On initial stage of formation of intellectual personnel for the Far North in Leningrad (the second half of the 1920s–1941)
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-3
Abstract
The author examines the pre-war, fifteen-year period of Leningrad’s educational institutions’ activity in training primarily mid-level specialists for the Far North, a period constituting the initial phase of intellectual resource development. The focus is on the organization of vocational training in the second half of the 1920s (the North Group of the Rabfak of the Leningrad University and the Oriental Institute’s Northern Faculty) and the training of personnel in 1930–1941 (the Northern Peoples Institute and the Northern Department of the Hertzen Pedagogical Institute).
About the Author
L. V. AlekseevaRussian Federation
Doctor of Sciences (History), Professor
References
1. Курепин А. А. Подготовка научно-педагогических кадров в Ленинграде в 1920-е – начале 1930-х гг. // Клио. 2009. № 3. С. 90–98.
2. Василевич Г. Северное отделение пединститута им. Герцена в Ленинграде // Советский Север. 1933. № 1. С. 80–84.
3. Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера. Л. : Институт народов Севера, 1940. 31 с.
4. Воскобойников М. Г. Подготовка в Ленинграде педагогических кадров для школ народов Крайнего Севера // Просвещение на советском Крайнем Севере. Л. : Государственное педагогическое издательство Министерства Просвещения, 1958. Вып. 8. С. 48–76.
5. Belikov L. V. Training of Teachers for the Far North of the U. S. S. R. in Leningrad // Background paper for Conference on Cross-Cultural Education in the North, August, 1969, Montreal. Montreal, 1969. 10 p. URL: https://dn790007.ca.archive.org/0/items/ ERIC_ED039984/ERIC_ED039984.pdf ( дата обращения: 29.01.2025).
6. Чумак Е. Г. Значение Института народов Севера имени П. Г. Смидовича в подготовке специалистов из представителей коренных народов Севера в начале 1930-х гг. // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 7. С. 162–165.
7. Еремеева О. И. Институт народов Севера в 1930-е гг.: первые шаги // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4–1. С. 91–97.
8. Смирнова Т. М. Институт народов Севера в Ленинграде – учебное заведение нового типа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 4, № 2. С. 51–65.
9. Лапина И. А. Образовательная программа как целеполагающий проект: к истории подготовки учителей для нацменьшинств в Герценовском педагогическом институте на рубеже 1920–1930-х гг. // Реальность этноса. Родной язык, фольклор, культура и литература коренных народов России в системе образования: проблемы и перспективы сохранения и развития : сб. ст. по материалам XIX Междунар. науч.-практич. конф., 27–28 ноября 2019 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. С. 38–51.
10. Лапина И. А. Две тактики осуществления политики «коренизации» в сфере образования среди северных нацменьшинств. (К истории Отделения северных народностей Герценовского пединститута в 1930-е годы) // Северные архивы и экспедиции. 2021. Т. 5, № 4. С. 78–92. https://doi. org/10.31806/2542-1158-2021-5-4-78-92.
11. Лапина И. А. Северное отделение Герценовского пединститута в 1930-е годы: трудный путь становления // Реальность этноса. Институт народов Севера: прошлое, настоящее и будущее североведческой науки и образования : сб. науч. ст. по материалам XX Междунар. науч.-практич. конф., 31 мая–02 июня 2022 г., г. Санкт-Петербург / под науч. ред. И. Л. Набока. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2022. С. 26–43.
12. Неруш В. О. Северный рабфак в Ленинграде как образовательный, научный и социальный проект 1920-х гг. // Nauka.me. 2021. № 4. С. 49–53.
13. Неруш В. О. Учебные планы для «северян»: об одном межведомственном конфликте в Ленинграде в 1925–1930 гг. // Гуманитарный акцент. 2021. № 1. С. 70–78.
14. Taracouzio T. A. Soviets in the Arctic // Polar Record. 1939. Vol. 3, no. 18. p. 108. https://doi.org/10.1017/ S0032247400038730.
15. Armstrong T. The Russians in the Arctic. Aspects of Soviet Exploration and Exploitation of the Far North, 1937–57. New Jersey, 1958. 204 p.
16. Мартин Т. Империя « положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939 / пер. с англ. О. Р. Щёлковой. М. : Российская политическая энциклопедия, 2011. 855 с.
