Перейти к:
Особенности становления профессионализма киберспортсменов
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-2
Аннотация
Целью статьи выступает анализ профессиональной самореализации и саморегуляции в контексте киберспорта на разных этапах профессиональной карьеры. В качестве методов использовалось сочетание теоретического анализа научной литературы и полуструктурированного интервью начинающих и профессиональных киберспортсменов. Методологией выступили идеи акмеологии А. А. Деркача, через призму которой рассматриваются проблемы профессионализма. Результат исследования – выявление способности к саморегуляции и преодолению трудностей в качестве ключевой роли в долгосрочном успехе в киберспорте. Применение результатов исследования
способствует дальнейшему созданию эффективных программ подготовки, развития и сопровождения киберспортсменов на разных этапах профессионального становления. Полученные данные могут быть полезны не только для киберспортсменов, но и для тренеров, психологов, а также специалистов в области акмеологии.
Для цитирования:
Шатон А.В., Подымов Н.А. Особенности становления профессионализма киберспортсменов. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):32-38. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-2
For citation:
Shaton A.V., Podymov N.A. Peculiarities of professionalism development in esports. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-2
ВВЕДЕНИЕ
Киберспорт, относительно недавно проявивший себя как культурный, экономический и социальный феномен, трансформировался из нишевого увлечения в стремительно развивающуюся индустрию со значительной аудиторией и признанным профессиональным статусом.
Компьютерный спорт (киберспорт, е-спорт, электронный спорт (англ. cybersport, e-Sport, esport, esports, electronic sport)) – вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия для состязаний человека с человеком или команды с командой [1].
Киберспорт как явление представляет собой возможность самореализации для молодого поколения, что отвечает современным вызовам цифровизации современного общества. В свою очередь киберспорт характеризуется преимущественно ранним пиком профессиональной карьеры, где критически важным становится достижение высоких результатов, обусловленных спецификой когнитивных и психомоторных навыков. В связи с этим представившаяся особенность актуализирует проблематику профессионального становления киберспортсменов, делая акцент на подробном анализе психологических механизмов, способствующих успешному и более длительному карьерному пути в условиях интенсивного соревновательного режима и высокой конкуренции.
Методологической основой исследования выступают идеи А. А. Деркача – «предмет современной психологии – процесс достижения вершины мастерства в профессии, максимально творческой реализации специалиста и достижения высшей жизненной самореализации в зрелом возрасте, т. е. включенная в жизненный путь профессиональная жизнь и деятельность человека» [2].
Е. Н. Миронова, Н. Н. Крыжевская и О. М. Шуваева обозначают, что «на личностном уровне профессионализм рассматриваем как целостность, которая выражает те или иные атрибутивные характеристики процесса труда деятельного субъекта, развернутую форму сущностных сил конкретно-исторического человека, его соответствующих знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций на смысл и предназначение своего труда, идеалов» [3].
В своих работах D. Himmelstein, Y. Liu и J. L. Shapiro отмечают среди элементов киберспорта наиболее важные: способность участников контролировать состояние напряжения, саморегуляцию эмоционального состояния, а также способность выстроить эффективную коммуникацию. От участников ожидается усиленная тренировка своих когнитивных способностей в контексте соревновательной деятельности: когнитивных, психологических, специфических способностей, таких как глубокое понимание правил и стратегий игры, координация действий и решений команды [4]. С. К. Касюк подчеркивает, что «киберспортсмену нужно иметь высокий уровень мышления, как логического, так и абстрактного, самоконтроля, стрессоустойчивости, концентрации на цели и ситуации» [5].
Подробное определение профессионального становления дает Э. Ф. Зеер: «это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека... Иными словами, профессиональное становление личности – это «формообразование» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности» [6].
Б. Б. Величковский благодаря наблюдениям за деятельностью киберспортсменов обнаружил, что предиктором победы в киберспорте являются составление и последующая реализация планов, основанных на эффективной коммуникации, координации и когнитивной нагрузке внутри команды [7].
