ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-8
Аннотация
Статья представляет собой обзор исследований о применении когнитивно-поведенческих методов в образовательном контексте. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью развития эффективных подходов к повышению учебной эффективности и психологического благополучия студентов. Проведен анализ научных публикаций, обзор литературы и метаанализ результатов исследований, представленных в данной области. Результаты обзора показали, что использование когнитивно-поведенческих методов в педагогической практике способствует повышению уровня концентрации, мотивации и саморегуляции учащихся, а также снижению уровня стресса и тревожности. В статье подчеркивается значимость применения когнитивно-поведенческих методов в образовательной среде как для улучшения результатов учебного процесса, так и для развития психологического благополучия студентов. Новизна данного исследования заключается в систематизации и анализе последних научных данных по теме, а практическая полезность – в предоставлении педагогам и психологам основ для разработки и внедрения эффективных стратегий обучения и поддержки студентов. К возможным сферам применения можно отнести высшее и среднее образование, а также корпоративное обучение и тренинги по развитию навыков учащихся различных возрастов.
Об авторах
Л. В. СавостинаРоссия
магистр психологии; член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП); лайф-коуч и член Американской академии профессионального коучинга Fowler International; выпускница виртуального института лидерства Atlas Corps, волонтер Atlas Corps; соучредитель и руководитель благотворительного фонда «Мирные сердца» и проекта «Говори» (г. Сургут)
Ф. Н. Солдатенков
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Список литературы
1. Beck J. S. Cognitive behavior therapy: basics and beyond. New York: The Guilford Press; 2020. 414 p.
2. Александров А. А. Психотерапия. СПб. : Питер, 2004. 408 с.
3. Гаранян Н. Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3. С. 27–48.
4. Доказательные исследования эффективности КПТ в лечении психических расстройств. URL: https://telegra.ph/Dokazatelnye-issledovaniya-ehffektivnosti-KPT-v-lechenii-psihicheskih-rasstrojstv-10-06 (дата обращения: 02.04.2024).
5. The efficacy of cognitive behavioral therapy: A review of meta-analyses: website. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3584580/ (дата обращения: 12.03.2024).
6. Burns D. D. The feeling good handbook. New York: Plume; 2020. 729 р.
7. Davis M., McKay M., Fanning P. Thoughts and feelings: Taking control of your moods and your life. New Harbinger Publications; 2021. 328 p.
8. Kabat-Zinn J. Wherever you go, there you are: Mindfulness meditation in everyday life. New York: Hyperion; 2005. 280 p.
9. Linehan M. M. DBT skills training manual. New York: The Guilford Press; 2015. 504 p.
10. Neenan M., Dryden W. Cognitive-behavioral therapy: 100 key points and techniques. New York: Bruner-Routledge; 2014. 314 p.
11. Semple R. J., Lee J. Mindfulness-based cognitive therapy for an anxious child: A manual for treating childhood anxiety. New Harbinger Publications. 2011. No. 4. p. 112–124.
12. Emotion, attention and regulatory processes. College of the Liberal Arts: website. URL: https://psych.la.psu.edu/about-us/research/attention-and-regulatory-processes (дата обращения: 12.03.2024).
13. Sloan Richard P., Shapiro Peter A. Behavioral and psychosomatic medicine. Columbia University Irving Medical Center: official website. URL: https://www.columbiapsychiatry.org/research/researchareas/behavioral-and-psychosomatic-medicine (дата обращения: 12.03.2024).
14. Harrer M., Adam S. H., Fleischmann R. J. et al. Effectiveness of an internet-and app-based intervention for college students with elevated stress: randomized controlled trial. Journal of Medical Internet Research. 2018;20(4):e136.
15. Padesky C. A., Mooney K. A. Strengths-based cognitive-behavioral therapy: A four-step model to build resilience. Clinical Psychology and Psychotherapy. 2012;19(4):283–290.
16. Segal Z. V., Williams M., Teasdale J. Mindfulnessbased cognitive therapy for depression. New York: The Guilford Press; 2018. 471 p.
17. Thakkar S. The anxiety workbook: A 7-week plan to overcome anxiety, stop worrying, and end panic. Rockridge Press; 2020. 216 p.
18. Хохлова Н. И., Муллер О. Ю., Савостина Л. В. Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 150–160.
19. Khokhlova A. A., Hasanova I. E., Khokhlova N. I. The study of everyday stress in medical students. In: Proceedings of the International Conference “Scientific research of the SCO countries: synergy and integration”, January 17, 2024, Beijing, China. p. 125–130.
Рецензия
Для цитирования:
Савостина Л.В., Солдатенков Ф.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Северный регион: наука, образование, культура. 2024;25(2):75-81. https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-8
For citation:
Savostina L.V., Soldatenkov F.N. THE USE OF COGNITIVE-BEHAVIORAL METHODS IN PSYCHOLOGY AND EDUCATION. Severny region: nauka, obrazovanie, kultura. 2024;25(2):75-81. (In Russ.) https://doi.org/10.35266/2949-3463-2024-2-8