17. Wierzbicki A. Ethnicity and Power in the Soviet Union // Проблемы постсоветского пространства. 2017. Т. 4, № 3. С. 240–255. https://doi. org/10.24975/2313-8920-2017-4-3-240-255.
18. Таксами Ч. М. Основные принципы и вопросы, связанные с подготовкой кадров из среды малых народов Севера // История рабочего класса, крестьянства и интеллигенции национальных районов Сибири : тезисы и доклады. Улан-Удэ, 1971. С. 158–160.
19. Солнышкин А. А. Рабочий факультет Петроградского (Ленинградского) университета в 1922– 1929-х гг. // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2023. № 4. С. 52–63.
20. Гонина Н. В., Дворецкая А. П. Формирование эли¬ты коренных малочисленных народов Енисейского Севера с помощью централизованного высшего образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4. С. 197–205.
21. Сидорчук И. В. Институт народов Севера в контексте проблемы институционализации новых научных учреждений в 1920-х гг. // Россия в глобальном мире. 2017. № 10. С. 39–47.
22. Государственный архив социально-политической истории Тюменской области ( ГАСПИТО). Ф. 30. Оп. 1. Д. 848. Л. 23 об.
23. Сидорчук И. В. Основные проблемы реализации государственной стратегии подготовки кадров для северных окраин СССР в 1920-х годах (на примере Северного факультета Ленинградского восточного института им. А. С. Енукидзе) // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 6. С. 22–29.
24. Ельпин А. История Института народов Севера // Тайга и тундра : сб. Л. : Издание краеведческого кружка Института народов Севера, 1931. № 3. С. 22–32.
25. Лярская Е. «Ткань Пенелопы»: «проект Богораза» во второй половине 1920-х – 1930-х гг. // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 142–186.
26. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7222. Оп. 10. Д. 4. Л. 38.
27. ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 31. Д. 1423. Л. 3.
28. Лукс К. Я. Институт народов Севера, его место и задачи // Советский Север. 1930. № 1. С. 130–136.
29. Положение об Институте народов севера при Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР : постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. № 19. Ст. 211. С. 354–359.
30. ЦГА СПб. Ф. 9471. Оп. 2. Д. 12. Л. 19.
31. ЦГА СПб. Ф. 9477. Оп. 1. Д. 13. Л. 1–4.
32. Неруш В. О. «Я б в охотоведы пошел, пусть меня научат!»: Академическое движение и трудоустройство студентов Института народов Севера в 1930-е гг. // Гуманитарный акцент. 2022. № 4. С. 35–45.
33. ИсА ОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 980. Л. 51.
34. ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 31. Д. 1464. Л. 6.
35. ЦГА СПб. Ф. 9471. Оп. 2. Д. 81. Л. 2–3.
36. ЦГА СПб. Ф. 9471. Оп. 2. Д. 12. Л. 1, 5, 9.
37. ЦГА СПб. Ф. 4331. Оп. 31. Д. 1423. Л. 3.
38. ИсА ОО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 980. Л. 52.
39. Российский государственный архив социально- политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 117. Д. 11. Л. 133.
40. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 11. Л. 132.
41. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 11. Л. 134.
42. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 6. Л. 36.
43. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 11. Л. 136.
44. Гашилов А. И. Историческая справка о подготовке педагогических кадров для школ народов Севера в РГПУ им. А. И. Герцена // Актуальные проблемы подготовки специалистов для Севра, Сибири и Дальнего Востока: становление, развитие и перспективы : тезисы докладов и материалы юбилейной науч.-практич. конф. 20–25 июня 1999 г., г. Санкт-Петербург. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2001. С. 39–43.
45. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 900. Л. 14–25.
46. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 11. Л. 139.
47. Тобольский педагогический институт в годы Великой Отечественной войны. URL: https://tobolsk. utmn.ru/presse/novosti/ko-dnyu-pobedy/870684/ (дата обращения: 27.01.2025).
48. Алексеева Л. В. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере в 1920– 1941 гг.: приоритеты, формы осуществления и результаты : моногр. Екатеринбург : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2003. 251 с.
Review
For citations:
Alekseeva L.V. On initial stage of formation of intellectual personnel for the Far North in Leningrad (the second half of the 1920s–1941). Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):39-51. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-3