Рассмотрение самореализации как фактора успеха «на протяжении жизненного пути является необходимым условием психологического благополучия, психологической удовлетворенности» [8].
В статье сосредоточено внимание на изучении возрастного аспекта профессиональной самореализации в киберспорте, рассматриваемой во взаимосвязи с развитием и ролью саморегуляции как одного из ключевых факторов, регулирующих как спортивные достижения, так и психологическое равновесие на протяжении профессионального пути.
Цель исследования – определить возрастные особенности профессиональной деятельности в киберспорте, проанализировать психологические механизмы саморегуляции, оказывающие влияние на эффективность тренировочного и соревновательного процессов, а также эмпирически исследовать возрастные различия в проявления саморегуляции у начинающих и профессиональных киберспортсменов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В качестве методов использовалось сочетание теоретического анализа научной литературы и полуструктурированного интервью начинающих и профессиональных киберспортсменов. Выборку начинающих киберспортсменов составили подростки 15–16 лет, профессиональных – студенты, средний возраст которых составил 23 года.
Теоретический анализ научной литературы был направлен на изучение и систематизацию научных знаний по проблеме исследования, возрастной динамики профессиональной деятельности, самореализации и саморегуляции в киберспорте. В ходе изучения научной отечественной и зарубежной литературы были обнаружены следующие аспекты: «профессионализм – это реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией» [9]. К качествам личности, стимулирующим становление профессионализма, относятся «движение к саморазвитию, открытость при взаимодействии с окружающими, принятие своего опыта, креативность, внутренняя удовлетворенность своей жизнью и т. д.» [10].
Полуструктурированное интервью предназначалось для сбора эмпирических данных о субъективном опыте киберспортсменов, а именно их представлений о сущности и значимости самореализации и саморегуляции в реализации своего потенциала и достижению профессионального успеха.
Интервью проводились индивидуально, по заранее разработанному плану, включающему открытые вопросы, позволяющие респондентам свободно выражать свое мнение и делиться личным опытом. План интервью охватывал следующие ключевые темы:
− мотивация к выбору киберспорта, возраст начала профессиональной деятельности;
− понимание успеха и достижений в киберспорте, мотивация к дальнейшему развитию, стратегии самосовершенствования и профессионального роста;
− способы управления эмоциональным состоянием, стрессом и тревогой, методы планирования и организации тренировочного процесса, стратегии восстановления и поддержания психологического благополучия;
− восприятие возрастных изменений когнитивных и психомоторных функций, планы на будущее после завершения активной киберспортивной карьеры.
Выбор полуструктурированного интервью обусловлен необходимостью получения подробной информации о субъективном опыте киберспортсменов, а также возможностью адаптировать ход беседы в зависимости от ответов респондентов и выявленных в процессе интервью новых аспектов исследуемой проблемы. Сочетание теоретического анализа и эмпирического исследования позволяет обеспечить комплексный подход к изучению возрастных аспектов профессиональной самореализации и саморегуляции в киберспорте.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Первичные соприкосновения с киберспортом в младшем школьном возрасте свидетельствуют о ранней направленности к данному виду деятельности. Мотивационным фактором служит пример ближайших родственников, увлекающихся компьютерными играми, что указывает на значимую роль семейного окружения в формировании первоначального интереса. В то время как в юношеском возрасте открывается больше возможностей проявить свои таланты в студенческих объединениях и далее в профессиональных сообществах.
При выборе игровой дисциплины предпочтение отдается Dota 2. Профессиональные и начинающие киберспортсмены выделяют такие характеристики игры, как разнообразие игровых возможностей, вариативность, обусловленную уникальностью персонажей и непредсказуемостью каждого игрового матча. Данный выбор свидетельствует о предпочтении сложных видеоигр, требующих стратегического мышления и адаптивности. Для обеих групп респондентов характерно наличие амбициозных целей и ориентации на достижение профессионального успеха в киберспорте. В качестве основной цели на каждом этапе выделяется стремление к достижению высоких результатов и участие в профессиональных турнирах высшей лиги.
