Перейти к:
Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»!
Аннотация
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Для цитирования:
Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):8-12.
Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели
журнала «Северный регион: наука, образование, культура»!
В последнее десятилетие наблюдается беспрецедентный рост публикационной активности ученых во всем мире. Повышенный интерес к региональным исследованиям способствует увеличению числа рукописей, поступающих на рассмотрение в журнал «Северный регион: наука, образование, культура». Основная задача журнала – дать возможность признанным деятелям науки и начинающим исследователям высказать свою точку зрения на актуальные проблемы, касающиеся гуманитарной сферы общественной жизни. Особое внимание на страницах журнала будет уделяться вопросам истории, психологии, педагогики. Без систематического корректного, аргументированного общения в режиме диалога, без одновременной представленности в научном поле разных дискурсов невозможно плодотворное развитие научных исследований. Редакция журнала благодарна всем авторам, читателям, рецензентам, членам редколлегии за возможность постоянно совершенствоваться и достигать хороших результатов, открыта к диалогу и готова к дальнейшим изменениям в интересах развития науки в целом.
В Югре 2025 год объявлен губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Русланом Николаевичем Кухаруком Годом исторического наследия. Сохранение исторического наследия играет важную роль не только в понимании нашего прошлого, но и в формировании будущего, укреплении духовно-нравственных ценностей. Историко-культурное наследие является специфическим ресурсом территории, выступает как фактор, оказывающий благотворное влияние на социальную и экономическую жизнь.
Спецификой историко-культурного наследия Югры является значительное преобладание над памятниками архитектуры и монументального искусства археологических и этнокультурных объектов. Актуальность статьи автора научно-производственного объединения «Северная археология-1», вошедшей в раздел по отечественной истории, обусловлена необходимостью научного осмысления становления и развития взаимодействия государства и общества по вопросам изучения и охраны археологического наследия народов России в контексте региональной специфики севера Западной Сибири в новейшее время. На примере Ханты-Мансийского автономного округа рассматривается, как на фоне распада СССР происходило возникновение региональных органов охраны культурного наследия Югры как самостоятельного субъекта Российской Федерации. Цель статьи заключается в рассмотрении процессов становления региональных институтов реализации государственной политики охраны культурного наследия в условиях трансформации правового регулирования археологических исследований в начале 1990-х гг. (на примере Ханты-Мансийского автономного округа). Автором сформулированы основные тенденции развития государственно-правового регулирования археологических исследований в начале 1990-х гг. Раскрыта сущность процессов институализации охраны культурного наследия, заключающаяся в поиске новых форм взаимодействия органов государственной власти и общества по вопросам охраны историко-культурного наследия.
В этот же раздел вошла статья автора из Сургутского государственного университета, актуальность которой обусловлена вопросами взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви. В особой степени это касается регионов, где изучение государственно-конфессиональных отношений представлено, как правило, фрагментарно. Сегодня взаимоотношения государственной власти и Церкви переживают новый этап своего развития; так же как и в исследуемый в статье период, выявляется определенное отношение общества к диалогу власти и Церкви. В статье исследуется политика властей в деле изъятия церковных ценностей, в т. ч. на примере Западной Сибири, а также отношение крестьянства, рабочих и самого духовенства, включая двух Сибирских епископов – Иринарха (Синеокого-Андреевского) и Николая (Покровского) – к изъятию. Автор приходит к выводу о целенаправленно разрушительной политике властей по отношению к Церкви, а также об определенной поляризации всего общества, в том числе самого духовенства, по отношению к изъятию церковных ценностей.
В разделе по физической культуре и профессиональной физической подготовке актуальность статьи коллектива авторов из Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия имени В. М. Лебедева и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации обусловлена необходимостью разработки интегративного подхода и модели мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов. Одним из важных шагов на пути к такой модели является изучение различных типов и уровней мотивации самостоятельности. Цель статьи заключается в типологическом анализе мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов разных направлений профессиональной подготовки, выделении и осмыслении различий групп студентов с разными мотивами самостоятельности. Авторами раскрыта сущность разных типов мотивации самостоятельности занятий физической культурой у студентов, заключающаяся в особенностях формирования, функционирования, развития и деструкции их потребностей и желаний в отношении занятий физической культурой и, шире, здоровьесбережением. Доказано, что современные студенты разных профессиональных групп не имеют гармоничной и в достаточной мере сформированной мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой.
