спортивной инфраструктуры, в сумме которых составило 21,2 %: «…добавили дополнительную спортивную комнату», «…побольше бы спортивных кружков», «нужно построить современную спортивную площадку на территории интерната», желают узнавать о спортивных дисциплинах – «…кроме урока физкультуры дополнительно заниматься разными видами спорта», «…проводить свободное время в спортивных секциях», «я хочу участвовать в спортивных соревнованиях». В ходе мониторингового опроса об удовлетворенности качеством образования включались индикаторы, позволяющие выявить запросы не только обучающихся, но и родителей как одних из участников образовательного процесса. В целях дополнить ответы учащихся на предмет запросов на физическую активность, суждения родителей представляют экспертные оценки, и, по их мнению, внеурочный процесс можно дополнить физкультурно-спортивным направлением, физической подготовкой. Выяснилось, что в некоторых случаях запрос на физическую активность не удовлетворяется частично, причина связана с отсутствием современной спортивной (уличной) инфраструктуры, обеспечивающей условия для занятий физической активностью на открытых площадках школ-интернатов.

Таким образом, в моментах рассуждений о двигательной активности и спортивной инфраструктуре ответы родителей и детей были единодушны – «оборудовать современные спортивные площадки на территории школы-интерната» [13, с. 45].

Среди спектра предлагаемых внеурочных занятий запросы на физическую активность актуальны в системе образования, воспитания и востребованы участниками организованного процесса. Усилия школ-интернатов в области физического развития своих воспитанников позитивно оцениваются родителями как соакторами образовательного процесса. В частности, доля родителей, которые полностью согласны с хорошей организацией спортивных занятий и мероприятий (62,7 %), больше числа тех, которые скорее не согласны (2,8 %) (таблица).

Таблица

Результаты ответов родителей на вопрос «В школе-интернате хорошо организован досуг: проводятся мероприятия для детей (дополнительные кружки, занятия, спортивные мероприятия, творческие вечера, встречи с интересными людьми)?» (2023 г.)

Значения

Частота

% от опрошенных

Полностью согласен

111

62,7

Скорее согласен, чем нет

50

28,2

Скорее не согласен

5

2,8

Совсем не согласен

2

1,1

Итого ответивших

168

94,9**

Примечание: составлено автором; **пропуски: 9 из 177 (5,1 %).

Обучающиеся школ-интернатов СОШ Угута (Сургутский район), Сосьвы (Березовский район), Алтая (Кондинский район) среди запросов обозначили, что повысить интерес школьников к занятиям спортом поспособствует обустройство современными спортивными площадками на территории некоторых школ-интернатов, дополнительными внеурочными спортивными секциями и кружками по физической подготовке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате социологического опроса, проведенного среди обучающихся коренных малочисленных народов Севера, были выявлены запросы на физическую активность в рамках внеурочной деятельности. Оказалось, что школы-интернаты предлагают своим воспитанникам широкий выбор программ внеурочных занятий, среди которых особенно популярны физические активности, такие как «Быстрее, выше и сильнее», «Игровые виды спорта», «Хореография», «Готов к труду и обороне» и «Подвижные игры». В рамках активной организационной формы, направленной на осознание важности здоровья, обучающиеся участвуют в тематических заданиях, таких как «Путешествие в страну жизни» и «Здоровье – наш выбор!». На примере отдельных школ-интернатов (Полноватская, Казымская, Угутская) видно, что физическому воспитанию уделяется значительное внимание, основанное на традиционных игровых методах («Северное многоборье»).

Школьный опыт предоставляет учащимся Полноватской, Сосьвинской и Русскинской школ-интернатов, заинтересованным в различных видах спорта, возможность развивать свои спортивные навыки и мотивировать себя на успех через участие в районных соревновательных мероприятиях.

Спортивные инициативы в этих школах-интернатах соответствуют общей тенденции в стране, направленной на популяризацию физической активности среди всех слоев населения, в рамках всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Эмпирическое исследование показывает, что потребности обучающихся из коренных малочисленных народов Севера, обучающихся в интернатах, в физической активности удовлетворяются. Внеурочные программы этих школ обязательно включают физическое воспитание, а в планы внеурочной деятельности интегрированы национальные виды спорта.

Спортивные установки в школах-интернатах тесно связаны с общей тенденцией в стране, когда культивируется физическая активность среди всех групп населения посредством всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Список литературы

1. Физкультуру и спорт – в массы! URL: https://altais¬port.ru/post/37770 (дата обращения: 28.12.2024).