Интересным аспектом, выявленным среди ответов начинающих киберспортсменов подросткового возраста, является отсутствие ярко выраженных кумиров среди профессиональных киберспортсменов. В то же время подчеркивается интерес к наблюдению за широким кругом игроков, участвующих в различных турнирах. Такой подход свидетельствует о стремлении к всестороннему анализу игровой деятельности профессионалов. При этом респондент, относящийся к профессиональным игрокам, выделяет кумиров, на которых старается равняться. В качестве стратегии обучения выделяется анализ ошибок и поиск важных факторов, влияющих на успех. Это указывает на наличие рефлексивных навыков и осознанное стремление к самосовершенствованию через наблюдение и анализ действий опытных игроков.
Киберспортсмены, как начинающие, так и профессиональные, отмечают среди основных трудностей в начале киберспортивной карьеры налаживание эффективной коммуникации с сокомандниками в тренировочных матчах. Выделяется причина – неготовность отдельных игроков команды к принятию роли капитана на время матча. Среди стратегий преодоления данных трудностей предлагается смещение фокуса на анализ и проработку своих собственных предпринимаемых действий. В ходе накопления опыта профессиональные игроки пришли к осознанию необходимости командного взаимодействия, что привело к выработке поведенческих моделей, направленных на установление диалога, поиска компромиссов и совместной слаженной координации действий в игровом пространстве.
На начальном этапе подростки выделяют необходимость тренировки отдельных игровых умений посредством точечных тренировок, ориентированных на отработку специфических технических навыков: скорость нажатия клавиш клавиатуры и кликов мыши, точность наведения мыши на цель. Спецификой кибердисциплины Dota 2 является возможность освоения широкого спектра персонажей за счет экспериментирования различными стратегиями и тактиками, что в свою очередь требует большого временного ресурса. Данный подход свидетельствует о стремлении к универсализации игровых навыков и глубокому пониманию механики игры.
Самооценка игровых качеств демонстрирует понимание как сильных, так и слабых сторон. К сильным отнесены коммуникабельность, умение эффективно исполнять свою роль в команде, наличие набора предпочитаемых персонажей, а также готовность к экспериментам с новыми персонажами и нестандартными сборками. Слабые стороны связаны с трудностями в обработке большого объема информации во время игры, что может приводить к упущению важных деталей и ошибкам. Примечательно, что коммуникабельность, отнесенная к сильным сторонам, ранее фигурировала как источник трудностей, что подчеркивает динамику развития навыков и адаптацию к командному взаимодействию.
В вопросе получения советов от более опытных игроков или тренеров подростки демонстрируют самостоятельный подход к обучению. Основным источником информации и анализа служат записи игр высокорейтинговых игроков. Такая стратегия позволяет самостоятельно выявлять ключевые моменты и перенимать эффективные игровые решения, что свидетельствует о развитых навыках самообучения и аналитического мышления. В то время как профессиональные игроки уже находятся в сообществе киберспортсменов, сделавших киберспорт своей профессиональной деятельностью, и могут напрямую коммуницировать между собой.
Интересным аспектом является отсутствие выраженной тревожности и нервозности перед игрой и во время матча. Подростки характеризуют свое отношение к игре как спокойное, ориентированное на получение удовольствия и достижение поставленных целей. Неудачи воспринимаются как временные трудности, не оказывающие значительного негативного влияния на эмоциональное состояние. Аналогичный подход демонстрируется и в отношении к негативному поведению напарников по команде – селективное игнорирование деструктивной коммуникации.
Профессиональные игроки также отмечают, что сталкивались с сильными переживаниями на старте карьеры из-за дефицита опыта, но после серии пройденных турниров у них формировалась психологическая устойчивость. Игроки с опытом упоминают в своих ответах, что направляют свои силы на поддержание начинающих игроков и стараются придавать им уверенности в своих силах.
При обсуждении командного взаимодействия были выявлены сложности, связанные с различием в видении игровых ситуаций и проявлениями деструктивного поведения со стороны отдельных игроков. В качестве стратегии построения эффективного взаимодействия подростки как начинающие игроки используют принятие на себя лидерской роли, выражающееся в координировании действий команды посредством внутриигрового чата. При этом отмечается, что не все игроки следуют указаниям, требующим гибкости, умения адаптироваться к ситуации и взаимодействовать с теми, кто готов к сотрудничеству.