Цель статьи авторов из Сургутского государственного университета и Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» – экспериментально обосновать эффективность применения гендерного подхода в аспекте повышения уровня физической подготовленности воспитанников в рамках реализации программы по спортивной ориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность статьи обусловлена высокой значимостью учета гендерной идентичности в современном образовании, который позволяет дифференцировать подходы к организации занятий, подбирать упражнения и игры, соответствующие интересам и возможностям мальчиков и девочек, что способствует не только физическому, но и психоэмоциональному развитию ребенка. Анализ полученных результатов позволил сделать заключение об эффективности внедренной программы по спортивной ориентации с учетом гендерных различий в процесс физического воспитания участников исследования, эффективность обусловлена именно в аспекте физической подготовленности.
Цель исследования автора из Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского заключается в анализе объема и интенсивности двигательной активности студентов-хореографов в период учебной деятельности в различные временные интервалы для дальнейших корректировочных методов по организации физического воспитания в процессе их профессиональной подготовки. Представлена общая характеристика специфичности учебного процесса на основе современных исследований и обоснована значимость оценки двигательной активности с целью последующих корректировочных мероприятий по организации системы физического воспитания студентов-хореографов, реализация которого осуществляется средствами хореографического тренажа. Обзор научной и специализированной литературы позволил определить современное понимание профессиональной деятельности студента в будущем, раскрыть особенности обучения именно студента творческого направления подготовки. Педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент, анкетный опрос, статистические методы обработки данных являются основными методами в работе над темой исследования.
В раздел по методологии и технологии профессионального образования вошла статья авторов из Сургутского государственного университета и Казанского высшего танкового командного ордена Жукова Краснознаменного училища Минобороны России, в которой представлено исследование по проблеме цифровой компетентности педагогов вуза в сфере искусственного интеллекта. Цель данного исследования – определение влияния цифровой компетентности педагогов вуза в сфере искусственного интеллекта на результаты профессиональной деятельности. Использование теоретических методов (анализ, синтез, сравнение, обобщение) указывает на проблему развития цифровой компетентности у специалистов; эмпирический метод исследования (проектный метод, тестирование) позволил выявить проблемы в данном направлении с целью определения дальнейших мероприятий в вузе. Авторы проанализировали сущность понятия «цифровая компетентность» и составляющие его элементы, определили требования к педагогу, применяющему в своей профессиональной деятельности искусственный интеллект. Проведен аналитический обзор некоторых из признанных экспертами эффективных инструментов для педагогов в сфере искусственного интеллекта, авторы определили возможности каждого из них, при этом выделив проблемы и перспективы их применения педагогами. В процессе проведения эксперимента установлена связь между цифровой компетентностью педагогов вуза и результатами их деятельности.
В научной статье исследователей из ООО «ЭкоСтройРесурс» и Самарского государственного социально-педагогического университета рассмотрены вопросы управления экологическим образованием в высшей школе. Анализируется зарубежный опыт по созданию центров экологического образования и просвещения, где создается современная практико-ориентированная образовательная среда, которая мотивирует молодежь к изучению экологии и естественных наук; формирует у студентов ответственное отношение к окружающей природе; воспитывает экологически ориентированное поколение. Авторами предлагается тиражировать положительный опыт таких пространств на Самарский регион, что будет являться стратегически важным шагом, который принесет значительные долгосрочные преимущества для состояния природной среды области и ее жителей. Статья предназначена для преподавателей вузов, научных работников, широкого круга лиц, интересующихся проблемами экологического образования студентов.