2. Доклад о положении дел в области физической активности в мире, 2022 г. URL: https://iris.who.int/ handle/10665/366636 (дата обращения: 23.01.2025).

3. Guthold R., Stevens G. A., Riley L. M. et al. Global trends in insufficient physical activity among adoles-cents: A pooled analysis of 298 population-based surveys with 1•6 million participants // The Lancet. Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4, no. 1. P. 23–35.

4. Chaabene H., Markov A., Schega L. Why should the next generation of youth guidelines prioritize vigorous physical activity? // Sports Medicine – Open. 2024. Vol. 10.

5. Lidström I. The Development of Sámi Sport, 1970– 1990: A concern for Sweden or for Sápmi? // The International Journal of the History of Sport. 2019. Vol. 36, no. 11. Р. 1013–1034. https://doi.org/10.1080/09523367.2019.1687451.

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу не¬которых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661. URL: http://government. ru/docs/all/136852/ (дата обращения: 01.03.2025).

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (с изм. от 29.04.2023 № 1118-р). URL: https://docs.cntd.ru/ document/566430492 (дата обращения: 20.01.2025).

8. Красильников В. П. Национальное физическое воспитание хантов: традиционные игры, состязания и самобытные физические упражнения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 6. С. 55–58.

9. Кыласов А. В., Тедорадзе А. С. Проблемы сохранения и развития традиционной борьбы нюл-тах¬ли // Вестник угроведения. 2014. № 4. С. 156–174.

10. Прокопенко В. И. Традиционная игровая культура народа манси // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы : сб. ст. по материалам VI Всерос. науч. конф., 4–7 июня 2019 г, г. Ижевск. Ижевск : Изд-во Анны Зелениной, 2019. С. 401–405.

11. Синявский Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов севера ханты и манси в со-временной системе образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 46 с.

12. Фынтынэ О. А., Яковлев Б. П. Этнопедагогический подход в системе физического воспитания детей Среднего Приобья // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 85–88.

13. Ткачук Н. В. Запросы родителей школьников из числа коренных малочисленных народов Севера к организации учебно-воспитательного процесса в школах- интернатах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ( социологический опрос) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2024. № 2. С. 41– 52. https://doi.org/10.69571/SSPU.2024.89.2.014.

14. Ткачук Н. В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов ( на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13, № 2. С. 388–397.

15. Ребята из Сосьвы совместно с педагогами средней общеобразовательной школы приняли участие в окружном оперативно-профилактическом мероприятии « Здоровье». URL: https://goo.su/VVL21 (дата обращения: 25.12.2024).

16. Соревнования по Северному многоборью. URL: https://shkolapermyakovapolnovat-r86.gosweb.gosuslugi.ru/varianty-glavnyh/shkola-glavnaya-stranitsa/ novosti_628.html (дата обращения: 20.03.2025).

17. Дню рождения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры посвящается. URL: https://goo.su/ ocRSV (дата обращения: 20.01.2025).

18. Первенство по национальным видам спорта прошло в Саранпауле. URL: https://informugra.ru/ news-external/berezovo/dukh-splochennosti-i-sila-natsionalnykh-traditsiy-h6af1l0/ (дата обращения: 01.03.2025).

19. В Сургутском районе школьники соревновались в северном многоборье. URL: https://vestniksr.ru/ news/50964-v-surgutskom-raione-shkolniki-sorev¬novalis-v-severnom-mnogobore.html (дата обращения: 25.03.2025).

20. На базе Русскинской средней школы прошли национальные спортивные соревнования. URL: https:// goo.su/bRTD18E (дата обращения: 30.03.2025).

21. В Югре стартуют первые Арктические игры школьников. URL: https://www.ugoria.tv/news/2024/ 09/30/93298 (дата обращения: 31.03.2025).

22. О некоторых изменениях в правилах северного многоборья. URL: https://goo.su/LHurB6X (дата обращения: 09.01.2025).

23. Положение о структурном подразделении «Интернат». URL: https://shkolalyaminskaya-r86.gosweb. gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizat.sii/dokumenty/dokumenty-all_642.html (дата обращения: 09.01.2025).


Об авторе

Н. В. Ткачук
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск
Россия

научный сотрудник



Рецензия

Для цитирования:


Ткачук Н.В. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):60-68. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-5

For citation:


Tkachuk N.V. Monitoring extracurricular activities effectiveness among students from indigenous minorities of the North. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-5

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3463 (Online)