Среди ключевых качеств для успешной командной игры респонденты обеих групп выделяют коммуникацию как первостепенный фактор, подчеркивая важность взаимопонимания и умения слышать друг друга.
В отношении планов на будущее у киберспортсменов прослеживается ориентация на профессиональную карьеру. Целью подростков целью является успешное выступление на крупных турнирах, а также присоединение к профессиональной киберспортивной организации. Целью игроков, занимающихся киберспортивной деятельностью, является выступление на крупных мировых турнирах и формирование своего имиджа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На начальном этапе профессионализации у начинающих подростков-киберспортсменов отмечается целеустремленность, проактивная позиция в обучении и саморазвитии, а также осознание важности и эффективности командной работы. Дальнейшие лонгитюдные исследования позволят проследить динамику развития навыков начинающих киберспортсменов, а также влияние внешних факторов на становление профессионализма. Полученные данные подчеркивают важность ранней мотивации, психологической поддержки, целенаправленности и самостоятельности в обучении как предикторов успешной профессионализации в киберспорте. Особое внимание следует уделить самореализации и саморегуляции как ключевым факторам.
Анализ опыта профессиональных игроков позволяет сопоставить уровень профессионализма и выявить в дальнейшем ключевые этапы становления профессионализма у киберспортсменов. Помимо этого, исследование копинг-стратегий профессиональных киберспортсменов может представлять в контексте самореализации ценный ресурс для разработки программ поддержки начинающих игроков в киберспорте.
Таким образом, наше исследование способствует понимаю процесса становления профессионализма в современном обществе.
Список литературы
1. Об утверждении правил вида спорта « компьютерный спорт» : приказ Министерства спорта РФ от 22.01.2020 № 22 (с изм. и доп. от 30.04.2020 № 335, от 25.06.2022 № 615, от 08.12.2022 № 1178, от 01.12.2023 № 940). Доступ из СПС «Гарант».
2. Деркач А. А. Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2003. № 1. С. 18–31.
3. Миронова Е. Н., Крыжевская Н. Н., Шуваева О. М. Роль интеллектуальной деятельности в становлении профессионализма // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6, № 4. С. 209–212.
4. Himmelstein D., Liu Y., Shapiro J. L. An exploration of mental skills among competitive league of legend players // International Journal of Gaming and Computer-Mediated Simulations (IJGCMS). 2017. Vol. 9, no. 2. 21 p. https://doi.org/10.4018/IJGC¬MS.2017040101.
5. Касюк С. К., Калмыков И. С. Формирование представления о профессионально-спортивной подготовке киберспортсмена // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всерос. науч.- практич. конф. с междунар. участием, 22–23 апреля 2021 г., г. Москва. М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2021. С. 790–795.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2005. 329 с.
7. Величковский Б. Б., Титова М. А., Кузнецова А. С. Психологический анализ деятельности кибер-спортсмена и особая роль эмоциональной устойчивости в киберспорте // Познание и переживание. 2020. Т. 1, № 1. С. 72–86. https://doi.org/10.51217/ cogexp_2020_01_01_05.
8. Смык А. А. Профессиональная самореализация личности как основа развития профессионального самосознания // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества : сб. науч. ст. / под науч. ред. А. В. Позняк. Минск : Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2022. С. 387–392.
9. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека : методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. 391 с.
10. Селезнева С. М. Феномен «акме» в историко- философском осмыслении // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 5–13. https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10001.
Об авторах
А. В. ШатонРоссия
аспирант
Н. А. Подымов
Россия
доктор психологических наук, профессор
Рецензия
Для цитирования:
Шатон А.В., Подымов Н.А. Особенности становления профессионализма киберспортсменов. Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(2):32-38. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-2
For citation:
Shaton A.V., Podymov N.A. Peculiarities of professionalism development in esports. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2025;26(2):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2025-2-2