В статье авторов Чеченского государственного педагогического университета и Института развития образования Республики Башкортостан рассматривается феномен профессиональной депривации студентов современного вуза, проявляющийся в понижении мотивации к учебе, утрате интереса к выбранной специальности и отсутствии перспектив профессионального роста. Цель исследования – выявить сущность, структуру и механизмы профилактики данного явления. Для достижения цели использовался комплексный методологический подход, включающий теоретический анализ научных работ, анкетирование 520 студентов различных профилей обучения и фокус-групповые интервью с преподавателями. Результаты факторного анализа показали, что профессиональная депривация формируется на пересечении личностно-мотивационных, социально-психологических и организационно-образовательных факторов. Научная новизна работы заключается в системном описании взаимовлияния этих факторов и обосновании необходимости комплексной профилактики профессиональной депривации студентов вуза, затрагивающей одновременно несколько уровней образовательной среды. Авторский подход акцентирует внимание на важности совместного воздействия педагогических, психологических и организационных мер, что подтверждает их эффективность в снижении риска депривации и повышении степени вовлеченности студентов в учебно-профессиональную деятельность. Выводы исследования ориентированы на внедрение программ комплексной поддержки обучающихся и совершенствование системы мониторинга, неблагополучных состояний студентов вуза в процессе обучения.
Предлагаю вашему вниманию обзор статей по возрастной психологии. Так, ученые из Челябинского и Сургутского государственных университетов представили исследование, посвященное изучению отношения к будущим родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания. Актуальность данного исследования обусловлена трансформациями репродуктивного поведения современной молодежи, чрезвычайной сложностью и противоречивостью студенческого периода с точки зрения освоения молодой женщиной материнской роли, а также недостаточной изученностью самопонимания как фактора, влияющего на отношение к будущим материнским ролям у студенток вуза. Цель исследования заключается в выявлении особенностей отношения к будущим функциональным родительским ролям студенток вуза с разным уровнем самопонимания. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе Челябинского, Сургутского, Пермского и Тамбовского государственных университетов. В исследовании приняли участие 84 студентки очной формы обучения, не состоящие в браке и не имеющие детей. Данные, полученные в ходе исследования, показали отношение обследованных студенток к своей будущей материнской роли, которое имеет положительный характер. В категории предпочитаемых ролей представлены и роли матери как субъекта общения для ребенка (друг, вдохновитель, защитник, утешитель), и роли матери как субъекта его обучения и воспитания (авторитет, воспитатель).
В статье автора из Сургутского государственного университета изучается взаимосвязь между самоотношением и психологическим благополучием у молодых женщин в возрасте 20–35 лет, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. В исследовании приняли участие 50 женщин с разным семейным положением, уровнем образования и занятостью. Результаты показали, что психологическое благополучие молодых женщин находится на низком и среднем уровне. Большинство респондентов испытывают затруднения в установлении и поддержании отношений, а также в определении жизненных целей. Половина участников исследования демонстрировала средний уровень удовлетворенности жизнью, а треть – высокий. Анализ компонентов самоотношения показал, что респонденты имеют разные уровни мотивации социального одобрения, самоуверенности, самопринятия и других аспектов самоотношения, коррелирующих с психологическим благополучием. Определение трех групп женщин в зависимости от степени выраженности уровня обеспокоенности внешностью позволило определить специфику данных корреляционных связей. Исследование подчеркивает важность изучения факторов, влияющих на самоотношение и психологическое благополучие молодых женщин. Результаты могут быть полезны для разработки программ по повышению самоэффективности и улучшению психологического состояния этой возрастной категории.
Благодарю всех авторов статей этого выпуска журнала и приглашаю к сотрудничеству исследователей в области педагогики, психологии, отечественной истории. Выражаю благодарность всем: авторам – за сотрудничество, читателям – за внимание.
Сергей Михайлович Косенок,
главный редактор, доктор педагогических наук, профессор,
ректор Сургутского государственного университета
Об авторе
С. М. КосенокРоссия
главный редактор, доктор педагогических наук, профессор, ректор Сургутского государственного университета
Рецензия
Для цитирования:
Косенок С.М. Уважаемые коллеги! Уважаемые читатели журнала «Северный регион: наука, образование, культура»! Северный регион: наука, образование, культура. 2025;26(1):8-12.